Previous Entry Share Next Entry
Швеция может отказаться от использования транспортных вертолетов NH90
andrej_kraft
Вторая серия (начало здесь)


Вертолет HKP-14F и тральщик "Винга" © Bilde: Ola Jacobsen

Как заявил 8 февраля в интервью Sveriges Radio министр обороны Швеции Петер ХУЛЬКВИСТ, они запрашивают у Риксдага увеличения с 1 марта выделяемых средств на вертолеты HKP-14 (Helikopter 14 – шведское обозначение NH90). В противном случае предложено прекратить или сократить использование девяти транспортных вертолетов HKP-14E, поддерживая в эксплуатации лишь пять противолодочных HKP-14F. Причина этого в чрезмерно высоких эксплуатационных расходах.

02
Внутри пилотской кабины в HKP 14 над Карлскруной © Bilde: Ola Jacobsen

Как и Норвегия, Швеция тоже сполна хлебнула долгого ожидания обещанного, подписав в 2001 году контракт на поставку 18 вертолетов нового типа – девяти в варианте HKP-14F и девяти HKP-14E. К 2011 году щведы получили всего один NH90 с предприятия "Патриа" в Финляндии, то есть, через два года после того, когда в соответствии с первоначальными планами к 2009 году должна была быть поэтапно введена в эксплуатацию уже вся партия.

Впрочем, следует признать, что и сами шведы несут часть ответственности за задержку, став единственной страной, заказавшей увеличение внутренней высоты кабины NH90 со 157 до 182 сантиметров. Это повлекло за собой массу изменений, переделок и привело к снижению характеристик. А в NHIndustries теперь называют шведскую модификацию High Cabin Version.

03
Шведский NH90 на 25 сантиметров выше любого из своих родственников © Bilde: Ola Jacobsen

Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Операциям в Афганистане насущно требовалась вертолетная поддержка, а у ВВС Швеции не было ничего, кроме обещаний от NHI. В таких случаях нормальные страны времени на бюджетно-финансовые и контрактно-договорные игры не тратят. В данном случае Швеция доказала, что растеряла еще далеко не все признаки национальной нормальности. На международном рынке выбрали наилучшее предложение по критерию "эффективность-стоимость", технологические решения которого проверялись на практике с 1974 года – в начале апреля 2011 года в США купили за 750 млн. долларов 15 вертолетов Sikorsky UH-60M Black Hawk. И при этом еще добились от заокеанских коллег обещания сделать все в кратчайшие сроки, для чего получали машины прямо на выходе с конвейера производственной лини "Сикорский" в неизмененной конфигурации US Goverment UH-60M.

Вот как описывал процедуру приобретения и принятия на вооружение новой техники командир вертолетного крыла ВВС Швеции полковник Магнус ВЕСТЕРЛУНД в интервью Defense IQ: "Это не обычный способ покупать вертолеты. Решение было до мелочей согласовано двумя правительствами. Благодаря этому я одновременно тренирую всех своих пилотов в Форт-Ракер, а техников готовлю в Форт-Юстис. Здесь у нас в Швеции сидит американская команда из TOFT, и есть жесткий график. Мы покупаем машины напрямую у армии США. <…> В то же время нам оказывает большую поддержку "Сикорский", подключив в качестве подрядчика "Сааб". Таким образом, много игроков в разных местах играют в одну игру, и стрелки указывают в одном направлении".

Всего через полгода после подписания контракта две первые машины НКР-16 (Helikopter 16 – шведское обозначение UH-60M "Блэк Хок") прибыли в Швецию. Через 16 месяцев в сентябре 2012 года агентство закупок FMV (Försvarets materielverk) передали последние две. А ровно через два года (!!!) 1 апреля 2013-го четыре шведских "Черных ястреба" уже начали операции из Мазари-Шарифа.

04
Выгрузка двух первых шведских Sikorsky UH-60M Black Hawk из Boeing C-17 Globemaster III © Bilde: Nina Karlsson, Försvarsmakten

А как поживал тем временем NH90? Здесь все шло параллельно, но гораздо медленнее – по отработанной годами и многократно проверенной во многих странах схеме.

Как указывалось выше, первый транспортный HKP-14E появился в Швеции в 2011 году. Первый противолодочный HKP-14F введен в эксплуатацию в 2015-м. В июне 2017-го года агентство FMV получило последнюю из 18 заказанных машин. Тем не менее, сейчас у Швеции есть всего 15 вертолетов, потому что три машины в комплектации начальной эксплуатационной готовности IOC (Initial Operational Capability) вернулись на завод для проведения модернизации. Из оставшихся в настоящее время эксплуатируется пять морских вертолетов HKP-14F.

05
Два года назад Швеция получила первый NH90 в противолодочной конфигурации с РЛС и ОГАС © Bilde: Picasa

Один час полёта HKP-14 обходится в 200 тыс. крон (около 25 тыс. долл.), в то время как у НКР-16 он стоит всего 40 тыс. крон (5 тыс. долл.). Отсюда у шведских военных возник резонный вопрос: зачем им оплачивать эксплуатационные расходы дорогой игрушки NH90, если у рабочей лошадки UH-60 они ровно в пять раз меньше?

Поскольку для противолодочного варианта HKP-14F реальной альтернативы нет, его придется терпеть. Но ведь НКР-14Е вполне способны заменить HKP-16:



А если что, потом можно и дополнительную партию этих машин закупить.

Вот, только отчего-то мне кажется, что вопрос здесь политический и решать его будут исходя совсем из другой логики.


  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Так а функциональность HKP-14 и HKP-16 насколько сравнимы? Потому что если сравнивать цену, то надо сравнивать и возможности. Я в вертолетах не соображаю, просто любопытно.

Это вам поможет?

00

Чрезвычайно похожи. Спасибо.

То есть накупили вдвое больше чем хотели

и не знают кого в гараж на хранение? Теперь продавать будут каким нибудь соседям?

Re: То есть накупили вдвое больше чем хотели

Типа того.

Слегка не разобрался по габаритам кабины

на противолодочном тоже завышенный потолок? Где то есть изображения сравнений базовой и шведской версий?

Re: Слегка не разобрался по габаритам кабины

>>>на противолодочном тоже завышенный потолок?

<<<Да: Donauwörth – Today, Airbus Helicopters delivered the first Swedish NH90 in full anti-submarine warfare (ASW) configuration <...> rotorcraft has an entirely customized mission system including underwater sonar, tactical radar and high cabin for improved interior space.

отсюда

>>>Где то есть изображения сравнений базовой и шведской версий?

<<<Специально не искал.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account