andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Проблемы с вертикальной тряской на EH/AW101

В продолжение темы:

03
24 ноября новый вертолет AW101 (бортовой №0268, регистрация ZZ103) выкатили из ангара на аэродроме Сула (Ставангер) для проведения гонки двигателей. После начала вращения винтов машина неожиданно покатилась вперед, резко повернула влево и опрокинулась на правый борт © Foto: LESERBILDE

Не подменяя собой комиссию по расследованию инцидента, издание Teknisk Ukeblad рассматривает причины прошлых аналогичных аварий.



01
© Foto: Forsvaret

11 октября 2014 года около 22.00 по местному времени вертолет EH-101 ВВС Дании (бортовой № М-518) потерпел аварию при посадке примерно в 13 км к юго-востоку от аэродрома Мазари-Шариф (Афганистан). Никто из шестерых находившихся на его борту серьезно не пострадал, включая одного военнослужащего Бундесвера. Но вертолет получил серьезные повреждения, опрокинувшись на левый борт, лишившись хвостовой балки и лопастей несущего винта.

Как свидетельствуют материалы расследования, прошло 20 секунд с момента касания земли шасси до опрокидывания машины. Примерно через две секунды после приземления появилась вертикальная вибрация с частотой около 3 Гц, вначале с незначительной амплитудой, но постепенно все усиливавшаяся. Тряска стала такой сильной, что у пилотов слетели очки ночного видения и, следовательно, они потеряли возможность видеть, что происходит вокруг. Второй пилот, который в тот момент управлял машиной, попытался поднять вертолет обратно в воздух, отключив систему стабилизации. Однако это не исправило, а только усугубило ситуацию. Комиссия пришла к мнению, что возникла так называемая "биомеханическая обратная связь 3 Гц", когда под действием вертикальных колебаний рука сидящего в амортизированном кресле летчика сама собой по инерции непроизвольно взаимодействовала с ручкой "шаг-газ", то толкала, то тянула её попеременно, пока система не пришла в состояние самовозбуждения, с каждым разом увеличивая амплитуду колебаний. Инстинктивные действия летчика и реакция на них машины стали началом пятнадцатисекундного процесса, когда вертолет все еще в состоянии сильной тряски снова поднялся в воздух, кренясь влево повернулся на 270 градусов вправо, пока лопасти несущего винта не задели землю и не оторвалась хвостовая балка.

07
В кабине датского EH101 - левая рука второго пилота лежит на ручке "шаг-газ" © Foto: Per Erlien Dalløkken

Комиссия пришла к выводу, что на момент совершения аварии у вертолета не было технических неисправностей. Пилоту после посадки достаточно было, преодолевая свои инстинкты, просто отпустить ручку "шаг-газ", и ждать пока колебания прекратятся сами. Вместо этого он начал взлет с отключенной системой стабилизации, в темноте, пыли, не видя приборов, и без достаточных навыков выхода из такой ситуации. Очевидно, что описанные проблемы являются характерными для этого типа вертолетов, но аварийные процедуры для такой ситуации в достаточной степени не исследованы, не прописаны, а их практическая отработка возможна только в реальном полете, так как авиасимулятор физически не может воспроизвести реальные сценарии самовозбуждения системы "рука пилота - ручка "шаг-газ".

05
Новый симулятор AW101 от CAE расположен в тренажерном центре Thales Норвегии в (Utsola) © Foto: Eirik Helland Urke

Все известные типы вибраций на EH/AW101 перечислены как "некритические нештатные ситуации", которые предполагают наличие достаточного времени у пилотов, чтобы применить контрольный перечень действий для их устранения. И при этом даже с ограниченной способностью симулятора воспроизводить сильную вибрацию, только половина из четырех опытных пилотов датских EH101 сумели восстановить контроль над вертолетом, когда их протестировали в симуляторе после отключения системы стабилизации.

И наконец, полный отчет датской комиссии носит конфиденциальный характер, поэтому не опубликован, хотя может содержать больше деталей по выявленным проблемам, которые окажутся полезными другим странам-эксплуатантам, таким как Норвегия или Нигерия.

08
© Foto: alex @africaken1 / twitter

Ровно год назад, 24 ноября или за несколько дней до этой даты вертолет AW101 ВВС Нигерии опрокинулся во время рулежки к ангару после посадки на авиабазе Макурди. Как и в Норвегии, инцидент произошел почти сразу после поставки - незадолго до этого ВВС Нигерии получили две машины AW101, первоначально построенные для Индии, но выкупленные после расторжения контракта из-за подозрений в коррупции. И хотя подробности этого инцидента неизвестны, сходство обстоятельств наводит норвежских специалистов на определенные размышления. Не самые радостные, надо сказать.

(продолжение следует)

Tags: Lu​ftforsvaret, denmark, eh/aw101 merlin, norway, Дания, Нигерия, Норвегия, инциденты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments