andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Швеция может отказаться от использования транспортных вертолетов NH90

Вторая серия (начало здесь)


Вертолет HKP-14F и тральщик "Винга" © Bilde: Ola Jacobsen

Как заявил 8 февраля в интервью Sveriges Radio министр обороны Швеции Петер ХУЛЬКВИСТ, они запрашивают у Риксдага увеличения с 1 марта выделяемых средств на вертолеты HKP-14 (Helikopter 14 – шведское обозначение NH90). В противном случае предложено прекратить или сократить использование девяти транспортных вертолетов HKP-14E, поддерживая в эксплуатации лишь пять противолодочных HKP-14F. Причина этого в чрезмерно высоких эксплуатационных расходах.

02
Внутри пилотской кабины в HKP 14 над Карлскруной © Bilde: Ola Jacobsen

Как и Норвегия, Швеция тоже сполна хлебнула долгого ожидания обещанного, подписав в 2001 году контракт на поставку 18 вертолетов нового типа – девяти в варианте HKP-14F и девяти HKP-14E. К 2011 году щведы получили всего один NH90 с предприятия "Патриа" в Финляндии, то есть, через два года после того, когда в соответствии с первоначальными планами к 2009 году должна была быть поэтапно введена в эксплуатацию уже вся партия.

Впрочем, следует признать, что и сами шведы несут часть ответственности за задержку, став единственной страной, заказавшей увеличение внутренней высоты кабины NH90 со 157 до 182 сантиметров. Это повлекло за собой массу изменений, переделок и привело к снижению характеристик. А в NHIndustries теперь называют шведскую модификацию High Cabin Version.

03
Шведский NH90 на 25 сантиметров выше любого из своих родственников © Bilde: Ola Jacobsen

Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Операциям в Афганистане насущно требовалась вертолетная поддержка, а у ВВС Швеции не было ничего, кроме обещаний от NHI. В таких случаях нормальные страны времени на бюджетно-финансовые и контрактно-договорные игры не тратят. В данном случае Швеция доказала, что растеряла еще далеко не все признаки национальной нормальности. На международном рынке выбрали наилучшее предложение по критерию "эффективность-стоимость", технологические решения которого проверялись на практике с 1974 года – в начале апреля 2011 года в США купили за 750 млн. долларов 15 вертолетов Sikorsky UH-60M Black Hawk. И при этом еще добились от заокеанских коллег обещания сделать все в кратчайшие сроки, для чего получали машины прямо на выходе с конвейера производственной лини "Сикорский" в неизмененной конфигурации US Goverment UH-60M.

Вот как описывал процедуру приобретения и принятия на вооружение новой техники командир вертолетного крыла ВВС Швеции полковник Магнус ВЕСТЕРЛУНД в интервью Defense IQ: "Это не обычный способ покупать вертолеты. Решение было до мелочей согласовано двумя правительствами. Благодаря этому я одновременно тренирую всех своих пилотов в Форт-Ракер, а техников готовлю в Форт-Юстис. Здесь у нас в Швеции сидит американская команда из TOFT, и есть жесткий график. Мы покупаем машины напрямую у армии США. <…> В то же время нам оказывает большую поддержку "Сикорский", подключив в качестве подрядчика "Сааб". Таким образом, много игроков в разных местах играют в одну игру, и стрелки указывают в одном направлении".

Всего через полгода после подписания контракта две первые машины НКР-16 (Helikopter 16 – шведское обозначение UH-60M "Блэк Хок") прибыли в Швецию. Через 16 месяцев в сентябре 2012 года агентство закупок FMV (Försvarets materielverk) передали последние две. А ровно через два года (!!!) 1 апреля 2013-го четыре шведских "Черных ястреба" уже начали операции из Мазари-Шарифа.

04
Выгрузка двух первых шведских Sikorsky UH-60M Black Hawk из Boeing C-17 Globemaster III © Bilde: Nina Karlsson, Försvarsmakten

А как поживал тем временем NH90? Здесь все шло параллельно, но гораздо медленнее – по отработанной годами и многократно проверенной во многих странах схеме.

Как указывалось выше, первые транспортные HKP-14 (тогда еще модификаций "А" и "В") появились в Швеции в 2011 году. Первый противолодочный HKP-14F введен в эксплуатацию в 2015-м. В июне 2017-го года агентство FMV получило последнюю из 18 заказанных машин. Тем не менее, сейчас у Швеции есть всего 15 вертолетов, потому что три машины в комплектации начальной эксплуатационной готовности IOC (Initial Operational Capability) вернулись на завод для проведения модернизации. Из оставшихся в настоящее время эксплуатируется пять морских вертолетов HKP-14F.

05
Два года назад Швеция получила первый NH90 в противолодочной конфигурации с РЛС и ОГАС © Bilde: Picasa

Один час полёта HKP-14 обходится в 200 тыс. крон (около 25 тыс. долл.), в то время как у НКР-16 он стоит всего 40 тыс. крон (5 тыс. долл.). Отсюда у шведских военных возник резонный вопрос: зачем им оплачивать эксплуатационные расходы дорогой игрушки NH90, если у рабочей лошадки UH-60 они ровно в пять раз меньше?

Поскольку для противолодочного варианта HKP-14F реальной альтернативы нет, его придется терпеть. Но ведь НКР-14Е вполне способны заменить HKP-16:



А если что, потом можно и дополнительную партию этих машин закупить.

Вот, только отчего-то мне кажется, что вопрос здесь политический и решать его будут исходя совсем из другой логики.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: nh90, sweden, uh/sh/mh-60 sikorsky, Швеция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments