andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Назад к "Сайдвиндерам"

IRIS-T
Ракета IRIS-T (c) Foto: Diehl Defence

В обзорной статье по перспективам зенитно-ракетных средств ПВО Норвегии для постоянных читателей блога нет ничего особо нового, а что есть, обсудим как-нибудь в другой раз. Но один важный момент там относится не только и не столько к наземной ПВО: Ракеты IRIS-T сейчас используются на F-16. После завершения поставок F-35 применяться в варианте «воздух-воздух» они больше не будут (не забываем и про "воздух-поверхность", но вообще это связано не с F-35, а с прекращением эксплуатации F-16 в 2019-2022 гг. - А.К). В результате в Норвегии образуется значительный избыточный запас ракет этого типа, которые можно будет использовать в варианте «земля-воздух».



Собственно, об этом и раньше многие догадывались, но теперь сказано прямо. Из всех эксплуатантов F-35 пока одному только Израилю разрешили самостоятельно интегрировать на самолет свои системы вооружения и радиоэлектроники. Остальные должны довольствоваться пакетом предложений поставщика, а там в классе УР "воздух-воздух" ближнего радиуса ничего кроме AIM-9X "Сайдвиндер" не предусмотрено. Поэтому разработчики и пользователи "Ирисов", теперь перевооружающие свои ВВС на F-35 - Италия, Норвегия и примкнувшие к ним Нидерланды - о своей ракете должны забыть. По крайней мере, пока. Может быть когда-нибудь удастся вернутся к этому вопросу, если Германия все-таки тоже выберет F-35 (о том, что немцы все больше склоняются к такому варианту буквально вчера сообщил Jane's 360).

Ракеты AIM-2000 "Ирис-Т" (IRIS-T - Infra Red Imaging System Tail/Thrust Vector-Controlled) ближнего радиуса действия класса "воздух-воздух" с ИК-ГСН разрабатывалась под руководством Германии консорциумом компаний из шести стран (в том числе, норвежской "Наммо") для замены УР AIM-9L "Сайдвиндер".


На вооружение ВВС Норвегии "Ирис-Т" принята десять лет назад. На фото - весь арсенал вооружения F-16 ВВС Норвегии класса "воздух-воздух" тех лет: AIM-120A AMRAAM, AIM-9L "Сайдвиндер" и AIM-2000 "Ирис-Т" (с) Foto: Erlien Dalløkken

Важным элементом эффективного применения новой ракеты стало одновременное с ней принятие в 2005 году на вооружение ВВС Норвегии шлема с отображением информации на лицевом щитке, что позволило сделать УР "Ирис-Т" реально всеракурсной. На всё - про всё тогда потатили 1,4 млрд. крон (171 млн. долл.).


УР "Ирис-Т" (AIM-2000) на пилоне норвежского F-16 (операция "Одиссея-Рассвет", о.Крит, 2011 год) (c) Foto: Torbjørn Kjosvold / Forsvaret

В принципе, норвежцам еще повезло, и им есть чем гордиться. Давным-давно подсуетившись с созданием консорциума "Конгсберг-Рейтеон", ещё при разработке ЗРК "Насамс", теперь это позволило считать УР JSM не иностранной, а совместной с США системой, чья интеграция в состав вооружения F-35 сейчас продолжается полным ходом.

Tags: Lu​ftforsvaret, aim-9 sidewinder, f-16, f-35, forsvaret, iris-t missile, norway, Норвегия, США
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments