andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Category:

Полевые командные пункты норвежской армии

В некотором роде продолжение темы "Золотые годы норвежской армии", только узкоспециализированное.

01

Долгое время КП бригад, полков и батальонов, разворачивали в поле в обычных палатках, аппаратура связи устанавливалась на автомобилях. В первые послевоенные десятилетия это были поставляемые по программе военной помощи американские внедорожники 4×4 "Додж" WC51 3/4t.

02
"Додж" в зимнем камуфляже.

04
Радиостанция AN/VRC-9 в кабине.

03
В учебном полку связи отрабатывают прокладку полевой линии с "Доджа" прямо на улицах военного городка гарнизона "Йостадмуен".

05
Полевые телефонные линии. Когда-то почти 100% связи обеспечивались полевкой. Справа малые катушки для развертывания проводов со спины, слева – более крупные барабаны со штативом для прокладки линии с автомобиля, как на фото выше.
В центре слева-направо: трофейные немецкие линейные трансформаторы; 10-канальный ручной телефонный коммутатор (внизу) с блоком автоматической коммутации (сверху); в коричневой коробке – аппаратура двухканального частотного уплотнения TF-429.

06
С начала 1960-х старичков "Доджей" постепенно заменили: слева – "Лендровер" 4×4 Series III 109 с радиостанцией AN/TRC-1; справа – "Вольво" 4×4 L-3314N AMB 1/2tonn с 103-канальной радиорелейной станцией AN/GRC-103 и УВЧ-антенной ABU-175. Машины развернуты на учебной площадке гарнизона "Йостадмуен".

07 08
Монтаж антенных мачт ABU-175 (слева); УКВ антенна RC-292 использовалась с радиостанциями семейства AN/VRC-12.

09
Радиостанция AN/GRC-103 в "Вольво". Машина норвежская, но на технике работают американцы – на учениях союзникам давали ими попользоваться, чтобы не таскать каждый раз технику туда-сюда.

10
Радиорелейная станция AN/GRC-103 (слева) и аппаратура четырехканального частотного уплотнения TCC-1N (справа).

11
"Вольво" с проводным 30-канальным ручным телефонным коммутатором в кабине. В грузовом прицепе катушки с кабелем для соединения абонентов.

12
30-канальный коммутатор в кабине "Вольво". Фибергласовое стекло в кабине – нетривиальное решение для субарктического климата Норвегии.

Потом "Лендроверы" и "Вольво" дополнили гусеничными транспортерами (ГТР) Bv-202.

13
КП пехотного батальона на базе ГТР Bv-202.

14
Радиорелейная станция на базе ГТР Bv-202.

15

16
Узел связи КП бригады развернут в поле.

17
Темные восьмиугольники – 16-местные палатки.

18
В свое время норвежские связисты много зубоскалили по поводу выбора камуфляжной расцветки палаток. При этом по штату зимних масксетей для них не полагалось, только на технику. Военные везде одинаковы.

19
Летом такой проблемы не было.

По ходу замены автотехники в войсках, на новую базу переносили и средства связи. В 1968 году на вооружение приняли грузовики М-621.

20
Грузовик М-621 с размещенным в кунге пунктом управления артиллерийским огнем (ildkoordineringssenter – IKS) КП бригады.

21
Подогрев воды парафиновой паяльной лампой перед заливкой радиатора на морозе.

22
Испытание прототипов СВЧ антенн для новой тактической цифровой системы связи "Тадком" (TADKOM – TAktisk Digital KOMunikasjon). Разработка системы началась в конце 1970-х годов, первые испытания проведены в начале 1980-х и к середине система принята на вооружение сухопутных войск.

57
В качестве носителей аппаратуры тактических концентраторов системы "Тадком" изначально взяли новые ГТР Bv-206. На переднем плане – серийный образец СВЧ антенны.

23
Можно довольно точно привязаться ко времени съемки – ГТР Bv-206 появились в войсках в 1981 году, "Тадком" приняли на вооружение в 1985-м, когда часть Bv-202 все еще оставались в войсках.

С начала 1980-х КП бригады "Север" (Brigade Nord – Brig N) разворачивались на базе КШМ типа M577 (так называемый высокий тип) и обычных БТР M113 (низкий тип). В батальонах были две М577, в бригаде – три М577 и один М113. Ниже отличный фотосет по КП бригады "Бригко" (Brigko – Brigadens kommandoplass) именно тех времен. Цветные вставки - из конца 1980-х.

24
Начало развертывания – две КШМ ставят корма к корме.

25
Четыре бронемашины стоят "вагенбургом" – три М577 и один М113.

26
В пространстве между ними разворачивают палатку, поднимают антенны, сверху машины прикрывают маскировочными сетями.

27
Десятипарный 400-метровый 10-парный кабель тянется от КП до узла связи (УС), который обеспечивает радиосвязь КП, транслируя информацию девяти командных радиосетей. Десятая пара кабеля – для телефонного проводного канала.

УС разворачивался рядом с "Бригко" для связи с вышестоящим командованием и подчиненными силами. Как по тактическим соображениям, так и для разноса антенн с целью уменьшения взаимных помех, расстояние между КП и УС составляло около 400 метров.

Некоторые радиосети (в основном, сети управления огнем) функционировали через радиостанции непосредственно в КШМ, о чем ниже.

28
Развертывание КП завершается его маскировкой.

29
Организуется охрана и оборона КП силами военной полиции.

В состав КП также входили экспедиционная машина (ekspedisjonvogn) с дизель-генератором и КШМ – терминал связи (Sambandsterminal – SBTERM) с ручной телефонной станцией (коммутатор). Для соединения терминала с разветвителем на КП использовались еще два 100-метровых 10-парных кабеля.

30
Генератор PE-20 для обеспечения полевых КП электропитанием 20 кВт.

58

31
Грузовой прицеп. На заднем плане экспедиционная КШМ М577

32
Центральная палатка КП.

33
На КП разворачивались отдельные посты для комбрига и начальника связи, а также оперативный пункт (Operasjonscelle – OPS), административный пункт (Administrasjonscelle – ADM), пункт инженерного обеспечения (Ingeniørcelle – ING), пункт управления артиллерийским огнем (Ildkoordineringscelle – IKS) и пункт управления разведкой (Etterretningscelle – ES),

34
Пункт управления разведкой (etterretningssenteret – ES) единственный разворачивался в стандартном М113 (низкий тип), в отличие от остальных, которые были в КШМ M577 (высокий тип).

35
Практически на всех снимках внутри КШМ на центральном месте – выносной прибор связи (селектор), обеспечивающий доступ как к проводным линиям, так и к каналам радиосвязи.

36

37

38

39

40

41

42
В дополнение к селектору КШМ также имели собственные средства связи, которые позволяли им при необходимости войти в командную сеть через эфир.

43
Радиостанция AN/VRC-12.

44

45
Каждая КШМ имела до четырех рабочих мест

46
Центральная палатка была естественным местом встречи. Здесь висела карта операций (справа).

47

48

49

50
Центральное положение палатки обеспечивало быстрый обмен информацией между офицерами штаба на КП.

51

Три пункта управления КП "Бригко" имели двойные комплекты КШМ: оперативный пункт OPS, терминал связи SBTERM с аппаратурой ведущей станции УКВ ЗАС (Lederstasjon Kommandonett nr 1 kryptert VHF) и экспедиционная машина Expedition с генератором. Это позволяло не терять управления и продолжать вести операции бригады в движении. Так сказать, "бежать, не отрывая одну ногу от земли" (Flytte med en fot i bakken).

52

В 1996 году в рамках новой программы "Проект 5085. Модернизация ГТР" (Prosjekt 5085 – Ombygging av beltevogner) рассматривалась возможность полной или частичной замены ГТР Bv-206. В частности, одной из предпосылок к этому была недостаточная грузоподъемность и вместимость существующих моделей КШМ и ГТР для перевозки и развертывания КП планируемой к формированию при мобразвертывании 6-й дивизии (6. divisjon) сухопутных войск.

В качестве основного варианта замены рассматривался ГТР Natech P6-300M.

53

Разработанный норвежской фирмой Narvik Technology и финским концерном Hydrolink в кооперации с ВС Норвегии двухзвенный ГТР высокой проходимости Natech P6-300M обеспечивал возросшую до семи тонн грузоподъемность при собственной массе семь тонн в снаряженном состоянии.

Дизельный двигатель 191 кВт (260 л.с.) с "Вебасто", полнопоточная гидрообъемная трансмиссия с двумя регулируемыми гидронасосами и моторами, блокировка дифференциалов обоих звеньев, микропроцессорное управление приводом для бесступенчатого переключения передач, гидропневматическая подвеска для регулирования высоты грузовой площадки – "Натех" P6-300M даже по нынешним меркам выглядит вполне современной машиной. Второе звено ГТР оснащалось приспособлением для погрузки-выгрузки универсальных грузовых платформ и контейнеров, работающим как погрузчик.

54

Контейнер командного пункта норвежской компании TAM из клееной трехслойной древесины с алюминиевым покрытием с обеих сторон обеспечивал высокую прочность, малый вес, отличную звуко-, термо- и влагоизоляцию. Внутри размещались пять рабочих мест операторов со средствами связи и автоматизации.

55

Были разработаны две версии контейнера IDOC (Integrated Divisional Operation Centre) для дивизионного уровня и MCC (Mobile Command Center) для бригад и батальонов. Но достаточно быстро возможности второго варианта посчитали избыточными и на нижнем тактическом уровне решили продолжить использование существующей техники. А с IDOC захотели еще помучаться.

56

В 1998 году первый и единственный экземпляр IDOC прошел войсковые испытания в качестве КП 6-й дивизии на учении Strong Resolve. Потом он постоянно находился в Йостадмуене, где курсанты училища радиоэлектроники FIH изучали на нем перспективы своего развития, и откуда его периодически извлекали для участия в очередных учениях.

Belter2

А в начале 2000-х проект 5085 благополучно заглох. Армия сокращалась, оборонный бюджет неудержимо катился вниз, а каждый ГТР "Натех" стоил чуть ли не в два раза больше одного Bv-206. Для бригады "Север" закупили всего несколько станций РЭБ "Тор" на новом шасси. Необходимость же в дивизионном КП отпала вместе с отменой планов создания так и не рожденной 6-й дивизии.

А о современном состоянии КШМ СВ Норвегии мы поговорим в следующий раз.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: Hæren, bv206, forsvaret, m577, norway, Норвегия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments