andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Мультикультурализм на марше

В Норвегии очень жесткая миграционная политика. Официально с 1975 года прием мигрантов прекращен, но существует целый ряд лазеек, позволяющих тем или иным способом обойти этот запрет. Тем же, кто все-таки смог получить желанное подданство и хочет реально интегрироваться в общество, прямая дорога на военную службу – очень полезный бэкграунд для дальнейшей жизни.

А поскольку этнонациональный состав мигрантов довольно пестрый, рано или поздно их религиозные правила и нормы должны были войти в противоречие с действующими в ВС Норвегии уставами и наставлениями. В первую очередь, это касалось одежды.

001
Фатима НАДЖИД служила делопроизводителем в 2009 году и использовала хиджаб с униформой еще до появления официально утвержденных правил его ношения © Foto: Tarald Jansen / Forsvaret

Следует отметить, что норвежские военные реагировали довольно оперативно. Тюрбаны разрешили носить на службе с конца 1980-х годов, хиджабы с 2006 года. Но только в конце 2012-го религиозные головные уборы официально включили в правила ношения формы одежды вооруженных сил, с подробными инструкциями о том, что разрешено, а что нет.

Пандер Сандип Сингх (Pandher Sandheep Singh) родился и вырос в Норвегии, но его семья эмигрировала из Индии. Он немедленно воспользовался представившейся возможностью и перед окончанием Высшего военного училища радиоэлектроники (Forsvarets Ingeniørhøgskole) в строгом соответствии с новыми правилами сам изготовил себе тюрбан, которым и щеголял на выпуске, резко выделяясь на фоне остальных курсантов.

002
Пандер Сандип Сингх: Я сикх, и я всегда хотел быть на выпуске в тюрбане. Для меня это много значило © Foto: Karen Bleken

Правила ношения формы одежды ВС Норвегии

3.5. Религиозные символы и атрибуты

3.5.1 Общие положения


Религиозные символы, разрешенные для ношения с формой одежды в Вооруженных силах относятся к крупнейшим официально зарегистрированным религиозным общинами Норвегии.

Право и ограничения использования религиозных символов применяются независимо от категорий военнослужащих. Разрешенные религиозные символы могут использоваться для всех мундиров и в большинстве родов войск и видов Вооруженных сил.

Командир (начальник) подразделения обязан оценить, может ли использование религиозных символов конфликтовать со здоровьем, безопасностью или эксплуатационными требованиями или последствиями. Любые ограничения на использование разрешенных религиозных символов должны рассматриваться на индивидуальной и фактической основе.

Для Королевской гвардии правила ношения формы одежды регламентируются отдельными положениями.

Для всех религий применяются следующие общие правила:
Волосы и борода должны быть ухоженными.
Кулоны, цепочки и т. п. следует носить под униформой.

3.5.2 Христианство

Во время молитвы женщины могут покрывать волосы черным одноцветным платком без украшений.

Символы и предметы одежды, используемые при исполнении обрядов полевыми капелланами, регулируются их собственными положениями и поэтому не охватываются настоящими правилами.

3.5.3 Ислам

Женщины могут носить рубашки с длинными рукавами, даже в том случае, если объявлена форма одежды с короткими или закатанными рукавами. В качестве альтернативы, рубашка с длинными рукавами может быть одета под рубашку объявленной формы.

Хиджаб разрешен, если он плотно облегает голову и не развевается. Хиджаб должен быть черного цвета и без украшений. Хиджаб не заменяет военные головные уборы и поэтому должен носиться под обычным военным головным убором.

Никаб, хиджаб, бурка и любая другая одежда, которая скрывает лицо и/или форму, к ношению не допускается.

3.5.4 Сикхизм

Кеш – необстриженные волосы, обязательный атрибут сикха. Тем не менее, волосы должны быть ухоженными. Кеш должен носиться в узле либо в верхней части головы, либо на шее. Волосяной узел может быть покрыт тюрбаном или паткой. Для длинных бород необходимо использовать сетки на бороду.

Тюрбан может заменять другие военные головные уборы. Обычно он должен иметь тот цвет, который установлен для головных уборов данного вида вооруженных сил (рода войск). Верх тюрбана должен быть черным. Кокарда крепится на тюрбан по центру, чуть выше треугольника оголовья.

Использование шлема или другого защитного снаряжения не всегда согласуется с использованием тюрбана. В таких случаях можно носить патку. Если используется патка, она должна быть черного цвета. Патка не заменяет военные головные уборы и поэтому должна использоваться под обычным военным головным убором.

Кара – стальной браслет. Его можно носить на правом запястье и разрешено использовать в тех случаях, если это не противоречит здоровью, безопасности или работоспособности.

Кирпан – церемониальный нож. Его можно носить поверх рубашки. При ношении куртки, кирпан носится под ней. Открытое ношение ножей в общественных местах производится в соответствии с требованиями местной полиции.

3.5.5 Иудаизм

Кипа – чепец, закрывающий макушку головы. Он не заменяет военные головные уборы, но мужчины-члены еврейской общины могут использовать черную кипу без украшений, когда не используются другие военные головные уборы

Цицит (пончоподобный предмет одежды) разрешается носить под униформой.

Членам еврейской общины не следует приказывать носить одежду, в которой сшиты вместе шерсть и лен.



Но это во всех смыслах внешняя сторона дела. Требовалось также внесение изменений в организацию и структуру Корпуса полевых капелланов (feltprestkorpset) ВС Норвегии.

003
Бригадный генерал Альф Петтер ХАГЕСЭТЕР (Alf Petter Hagesæther), начальник Корпуса полевых капелланов ВС Норвегии © Foto: Forsvaret

В 2008 году глава пресс-службы Корпуса Рааг РОЛЬФСЕН предположил, со многими оговорками, что "первый полевой гуманист или полевой имам может появиться в Вооруженных силах в течение ближайших 2-3 лет".

Оговорки были отнюдь не случайны, потому что раздел 16 Конституции Норвегии гласил, что религиозные вопросы в стране регулируются указами Короля, а королевское постановление 1954 года четко определяло, что служба Корпуса полевых капелланов должна вестись "согласно Ордену норвежской церкви" и "под опекой епископа Осло". Это положение несколько смягчалось Законом об обороне, в котором говорилось, что "священники и пасторы из публично одобренных религиозных общин Норвегии могут служить капелланом/пастором в Вооруженных силах".

Поэтому за следующие 2-3 года смогли пойти на единственное послабление, набрав в Корпус нескольких священников из числа представителей других христианских конфессий, хотя они и не подчинялись епископу Осло. Но никаких "полевых имамов" (feltimam) в ВС Норвегии не могло появиться до тех пор, пока в 2012 году не подготовили, внесли в парламент и одобрили соответствующие изменения в Конституцию относительно государственной религии.

Между тем, теперь речь уже шла не только о необходимости имамов, но и о так называемых "полевых гуманистах" (feltlivssynshumanist) или "гуманитарных капелланах" (humanistiske kapellaner), ссылаясь на пример Нидерландов, где в 2011 году из 150 полевых капелланов к таковым относились 38. Поскольку трудно с ходу разобраться, что же такое этот самый "полевой гуманитарный капеллан", есть смысл просто обозначить три основных направления его деятельности: 1) Личные беседы для поддержки военнослужащих, которые в этом нуждаются; 2) Проведение "гуманистических" (гражданских) церемоний для нерелигиозных военнослужащих, включая свадьбы и похороны; 3) Консультации командиров (начальников) по гуманитарно-этическим вопросам. В общем, нечто среднее между замполитом и военным психологом. Интересно, что принять такую концепцию руководству Корпуса полевых капелланов ВС Норвегии поначалу было даже сложнее, чем полевых имамов.

Бригадный генерал А. ХАГЕСЭТЕР тогда крайне осторожно высказался в том смысле, что очень уважает гуманистов, но не понимает, как нечто подобное может быть применено в Норвегии: "Это пока в очень далекой перспективе. Действительно, существует потребность в поддержке Корпусом полевых капелланов большего количества религий и философий, но мы не хотим торопиться на этом направлении".

Но камень воду точит. И вот, в начале 2015-го Вооруженные силы пригласили для работы в качестве советников Корпуса полевых капелланов двух гражданских специалистов:

04
Слева-направо: гуманист Норунн КОСБЕРГ (Norunn Kosberg), полевой капеллан А. ХАГЕСЭТЕР и имам Наджиб НАЗ (Najeeb Naz) (часовня крепости Акерсхус, Осло, ноябрь 2015 г.) © Foto: Forsvaret

"До сих пор у христианства была монополия в Вооруженных силах. Наш новый подход состоит в том, что у нас должна быть свобода выбора веры и жизненной философии для всего персонала. Никто в Вооруженных силах не должен давить в выборе религии", - рассказывает А. ХАГЕСЭТЕР, сам ставший инициатором приглашения двух советников с иным вероисповеданием и жизненной философией, чем принятые в Корпусе.

На дальнейшем пути реорганизации гуманистам пришлось сложнее чем исламистам, потому что их полевых представителей в Корпусе пока нет до сих пор, зато в ВС Норвегии теперь появился полевой имам – уже знакомый вам по фото выше Наджиб ур Рехман НАЗ (Najeeb ur Rehman Naz).

004
© Foto: Torbjørn Kjosvold / Forsvaret

Служить в новой должности он начал с 1 января 2017 года, а 27 февраля на торжественной церемонии официально назначен первым имамом ВС Норвегии с присвоением ему воинского звания "майор".

Кстати, обратите внимание на полумесяцы-звезды в петлицах вместо прежних крестов и на новый геральдический знак на левом нагрудном кармане имама. С 1 января изменен герб Корпуса полевых капелланов.

003
Новый герб синего цвета с восьмиконечной звездой на семи широких лучах, весь в серебре. На старом щите был латинский красный крест с красными лучами вокруг (с) Vårt Land


К сожалению, в отличие от тех же шведов или датчан, норги предлагают только общие принципы своей военной геральдики, но редко дают конкретные описания. При желании на новом гербе Корпуса можно увидеть еврейский семисвечник, а восьмилучевая звезда может объединять и христианский крест, и пятилучевую звезду мусульман, и звезду Давида, да и круглых символов некоторых других мировых религий. Но отчего нет никаких намеков на кханду сикхизма? Да и синий цвет поля традиционно характерен для войск с инженерной специализицией. Как бы то ни было, здесь изменения налицо.

Чуть сложнее вышло с новым названием Корпуса, рекомендации по которому от военных были готовы еще в начале года. Но только 15 декабря правительство Норвегии направило в Стортинг свой окончательный вариант – вместо "Feltprestkorpset" предложено использовать "Forsvarets tros- og livssynskorps", то есть, нечто вроде "Корпус веры и жизненной философии".

Также предложено дополнительно ввести новое название должности "полевой имам", потому что "полевой капеллан" (feltprest) прямо связан с христианством, а для мусульман это может быть неприемлемо. Но продолжают ломать копья вокруг совершенно неудобоваримого "полевого гуманиста жизненной философии" (feltlivssynshumanist). Быть гуманистом – это не профессия, как у капеллана или имама.

Интересна реакция норвежского издания Document.no на предложения по переименованию. В сегодняшней статье "Престижная служба Вооруженных сил теряет свою идентичность" Кристиан СКАУГ патетически восклицает: "Что произойдет с гербом Корпуса полевых капелланов, если с изменением названия на нечто "нейтральное по отношению к жизненной философии" исчезнет ссылка на христианство?" Вас не удивляет, от чего автор не знает, что без малого год у Корпуса новый герб?

Все очень просто – такие изменения не стараются афишировать. То есть, и прятать не прячут, но и не выпячивают. Почему? Опросы общественного мнения свидетельствуют, что более 50% населения Норвегии не приветствуют использование религиозной символики других конфессий в униформе военных и полиции, а около 78% недовольны появлением в Корпусе полевых имамов.

Зачем дразнить гусей?

001
Храни Аллах короля и отечество (с) Tegning: Oddmund Mikkelsen/Forsvarets forum, 2009

Tags: feltprestkorpset, forsvaret, norway, Норвегия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments