?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Долгострой норвежских военных-2: Тучи над NH90 не развеются никогда
andrej_kraft
В продолжение темы

01
Вертолет NH90 на борту фрегата БОХР "Сенья" © Foto: Forsvaret

Как это принято перед Рождеством в Норвегии, в Стортинге снова обсуждают возможность расторжения контракта на поставку палубных вертолетов для своих ВМС. Возможно и не стоило упоминать об этой национальной забаве, если бы не было прецедентов резких поворотов в судьбе норвежских оборонных контрактов, едва ли не единственный, но самый громкий из которых – отказ от закупки в Швеции САУ "Арчер". Так что, в случае чего, чтобы ни для кого это не стало полным сюрпризом.



Министерство обороны Норвегии утверждает, что оперативная готовность вертолетов NH90 может быть достигнута в 2020-2022 годах. Оппозиционные политики, ссылаясь на успешный опыт соседей-датчан, настаивают, что если отказаться от этой авантюры прямо сейчас и подписать новый контракт с американцами, как это предлагали еще пять лет назад, то на поставку первых "нормальных" вертолетов потребуется не более четырех лет. Зато гарантированно.

02
Отработка взлетно-посадочных процедур вертолета NH90 на палубу фрегата УРО "Р. Амундсен" © Foto: Håkon Kjøllmoen / Forsvaret

Через 16 лет после того, как Норвегия заказала у концерна NHIndusrties 14 NH90 на сумму около 7 млрд. крон (840 млн. долл. по текущему курсу), поставлено всего шесть машин, то есть, примерно по одной в год, причем только в варианте начальной оперативной готовности (IOC). Периодически они используются для тренировок расчетов, задействуются в учениях и участвуют в авиашоу.

03
Прием разведгруппы береговых егерей на борт вертолета NH90 береговой охраны (учение "Джойнт викинг-17", Финнмарк, март 2017 г.) © Foto: Forsvaret

Но большую часть времени они стоят на земле в ожидании устранения выявленных недостатков. Из-за этого уже два года после списания последних "Линксов" корабли береговой охраны ходят на патрулирование без вертолетов, а фрегаты УРО типа "Ф. Нансен" не имели их вообще никогда с самого момента своей постройки.

И хотя в марте фрегат БОХР "Анденес" последним среди трех кораблей типа "Нордкап" ВМС Норвегии получил техническую сертификацию для эксплуатации вертолетов NH90, но это пока только сами корабли допустили к полетам с них таких вертолетов, а у вертолетов такого разрешения все еще нет.

Детали ограничений стали предметом обсуждения на встрече в министерстве обороны в середине декабря. Они являются секретными, но когда это останавливало норвежских журналистов? Чай, не финны какие-нибудь. Издание Aftenposten утверждает, что ситуация мало изменилась за год, когда в январе газета Kyst og Fjord опубликовала очередной слив. По их сведениям корабли береговой охраны не могут использовать вертолеты NH90 при углах качки более 20 градусов. Это всего-навсего означает, что с этими машинами вообще нельзя выходить в море, потому что даже у самых крупных кораблей БОХР Норвегии – ПК "Свальбард" и фрегатов типа "Нордкап" – в экстремальных погодных условиях Северной Атлантики не так уж и редки крены аж до 50 градусов.

04
Бортовая качка в 30 градусов для фрегата БОХР типа "Нордкап" – почти обыденное явление. Вертолет NH90 стоит "на приколе" © Foto: Forsvaret

Такое ограничение установил не производитель. В соответствии с ТТЗ NH90 должны быть вполне способны переносить подобные тяготы и лишения. Но после SHOL-тестов в Нидерландах голландские инженеры честно записали в итогах испытаний, что сохраняется "небольшая вероятность" технических аварий, а итальянцы донесли эти результаты норвежскому заказчику. Врать в такой ситуации – себе дороже.

Франция и Нидерланды, которые купили ту же палубную модификацию NH90, давно уже вовсю используют их. Но в их ВМС нет вертолетонесущих кораблей такого маленького водоизмещения, как у БОХР ВМС Норвегии. Плюс, эти страны в значительной степени вовлечены в производство NH90 и не хотят антирекламы продукции своего ВПК. Но и норвежцы совсем не желают попасть в те самые доли или единицы процентов "небольшой" вероятности, поэтому не разрешают начинать эксплуатацию своих "новых" машин до получения полных гарантий. Замкнутый круг.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ

Posts from This Journal by “nh90” Tag



  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1