andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Легкий авианосец для ВМС США

Где-то во френд-ленте видел отголоски замшелого уже холивара о перспективах легких авианосцев с акцентом на "УДК без док-камеры". Насколько я понимаю, тогда все затихло в связи с отсутствием возможности проверить на практике результаты мысленных экспериментов. Прошлогодний поход "Кузи" в Средиземку ни на роль подтверждения, ни опровержения не подходит в силу известных причин. Но тут вдруг сами американцы собрались подбросить дровишек в топку приутихшей было дискуссии.

Лично для меня тема представляет интерес чисто академический, но кому-то может быть интересна. Одна беда – текст голый совсем, без картинок. Ни рендеров, ни компьютерных анимаций почему-то нарисовать еще не успели, хотя вроде бы времени вполне хватало. Так что придется читателям терпеть многабукафф, а в качестве единственной иллюстрации пусть будет первое попавшееся, что более-менее подходит:


Звено F-35B "Лайтнинг-2" над УДК "Америка" © Photo: Andy Wolfe / US Navy



Вопрос об окончательном выборе количества кораблей в серии атомных авианосцев (АВМА) типа "Форд", которые планируются к постройке для ВМС США, в настоящее время остаётся открытым. Во многом это обусловлено запредельно высокой стоимостью строительства и эксплуатации каждого нового корабля, в связи с чем, вся программа подвергается резкой критике. Идут дебаты в конгрессе, министерстве обороны и ВМС США, вплоть до появившихся предложений разработать более дешевый легкий авианосец LAC (Light Aircraft Carrier) для замены или в дополнение к тяжелым, к каковым относят все корабли этого класаа, водоизмещением более 70 тыс. тонн.

Утверждается, что LAC смогут решать задачи, которые не требуют полного использования возможностей тяжелого авианосца и его авиагруппы (охрана заданного района, воздушная поддержка операций низкой интенсивности, усиление амфибийно-десантных и крейсерско-миноносных групп, конвойные действия, проецирование силы и демонстрация военного присутствия). В повседневных условиях это позволит экономить драгоценный ресурс тяжелых авианосцев для его использования в военное время. В случае войны лёгкие авианосцы могут также придаваться для усиления авианосных ударных групп тяжелых авианосцев.

Принципиально это соответствует концепции "Распределенного ударного потенциала" (Distributed Lethality - DL), которая с 2017 года официально является составной частью доктрины использования надводного флота ВМС США. Согласно её положениям, использование бóльшего числа корабельных групп должно повысить оперативную доступность надводных сил.

Большим сторонником нового подхода оказался председатель комитета по обороне верхней палаты конгресса США небезызвестный сенатор Джон МАККЕЙН. В январе 2017-го в своем специальном докладе он заявил, что в течение следующих пяти лет американские ВМС должны начать переход от закупки универсальных десантных кораблей (УДК) к строительству лёгких авианосцев в качестве дополнения к имеющимся тяжелым. По его мнению, передача флоту первого такого корабля должна состояться не позднее середины 2030-х годов.

В том же январе 2017-го в докладе "Восстановление американской морской мощи" (Restoring American Seapower) НИИ центра бюджетного и стратегического анализа (Center for Budgetary and Strategic Analysis) рекомендовал строить легкие авианосцы водоизмещением 40-60 тыс. тонн с обычной энергетической установкой. Его основные характеристики будут почти вдвое меньше соответствующих характеристик АВМА типа "Нимиц"/"Форд" (водоизмещение 100/110 тыс. т, длина 330/340 м, 80 самолётов, включая 48 ударных) и примерно соответствуют характеристикам французского атомного авианосца "Шарль де Голь" (43тыс. т, 283 м, 28-40 самолётов) или нового английского "Куин Элизабет" (65 тыс. т, 283 м, до 36 F-35), которые, кстати, у себя дома никто легкими не считает.

Заданным параметрам также соответствуют американские УДК, которые в ходе последних конфликтов фактически уже многократно использовались в роли легких авианосцев за счет вооружения самолётами с вертикальным взлётом и посадкой (СВВП) AV-8B "Харриер". После снятия их с вооружения с аналогичными целями планируется использовать СВВП F-35В "Лайтнинг-2". Следовательно, новые УДК типа "Америка" (45 тыс. т, 257 м, 20 самолётов) могут рассматриваться как основа для разработки проекта легкого авианосца, если решение о его создании всё-таки будет принято.

Кроме того, очевидно, что будут рассмотрены и другие концепции. Так, в июне 2017 года некто Бредли МАРТИН (Bradley Martin) в сотрудничестве с Майклом МАКМЕХОНОМ (Michael E. McMahon) под брендом корпорации "РЭНД" опубликовали доклад "Варианты будущего авианосцев" (Future Aircraft Carrier Options), в котором анализируются четыре возможных альтернативы продолжению строительства АВМА типа "Форд", включая:

1) тот же авианосец "Форд", но с более дешевыми и экономичными системами;

2) атомный авианосец водоизмещением 70 тыс. тонн с авиагруппой, аналогичной по составу авиакрылу АВМА типа "Форд";

3) вариант на основе проекта УДК типа "Америка";

4) чисто легкий авианосец водоизмещением около 20 тыс. тонн с авиагруппой из десяти СВВП.

Сторонники концепции легких авианосцев считают, что они получатся намного дешевле тяжелых. В частности, в долгосрочной перспективе расходы на закупку новых авианосцев типа "Форд" оцениваются в 11,4 млрд. долл. за один корабль, тогда как новый УДК типа "Америка" стоит "всего" 3,4 млрд., а стоимость разработанного на его базе лёгкого авианосца якобы не должна превысить 5 млрд. долларов.

Впрочем, совершенство таких расчётов обоснованно оспаривается. Если легкие авианосцы пойдут в дополнение к тяжелым, а не вместо них, то это потребует соответствующего сокращения, если не остановки программы строительства УДК. Статьи закупок военного бюджета и так чрезвычайно перегружены, поэтому средства для строительства новых крупных боевых кораблей могут быть получены только за счёт сокращения других программ. А ведь командование морской пехоты несколько лет кряду жалуется, что количество кораблей амфибийно-десантных сил в боевом составе флота уже сейчас не обеспечивает выполнение всего спектра стоящих перед корпусом задач.

Если же легкие авианосцы будут вместо тяжёлых, это однозначно приведет к снижению ударной мощи флота. В частности, легкий авианосец на основе проекта УДК типа "Америка" из-за своей короткой полётной палубы будет способен нести лишь СВВП. Это приведёт к уменьшению радиуса действия его авиагруппы в сравнении с самолетами классической схемы взлёта-посадки. Также веским аргументом противников концепции является то, что в настоящее время нет СВВП ДРЛО и РЭБ, аналогичных E-2D "Эдвансед Хокай" и F/A-18G "Гроулер", без которых воевать считается немыслимым.

В среднесрочной перспективе эти недостатки частично можно устранить внесением изменений в конструкцию УДК типа "Америка" с удлинением его полетной палубы, установкой носовой рампы и стартовых катапульт или разработкой полностью нового корабля водоизмещением 60-70 тыс. тонн. Но это, в свою очередь, приведет к существенному удорожанию проекта, что, по меньшей мере, ставит под сомнение экономические преимущества новой программы в сравнении с продолжением строительства тяжелых авианосцев.

Так, согласно расчетам в докладе "РЭНД", постройка авианосца водоизмещением 70 тыс. тонн будет всего на 25% меньше стоимости постройки АВМА типа "Форд", однако он будет значительно уступать последнему в боевой эффективности, обеспечивая на 50% меньше самолётовылетов в сутки. Также у легкого авианосца меньше автономность, дальность плавания и живучесть. Последние факторы особенно актуальны для двух последних из четырех альтернативных вариантов в докладе.

В заключение специалисты "РЭНД" делают вывод, что легкий авианосец водоизмещением 20 тыс. тонн сможет использоваться только в кризисных ситуациях низкой интенсивности или для сопровождения тяжелого авианосца в составе АУГ. На основании этого рекомендуется продолжить строительство серии АВМА типа "Форд", не исключая в случае необходимости разработку для них менее затратного в производстве и эксплуатации атомного реактора.

В самих американских ВМС особой радости от возможных перспектив не испытывают. По мнению командования, только использование тяжелых авианосцев обеспечивает сочетание высоких наступательных (ударных) возможностей, требуемых темпов ведения операций и длительного участия в военных конфликтах средней и высокой интенсивности. Понимая, что такие высокие материи мало волнуют политиков, выражаются опасения, что количество атомных авианосцев в боевом составе ВМС США придется сократить до 6-9 единиц только для того, чтобы высвободить личный состав на формирование экипажей новых кораблей и комплектование летно-техническим персоналом авиагрупп легких авианосцев.

Как бы то ни было, но в том же в июне 2017-го бюджетное управлением Конгресса США (Congressional Budget Office – CBO) внесло поправку в проект военного бюджета на 2018 год, предусмотрев выделение 30 млн. долларов на разработку первоначальной концепции легкого авианосца. В рамках принятия окончательного решения об их строительстве для американских ВМС в Сенате планируют рассмотреть важнейшие технологические вопросы, обосновывающие оперативную и экономическую целесообразность такого решения. Старый авианосник и палубник МАККЕЙН радостно потирает руки – уж теперь он им всем там покажет!

А напоследок хотел бы обратить внимание коллеги prokhor_tebin на сумму в 30 млн. только на концептуальные исследования. На таком фоне 18 млн. для заказа на разработку и строительство нового ледокола БОХР выглядят сущими копейками. А вы говорите "они что-то подозревают". Если бы им реально надо было, давно бы уже по-быстрому взяли в аренду за смешные деньги у финнов, или построили у них же. Но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Tags: us navy, США, авианосцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments