Previous Entry Share Next Entry
Оценка расходов Дании на программу F-35
andrej_kraft
В мае прошлого года коллега sandrermakoff писал:

На прошедшей сегодня утром пресс-конференции премьер-министр и министр обороны Дании объявили, что правительство рекомендует по результатам экспертизы выбор в качестве перспективного истребителя F-35A "Lightning II". Рекомендовано приобрести 27 самолетов.

Опубликован небезынтересный документ (PDF) с обоснованием этого выбора, согласно которому F-35 обошел по всем направлениям оценок F/A-18F "Super Hornet" и Eurofighter "Typhoon". Небольшим исключением является то, что предложение Boeing сочли чуть менее рискованным за счет высокой освоенности "Super Hornet" и тем что значительно меньшая стоимость жизненного цикла парка F-35A получилась за счет того, что F/A-18F "Super Hornet" и Eurofighter "Typhoon" предлагалось взять 38 и 34 соответственно, что обосновано более высокими характеристиками отдельного "Lightning II", в частности большим ресурсом.

Таким образом в еще одной из стран где правительство было вынуждено пойти на формальные конкурсные процедуры для выбора F-35 (будучи при этом изначально страной-партнером по программе) все закончилось для "Lightning II" благополучно.

Источник: "Дания все равно выбирает F-35"


Сравнительные испытания датского F-16 с регистрацией ET-210 и американского F-35 из 461-й испытательной авиаэскадрильи (АвБ Эдвардс ВВС США, шт. Калифорния, август 2016 г.) © Foto: Forsvaret / YouTube


При подписании 9 июня 2016-го политического соглашения между правительством и парламентской оппозицией, стоимость расходов для замены F-16 на F-35A оценивалась в 3,1 млрд. долл., а на весь жизненный цикл потребуется около 10 миллиардов (66 млрд. датских крон). Из 44 закупленных ещё в 1980-х годах истребителей-бомбардировщиков типа F-16 ВВС Дании, эксплуатация которых по плану должна была завершиться в 2015 году, в пригодном для эксплуатации состоянии до настоящего времени остаются всего 29 машин.

Здесь уже как-то поднимался вопрос о немалой политизированности закупок В и ВТ для ВС Дании. И в этом случае бурление просто так не успокоилось. Даже после подписания юридически обязывающего соглашения, раз за разом оппозиция находила экспертов, уверяющих, что для задач охраны воздушного пространства Дании оставшиеся "Файтинг Фалконы" подходят лучше сверхдорогих "Лайтнингов-2".

13 ноября Defense News сообщило, что счетная палата парламента Дании Rigsrevisionen не исключает возможность искусственного завышения стоимости программы, хотя военное ведомство еще не опубликовало главный документ – финансово-экономическое обоснование.

И вот, 22 ноября министр обороны Клаус Хьорт ФРЕДЕРИКСЕН представил на рассмотрение в финансовому комитету парламента смету расходов, подписанную 16 числа (PDF). Согласно документу на период 2018-2027 гг. запрашивается "всего" 2,61 млрд. долл. (16,37 млрд. крон). Кажется, что вышло даже меньше первоначальных оценок. Но в калькуляции этой суммы есть несколько хитростей, о которых ниже. А пока общие положения.

В случае утверждения сметы и ожидаемого подписания первого из серии контрактов в середине января 2018 года, четыре самолета могут быть поставлены заказчику в 2021 году, еще шесть в 2022-м.

Первые самолеты перегонят на АвБ Люк ВВС США, да и оставят там же для подготовки датских пилотов. На АвБ Скрюдструп ВВС Дании первые F-35 прибудут в 2022 году, где они тоже первоначально будут использоваться для обучения.

table1

Отмечается, что, с одной стороны, в зависимости от выбранной концепции переподготовки и адаптации учебных программ может потребоваться дополнительный учебный самолет в США, особенно в переходный период. С другой стороны, в случае необходимости все учебные машины могут быть относительно быстро переброшены в Данию.

table2
Примечание: 1) Включение F-16 в международные операции вплоть до 2021 года включительно может отрицательно повлиять на переходный период и наращивание группировки F-35, так как необходимое количество опытных пилотов F-16 не смогут пройти переподготовку на F-35 в США. Степень этого зависит от фактических масштабов и сроков развертывания, а также от итогового выбора концепции обучения, включая возможность сочетания переподготовки опытных пилотов F-16 и подготовки новых пилотов сразу для F-35.

Именно в таком контексте решили сократить общее количество летчиков-истребителей ВВС Дании с 70 до 62 человек. Это должно обеспечить более плавный переход летно-подъемного состава F-16 к F-35 с возможностью выполнения ими всего спектра задач. С учетом сложностей набора, обучения и содержания персонала, такая структура сохранится на ближайшие 10 лет.

Предварительно назначен коэффициент оперативного использования (КОИ) 70 процентов. При этом для каждой машины планируется налет более 250 часов в год, такой же как и у четырех других стран-партнеров. Ещё три планируют иметь этот показатель меньшим в повседневной деятельности, но и они ожидают его увеличения свыше 250 часов на период участия в международных операциях.

Что касается реального КОИ, то постепенно прослеживается положительная динамика его увеличения для F-35, вплоть до последней серийной партии №9 включительно. Таким образом, считается вполне реальной возможность выхода с 2021 года на запланированный в программе JSF показатель не менее 72%, с учетом того, что датские самолеты F-35 будут включены в серийные партии №13 и следующие за ней.

А дальше будет много-много цифр. Для удобства кроны сразу переведены в доллары по курсу 6,25.

Итак, запрашиваемая общая сумма 2,61 млрд. долл. разделена следующим образом:

1) 2,59 млрд. долл. – покупка самолетов, тренажеров, запасных частей, вспомогательного и специального оборудования, программного обеспечения (ПО), модификаций и обновлений, в том числе:

1.1) 2,1 млрд. долл. – закупка 27 самолетов, и четырех авиасимуляторов для подготовки экипажей;

1.2) 176 млн. долл. – закупка вспомогательного и специального оборудования, средств РЭБ, компьютерных систем и ПО. Сюда входят устройства подвески ударного вооружения и радиоэлектронных контейнеров, шлемы и костюмы пилотов, а также основная масса другого вспомогательного оборудования, например, приборы тестирования и технического обслуживания самолетов на аэродроме. Сюда же входят компьютерные и связные системы, а также один отдельный запасной "датский" двигатель от "Пратт-Уитни" – на всякий пожарный случай.

1.3) 153,9 млн. долл. – первоначальный взнос за участие в функционировании глобальной системы поддержки эксплуатации и обслуживания, дающей Дании право получить доступ к единому резервному фонду запасных частей и оборудования с подключением к соответствующей IT-системe ALIS (автономная логистическая информационная система). В общем виде концепция позаимствована из гражданской авиации, где "Боинг" и "Эйрбас" централизованно обеспечивают коммерческим авиакомпаниям техподдержку воздушных судов своего производства в глобальном масштабе. Такое решение продемонстрировало возможность значительной экономической выгоды за счет экономии средств, благодаря отказу от необходимости создания, поддержания и обслуживания нескольких национальных систем аналогичного назначения.

Теперь за участников JSF все издержки по содержанию общего фонда ЗИП берут на себя США, являющиеся его официальным владельцем. Взамен они обязуются по первому требованию в кратчайший срок предоставить заказчику требуемые детали и оборудование. Первоначальный платеж каждой страны за вступление в общий фонд ЗИП отражается как актив и амортизируется в течение всего периода эксплуатации самолетов. Дальнейшие выплаты по эксплуатации и техническому обслуживанию производятся по текущей стоимости на регулярной основе, в зависимости от КОИ и налета машин в национальных ВВС.

1.4) 146,3 млн. долл. – на проведение работ по модернизации и обновлению, в том числе 108,8 млн. долл. на сам закупочный период, а 37,5 млн. долл. на временную поддержку поставщиков в течение того же периода. Первые 10 F-35 поставят Дании в технологической конфигурации "Technology Refresh 2" (TR-2), а 17 последующих предусмотрены в варианте TR-3. Это означает, что для 10 первых впоследствии потребуется обновление до уровня TR-3.

2) 34,2 млн. долл. – на обеспечение программы закупок, в том числе:

2.1) 30,2 млн. долл. – Агентству материально-технического снабжения МО Дании FMI (Forsvarsministeriets Materiel- og Indkøbsstyrelse) для организации и проведения программы;

2.2) 4,0 млн. долл. – Управлению имущества МО Дании (Forsvarsministeriets Ejendomsstyrelse) для организации строительных работ на АвБ Скрюдструп, но сами расходы на строительство в смету не включены (см. ниже)

При этом в смету не включены:

1) примерно 22 млн. долл. – финансирование процесса выбор типа новых боевых самолетов в период 2013-2017 гг., подготовка к приобретению и организация программы закупок.

2) около 608 млн. долл. – расходы на закупочный период для приобретения первоначальных запасов оружия и боеприпасов, начальную подготовку летчиков, техников и другого персонала, покупку топлива и т.п.

3) 104 млн. долл. – строительство и расширение инфраструктуры АвБ Скрюдструп, в том числе эксплуатация строительной площадки, консалтинговые сборы, расходы на возможные экспроприации (отчуждение собственности), непредвиденные расходы и т.п.

4) ежегодно около 70,4 млн. долл. на весь период эксплуатации до 2049 года включительно – текущие расходы, когда все самолеты полностью будут введены в эксплуатацию, включая участие в глобальной концепции эксплуатации и обслуживания, а также регулярные модернизации и обновление ПО боевого самолета.

Общая стоимость до 2049 года

включает все вышеперечисленные пункты, а также расходы, связанные с процессом выбора новой машины в период до 2013 года, сметные расходы на сумму 374,4 млн. долл. по финансированию фазы производства, устойчивого развития и последующей разработки (Production, Sustainment and Follow-on-Development – PSFD) и около 10,9 млн. долл. (в ценах 2016 г.) на развертывание начального серийного производств, до момента выхода Дании из программы JSF.

Сюда же относятся и расходы на подготовку и переподготовку необходимого количества пилотов и наземного персонала для нового типа авиационной техники, специалистов для обслуживания современных тренажеров, обновление и модификация самолетов и симуляторов, эксплуатация и обслуживание зданий и ИКТ-систем, расчет заработной платы, закупки топлива, пополнение оружия, боеприпасов и, наконец, расходы на закупку двух дополнительных F-35 для компенсации возможных потерь.

На всё про всё набегает около 9,1 млрд. долл. (57 млрд. крон).

Но и это еще не все.

Дополнительные затраты на период подготовки и ведения военных действий

В своем нынешнем виде проект вообще не включает:

1) Дополнительные инвестиции в инфраструктуру АвБ Скрюдструп для обеспечения базирования не только F-35 национальных ВВС, но и стран-союзников в рамках обязательств по НАТО. Такие расчеты нужно будет производить отдельно, после завершения разработки основного проекта реконструкции. Как ожидается, его согласование и разрешение на строительство будет получено в 2019 году.

2) Затраты для создания полного запаса боеприпасов и вооружения на весь срок службы, как для международных операций, так и в рамках требований НАТО, включая коллективную оборону.

Неопределенности и риски

Отмечается, что на общую стоимость программы в течение всего 30-летнего периода жизни новых самолетов будет оказывать ряд неопределенностей и рисков.

Прежде всего, риски включают возможные потребности оптимизации, связанные с корректурой численности летчиков-истребителей, поддержкой их высокого налета, КОИ, соотношением участия в международных операциях и внутренних тренировочных полетах. Сюда же относится тот факт, что стадия разработки F-35 все еще не завершена, следовательно, ряд рисков проистекает и с этой стороны. Исходя из этого, при определенном стечении неблагоприятных обстоятельств, КОИ не обеспечит решение всего комплекса задач боевой авиации страны.

Также существует ряд финансовых неопределенностей, включая колебания обменного курса USD/DKK, изменения стоимости топлива, затрат на оплату труда, любых различий между ценовой политикой в Дании и США, и т.п.

Министерство обороны несет эти финансовые риски, связанные с приобретением F-35, для компенсации которых предусмотрено выделить около 128 млн. долл. Пока.


  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

могли бы на Марс слетать за такой прайс

Не успеют. На следующих же выборах с треском проиграют оппозиции, а те вернут все взад.

другие варианты не сильно дешевле

"Еврофайтер" и "Супер Хорнет"?

да те же миллиарды, с чего они будут дешевле то?

будут дороже, особенно с учетом бешеных темпов интеграции вооружения в еврофайтер. ну и шедевральности хорнета как перехватчика

А что такое КОИ тут?
С одной стороны цифры в детализации кажутся сильно заниженными, с другой стороны не совсем понятно как в итоге набежало 9,1 млрд и это число в свою очередь выглядит уже более-менее реальным (с поправкой на инфляцию )

КОИ - коэффициент оперативного использования

Спасибо, я догадывался, но, честно говоря, первый раз такой термин вижу. Коэф. оперативного напряжения знаю.

>>>первый раз такой термин вижу. Коэф. оперативного напряжения знаю.

<<<Моряки КОИ используют.

берете стоимость летного часа, например 30 000 баксов (взял от фонаря, но плюс минус лапоть), 250 часов в гол, 30 лет = 225 лямов.

умножаете на 27 бортов - получаете 6 лярдов. это без потраченных за 30 лет боеприпасов.

>>>27 бортов - получаете 6 лярдов

<<<6 лярдов надо умножить на КОИ=0,7 получается 4,2 млрд.

>>>стоимость летного часа, например 30 000 баксов (взял от фонаря, но плюс минус лапоть)

<<<В январе была 35 тысяч с тенденцией к снижению.

Edited at 2017-12-04 03:28 pm (UTC)

Они наверное так и считают :) Вообще-то операционное использование приводит к удорожанию летного часа. Или этот КОИ тут означает, что при планируемых 250 часов в год в реальности они будут летать 175?

>>>что при планируемых 250 часов в год в реальности они будут летать 175?

<<<Или так, или из 27 бортов будут летать 70%. но это несколько упрощенно.

мухлеж какой-то. Обычно есть общий налет (включая тренировки) и часть его операционный

Как из указанных в статье цифр это набежало? Собственно "ежегодно около 70,4 млн... текущие расходы, когда все самолеты полностью будут введены в эксплуатацию, включая участие в глобальной концепции эксплуатации и обслуживания, а также регулярные модернизации и обновление ПО боевого самолета." конечно сильно занижены. Как и 2,1млрд за 27 боротов.
Текущий летный час ~40к. я предполагаю, что лет через 10 (как раз должны быть все самолеты закуплены) должно снизится до 20к (без учета инфляци и, кстати, это не операционный час). Или в 70,4 собственно летный час (те эксплуатация) не включена и оценки этих затрат тут нет?

>>>конечно сильно занижены. Как и 2,1млрд за 27 боротов.

<<<за еще неоплаченные самолеты цена может существенно упасть. При подписании контракта в 2020-м один F-35 обойдется в 80,5 млн. USD с поставкой самолета в 2022 году.

>>Или в 70,4 собственно летный час (те эксплуатация) не включена и оценки этих затрат тут нет?

<<<А кто их знает, что там есть. Методика расчета в смете не приведена, только итоговые цифры. Дождемся итогов проверки Rigsrevisionen.

Датчане, я смотрю, самые большие оптимисты. У них получается $77,8M, у норвежцев значит $80,5M, а сам LM скромно на их фоне таргетирует $85M для FRP-2.

Думаю, LM самые честные. Остальные тем или иным способом пытаются успокоить налогоплательщиков, выбирая наиболее оптимистичные сценарии. А потом поставят перед фактом - мол, надо ещё чуток добавить, в смету не укладываемся, но виноваты не мы, а производитель.

Уже меньше
"However, Assad noted that he thinks Lockheed can bring unit costs down even further than its current goal: an $80 million F-35A conventional takeoff and landing model by 2020."
https://www.defensenews.com/air/2017/10/24/pentagon-kicks-off-intensive-f-35-cost-review/

Есть даже прогнозы менее 80 млн. так что у всех сейчас +- одинаково
По час полета

Ну по этой ссылке желания одинаковые получается у заказчиков -- 80 это пентагон хочет тоже. Обещаний LM так сделать конкретно на хотя бы на бумаге я не видел. У датчан -- да, можно согласиться, что 3% при пересчетах осели. Бывает :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account