andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Category:

Рвущийся сквозь кромку льда. Мечтают ли снежные драконы о ядерном сердце?

Впервые с тех пор, как во френд-ленте прописались промо, неистребимые как тараканы, внезапно удалось почерпнуть оттуда хоть какую-то полезную информацию.

Ice Breaker. Do Snow Dragons Dream of Nuclear Heart?

01
© Aker Arctic Technology


Как сообщило 26 сентября китайское издание Science and Technology Daily (科技日报, Keji Ribao), первому ледоколу национальной постройки официально дано название "Сюэлун-2" (雪龙 кит., Xuě Lóng англ., снежный дракон).

Информация, которую они сами на другие языки не переводят, оставляя в варианте иероглифического письма, с трудом прорывается за пределы китайского сегмента интернета. Вроде и не скрывает ее никто, а вот поди ж ты! Оказывается, церемония первой резки металла для постройки судна состоялась еще 20 декабря 2016 года на верфи Шанхайской группы судостроительных компаний "Цзяньнань" (Jiangnan Shipyard (Group) Co., Ltd) государственной судостроительной корпорации Китая (China State Shipbuilding Corp.).

02
© Foto: State Oceanic Administration, China

03

04
© Фото: Синьхуа

05
© Фото: Синьхуа

06

За следующие полгода выполнена оптимизация и доработка эскизного проекта, завершена разработка детального проекта, утвержден план строительства и закупки оборудования, проведены другие подготовительные работы. И теперь, наконец-то, началось производство. Строительство нового ледокола ведется по модульному принципу – 114 собранных отдельно сегментов будут объединены в 11 основных модулей (10 отсеков и надстройка), которые затем состыкуют на стапеле, начиная с марта 2018 года. Сборка должна завершиться 28 августа после чего начнутся установка крупногабаритного оборудования, внутренние отделочные работы, спуск на воду и достройка на плаву. Передача заказчику судна ожидается в апреле 2019-го, а ввод в эксплуатацию летом того же года.

Как бы то ни было, этот интересный кораблик вернулся в информационное пространство за пределами Поднебесной, из которого полностью выпал несколько лет назад.

Этапы большого пути

Ещё в январе 2012 года Китай объявил о своих планах в рамках программы Polar Research Vessel начать в 2013 году строительство нового ледокола водоизмещением 8000 тонн стоимостью около 200 миллионов долларов. На фоне несколько гипертрофированного интереса к Арктике в конце нулевых – начале десятых годов, эта новость мигом облетела ленты мировых информационных агентств в истеричном стиле "Китай рвется в Арктику!!!"

07
© Photo: Aker Arctic Technology

По заказу Государственного океанографического управления Китая (State Oceanic Administration – SOA, China), Китайской администрации Арктики и Антарктики (Chinese Arctic and Antarctic Administration – CAA) и Китайского полярного института (Polar Research Institute of China - PRIC) концептуальный и эскизный этапы проектирования нового ледокола вела финская компания "Акер арктик" (Aker Arctic Technology Inc). 31 июля 2012 года представители этой фирмы и Государственного океанографического управления (ГОУ) согласовали требования к проекту и подписали контракт стоимостью свыше 5 миллионов евро. На все, про все, по оценкам финских инженеров, им нужно было около семи месяцев.

08
© Photo: Aker Arctic Technology

В октябре 2012 года 708-й институт судостроительной корпорации Китая (中船集团第七〇八研究所, Marine Design and Research Institute of China – MARIC) получил госзаказ на разработку детального проекта нового судна. Часть этих работ должна была выполняться инженерами из КБ на верфи (江南研究院, Jiangnan Institute), на них же возлагалась и разработка рабочих чертежей нового судна.

09
© Aker Arctic Technology / Polar Research Institute of China

И заместитель директора ГОУ Вэн ЛИСИН сразу решительно заявил: "Работы идут по плану. Приемка судна и начало его ходовых испытаний намечены на 2014 год". А поскольку в связи с этим ледокольный потенциал КНР должен был увеличиться аж в два раза, на 2015 год сразу запланировали одну арктическую экспедицию и две антарктические.

Что-то пошло не так

Через восемь месяцев, в марте 2013 года финны только закончили концептуальный проект и вовсю трудились над эскизным.

10
© Photo: Aker Arctic Technology

Китайцы же, поддерживая интригу, весь год хранили молчание, а в январе 2014-го Цюй ТАНЧЖОУ, директор управления Арктики и Антарктики при ГОУ сообщил в интервью прессе, что новый китайский ледокол уже планируется построить до 2016 года. А затем почти на четыре года наступила полная тишина (три, если считать сообщение о резке металла в декабре 2016-го), и теперь речь идет только о 2019-м.

11

12

13
© Photo: Aker Arctic Technology / Polar Research Institute of China

14

Отпусти мечту в полет

Столь долгий срок вполне может объясняться отсутствием у китайских специалистов соответствующих компетенций в новой для них и притом весьма специфической отрасли судостроения. Но на фоне предыдущих громких заявлений официальных лиц все-таки слишком долго. И это дает и простор для фантазий, с учетом традиционной закрытости многих программ развития передовых технологий в Поднебесной.

Если верить широко разошедшимся по сети рендерам, потренировавшись для начала на кошках на вариациях "Кузнецова", в 2024-2030 годах Китай уже планирует строительство двух авианосцев с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ).



К настоящему времени печально прославившиеся своей низкой надёжностью ПЛАРБ типа "Ся" (проект 092) в ВМС КНР заменили лодки типа "Цзинь" (проект 094). Ввод в боевой состав флота всей их серии позволяет предположить, что китайцам наконец-то удалось более-менее успешно преодолеть проблемы с корабельными ЯЭУ. Теоретически, теперь их можно адаптировать и к использованию на авианосцах. Но сделать это простым переносом, без соответствующей апробации и проверки только-только доведенной до ума конструкции – верх авантюризма. Французы не дадут соврать, от души намучавшиеся при аналогичном трансфере с ПЛАРБ на свой несчастный "Шарль де Голль".

И в таком случае именно ледоколы могут стать идеальным испытательным стендом, платформой для отработки конструктивных решений после проверки их в самых сложных и разнообразных условиях – при непериодических вибрациях корпуса при ломке льда на максимальной мощности реактора, с вертикальными и горизонтальными ускорениями при килевой и бортовой качке, в климатическом диапазоне от тропиков до полярных морей. И так целых пять лет, пока не дойдет ход до установки на авианосцы – самое то, что доктор прописал. В подтверждение таких фантазий официальные лица Китая впервые заговорили о необходимости ледоколов с ЯЭУ еще в 2013-м и подтвердили решительность намерений в 2016-м.

Есть только одно "но": по водоизмещению "Сюэлун-2" почти в два раза уступает "Таймыру" и "Вайгачу" – самым маленьким из нынешних атомных ледоколов.

15

Название, страна Xue Long-2, Китай "Вайгач", Россия
Класс Polar Class 3 icebreaker (PC3) атомный ледокол
класса КМ() ЛЛ2[2] А
Год постройки 2019 2001
Постройка Jiangnan Shipyard (Китай) Wärtsilä (Финляндия), установка ГЭУ – "Балтийский завод"(Россия)
Ледопроходимость в сплошном льду (со снегом), м 1,5 (0,2) на скорости 2-3 уз. 1,77
Главная энергетическая установка:
тип двигателя
количество
мощность, л.с.

дизель-электрическая
2
атомная
турбоэлектрическая,
2
50 000
Главный движитель (мощность) 2 винторулевых колонки AZIPOD (7,5 МВт) 3 винта фиксированного шага с 4 съемными лопастями
Подруливающие устройства:
носовые

2

-
Скорость хода максимальная, уз. 16,8 18,5
Водоизмещение, тыс. т 12-13 20,8
Длина, м 122,5 151,8
Ширина, м 22,3 29,2
Осадка, м 8,0 8,1
Грузовместимость, т 4500
Экипаж типовой, чел. 90 89
Автономность, сут. 60
Дальность плавания, м. миль 20000 неограничена


Если ЯЭУ рассчитана на подводную лодку водоизмещением 8000 тонн, хватит ли ее для ледокола на 12 тысяч? Не факт. Особенно с учетом необходимости размещения на борту многочисленных жилых и служебных помещений, научных лабораторий и грузового трюма. Но, согласитесь, трехлетняя задержка хорошо вписывается в необходимость тщательного изучения этого вопроса, а вертолетная площадка отлично подходит для загрузки и выгрузки через нее реактора в 7-й и/или 8-й отсеки после спуска на воду и во время эксплуатации. Кстати, за время разработки детального проекта водоизмещение ледокола успело подрасти с восьми до 12-13 тысяч тонн. В общем, как говорится, а пуркуа бы и не па?

Уголька в топку безудержных фантазий подкидывает еще и сайт "Акер арктик", где в ранних спецификациях четко прописана дизель-электрическая энергоустановка, а в самом последнем варианте о ней уже почему-то забыли, остались только движители "Азипод". Может они начинают что-то подозревать?

Так что, ежели чего потом - не удивляйтесь, я предупреждал.

Ну, и чтобы два раза не вставать, давайте в заключение ненадолго вернемся к названию ледокола. Если там решили использовать цифру "2", значит кто-то был первым?

В начале славных дел

Научно-исследовательское судно (НИС) "Сюэлун" – ледокольное судно длиной 167 метров, шириной 22,6 метра, с наибольшей проектной осадкой 9 метров, полным водоизмещение 21 250 тонн, дальностью хода 12 тысяч морских миль, максимальной скоростью 17,9 узлов и неограниченной мореходностью. "Сюэлун" способен на скорости 2 узла ломать лед толщиной 1,0 м с 0,2 м снега.

Судно заложено на Херсонской судоверфи как теплоход-контейнеровоз типа "Витус Беринг/Иван Папанин" усиленного ледового класса "А2", третий корабль в серии из четырех единиц, проект СА-20 – универсальное транспортное судно для плавания в полярных районах (не путать проекты 10620 и 10621). После распада СССР корабль находился на стапеле в 95-процентной готовности, остался в собственности Украины, достроен по китайскому заказу и спущен на воду в 1993 году с присвоением нового имени "Сюэлун".

Судовладельцем НИС является Китайский институт полярных исследований (г. Шанхай), порт приписки Вайгаоцяо (Шанхай). В задачи судна входит доставка экспедиций на полярные станции, снабжение их генеральными грузами, топливом, продуктами, а также проведение научных исследований.

После покупки в КНР проведены четыре модернизации судна.

В 1993-1994 гг. "Сюэлун" переоборудовали на национальных верфях. Основные изменения в конструкции по сравнению с первоначальным проектом коснулись сооружения дополнительной надстройки над трюмом №1 (единой конструкции с носовой надстройкой). В трюме и надстройке над ним оборудованы жилые и служебные помещения, лаборатории общей площадью 100 кв. метров. В жилых помещениях обеспечивалось размещение 34 членов экипажа и 128 пассажиров или исследователей. После изменения конструкции "Сюэлун" переклассифицирован в "судно научных исследований и снабжения полярных станций".

В ходе второй модернизации в 2004 году на борту оборудовали вычислительный центр обработки информации и расширили площади лабораторий, доведя их количество до семи с общей площадью 200 кв. метров. На верхней палубе установили забортные лебедки для подъема исследовательского оборудования.

16
НИС "Сюэлун" (Фримантл, Австралия ноябрь 2004)

В третий раз в 2007-2008 годах проведен капитальный ремонт с модернизацией основных судовых систем и усилением корпуса. В результате ледовый класс судна по китайской классификации увеличен до "В1" (Class 2A по международной), таким образом, с тех пор и до настоящего времени "Сюэлун" является самым крупным в мире ледоколом с неядерной ЭУ.

17
4-я китайская арктическая экспедиция (сентябрь 2010 года)

Появилась новая надстройка с современными средствами управления, навигации и связи на мостике, которые являются одними из самых современных в мире среди ледоколов и позволяют судну полностью автономно работать в полярных широтах.

18

Также прошли полное обновлены все жилые и служебные помещения, лабораторные площади и оборудование, включая установку новых, более производительных забортных лебедок для морских исследований.

19

Стационарная кормовая вертолетная площадка и ангар обеспечивают постоянное базирование двух палубных вертолетов типа Ка-32А или Z-9 "Харбин" (лицензионная копия французского Aerospatiale АS.365N Dauphin II).

20

21

Кроме этого судно несет на борту три катера и один автономный подводный аппарат типа "Арктик-ARV" (Arctic Autonomous/Remote Vehicle).

22

Очередной, четвертый ремонт и модернизация судна завершились в 2013 году. Как ожидается, после этого срок его эксплуатации составит не менее 15 лет.

После передачи НИС "Сюэлун-2" в состав полярного флота Китая, планируется частично разделить районы плавания "Снежных Драконов". Благодаря значительной грузовместимости, первый из них будет в большей степени ориентирован на снабжение четырех китайских антарктических научных станций. Второй же, в силу его лучшей ледопроходимости, в основном, планируют использовать для исследований в Арктике. А самое главное, должны ведь китайцы в конце-концов когда-нибудь дойти до полюса!

Но об этой эпопее поговорим как-нибудь в другой раз.

Tags: Арктика, Китай, ледоколы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments