andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Category:

Трудности перевода: минометные комплексные "мягкие" полевые турели (часть 2)

Окончание, начало см. здесь

181

Как упоминалось выше, конструкция обоих вариантов турелей NM152 и NM165 оказалась весьма удачной. Поэтому параллельно с норвежскими перипетиями еще в 1990-х началась их международная экспансия. Причем экспансия не то, чтобы прямо взрывная, а ползучая. Но ползучая уверенно.



Нидерланды. Голландская морская пехота давно отлично знакома с NM152, регулярно пользуясь взятыми в аренду у Норвегии Bv206 во время ежегодной арктической подготовки. Поэтому они первыми из иностранцев оснастили такими же турелями свои Bv206.

108 109

Но на Bv206S предпочитают ставить австралийскую продукцию.


Швеция, как и Норвегия, вовсю пользовалаcь NM152 и NM165 в бывшей Югославии.

110

NM152 ставили на Bv308 (Bandvagn 308) – дальнейшее развитие линейки гусеничных сочлененных транспортеров от Hägglunds.

111 112

Хотя уже в ходе операции ООН в Либерии в 2003-2006 годах отчего-то переставили пулеметы на другие крепления. Да и вообще, из всей линейки Hägglunds турели NM152 больше нигде не использовали.

113

Правда, упоминается, что на Bv208S у них были бронированные NM165. Но снимков нет, а основное использование этих турелей пришлось на БТР Patgb180 (Pansarterrängbil 180) – национальное обозначение финского БТР Patria Sisu/Pasi XA-180.

114

Швеция гораздо раньше Норвегии заинтересовалась финской новинкой. В 1984 году этот БТР уже участвовал в конкурсе с Steyr Pandur 6×6, а в 1987-м агентству оборонных закупок FMV поручили подыскать бронемашины для шведского контингента UNIFIL, гусеничные БТР Pbv302 (Pansarbandvagn 302) которого дышали на ладан. В январе 1988 года заключили контракт с SISU Oy на поставку шести первых XA-180, из которых два предназначались для обучения экипажей в Швеции, а четыре уже в апреле доставили в Южный Ливан. Первые машины были вооружены 7,62 мм пулеметом, но потом их раз и навсегда сменили турели NM165 c 12,7 мм М2.

115 116

ВС Швеции задействовали XA-180. исключительно в международных операциях в составе SWEDBAT и SWEDINT в Ливане и Югославии.

117 118
UNPROFOR

119 120
IFOR

121
SFOR


122 123

В общей сложности Швеция использовала 79 XA-180, из которых 34 брала в аренду у Финляндии и впоследствии вернула. Причем в 1998-1999 годах в Боснии четыре перекупили в лизинге у Норвегии. Еще четыре аналогичным образом у них же в 1999 году получили в Македонии, но позднее возвратили первоначальному арендатору.

124 125
KFOR

126 127

03 04

02

Интересно, что в состав ISAF в Афганистане у шведов поехали уже не Patgb180, а Patgb203, то есть ХА-203А, 165 единиц которых не арендовали, а купили, вооружив башнями, переставленными со старых БТР Pbv302 с 20 мм орудиями HispanoSuiza HS.404. Причем туда эти пушки попали после списания древних реактивных истребителей J29 Tunnan. Возможно, бережливые скандинавы потом их еще куда-нибудь приспособили бы. Но вот беда – к концу 20-го века производство 20 мм боеприпасов к этому оружию прекратили. Когда на складах стали заканчиваться снаряды встал вопрос о замене. Оригинальничать больше не стали и в качестве нового вооружения выбрали 12,7 мм M2 Browning, для которого в избытке боеприпасов и на складах, и в производстве. Теперь пытаются поставить этот пулемет на ту же башню вместо пушки. А при рассмотрении альтернативных вариантов сразу вспомнили про когда-то отлично зарекомендовавшие себя NM165. Но когда шведы спохватились, поезд ушел. Компания Hägglunds Special Vehicles Moelv (она же Hägglunds Moelven) уже прекратила их производство, а восстанавливать сборку не стали.

По Patgb203 окончательное решение пока не принято, но с того самого 2013 года на своих новых BvS10 Mk IIB и Bv410 ставят башни MR550 Ring Mount австралийской компании Platt, которые были второй альтернативой для Patgb203, но цена кусалась.

128 129


Финляндия. Когда в 1990-х годах у Норвегии началась большая распродажа имущества и техники со складов, финны купили 379 ГТР Bv206 D6 для своей бригады высокой готовности на севере страны. По требованию заказчика при предпродажной подготовке их адаптировали к способности нести вооружение. Недолго думая, норги оснастили машины все теми же NM152 Soft Mount, а финны установили на них NSV-12.7 (слева). Этот вариант им так понравился, что потом они стали оборудовать этими же турелями еще и Nasu/Sisu NA-110 – финские клоны Bv206 с дизельным двигателем (справа):

130 131

…а потом дошло дело и до многочисленных местных представителей семейства Patria Pasi/Sisu XA:

132 133

134 135

136 137

Очевидно, такой вариант их настолько устраивает, что они даже рацуху внедрили, прикрепив к турели защитный козырек. Из других пользователей никто больше до такого не додумался.

138 139

Интересно, что при производстве ХА-180 для многочисленных иностранных заказчиков, финны могли ознакомиться с самыми разнообразными вариантами установки на них вооружения, но выбрали именно NM152. Правда, башню для них решили делать уже самостоятельно. Подумали, чай не шведы какие-нибудь, чтобы сами не смогли. Но очень уж что-то странное в результате у них получилось.

140 141

142 143

144 145

Нигде, кроме миротворческих операций больше такая конструкция не использовалась. А в последнее время вообще все больше австралийская продукция мелкает, что на Sisu XA, что на RG-32.

146


Эстония cобирала свои Sisu XA-180EST с миру по нитке. Первые купили из запасов бывших в эксплуатации голландской армии, а потом долго вымучивали у финнов совершенно неприличную скидку 50%, пока наконец не уговорили. Часть из них передали с норвежскими NM152

147 148

Остальные получили бронированными турели. И те, и другие успели повоевать в составе батальона Северных стран войск ISAF в Афганистане.

149 150

Теперь они вернулись на новую родину…

151 152

…и регулярно демонстрируют военную мощь государства на парадах 24 февраля.

153 154

Как видите, экстерьер у башни вышел довольно оригинальным. Но если внимательно присмотреться к интерьеру, то видно, что унутре у ней всё та же неонка турель NM152.

155 156


Латвия в свое время тоже не побрезговала поучаствовать в облегчении норвежских мобзапасов, прикупив по дешевке 30 ГТР Bv206. Тот, кто теперь знает, как действительно выглядят настоящие "мягкие" полевые минометные комплексы, без особого труда выделит их среди общей массы войск и техники на ежегодных военных парадах в Риге 18 ноября.

157 158

Видимо, все экс-норвежские ГТР шли с платформами под миномет, потому что в латвийской армии турели NM152 есть только на них, а на остальных Bv206 стоят шкворни.




Думаете, это все? Как бы не так! В заключение ещё раз вернемся в Норвегию.

Когда норвежскому спецназу в начале 2000-х срочно понадобилось легкое многоцелевое транспортное средство под эти цели по-быстрому решили приспособить Mercedes Benz G. Общую концепцию разработала известная своими оригинальными переделками внедорожников компания Arctic Trucks.

159

Сверху предложенную конструкцию венчал барбет для ведения кругового огня, на который установили что? Правильно, турель NM152.

160

Новинку сразу отправили на обкатку в Афганистане, где она застряла надолго.

14

Именно здесь сзади на раму турели впервые стали крепить пеналы со сменными стволами для M2 Browning.

161 162

Решение оказалось настолько удачным, что сначала вслед за ССО его начали использовать все остальные норвежские подразделения в Афганистане…

163

164 164

165

…а потом модное поветрие распространилось и на саму Норвегию. "Генленвагены" с пулеметами сначала появились у многострадального 2-го батальона бригады "Север"…

166 167

168 169

…затем в отдельном батальоне королевской гвардии, что характерно, и здесь с MINIMI

172 173

170 171

…в 2009-2010 годах по плану миссии ООН MINURCAT в Чаде побывали в Африке…

15

…и наконец, буквально в последние годы новая мода докатилась и до Хемверна.

174 175

176

177 178

Нет, ну а что? При современных ценах в обозримой перспективе вряд ли удастся насытить норвежские войска настоящей боевой техникой, а тут хоть что-то. В общем, эдакая солидная «война "Мерседесов"», как симметричный скандинавский ответ на малобюджетную ближневосточную «войну "Тойот"».

Здесь еще надо отметить, что когда в Афганистане понадобилась бронированная турель для норвежских Iveco использовать NM165 уже не стали, компания Vinghøg взялась разработать новую. Но и об этой эпопее, и о всех нюансах превращения "Геленвагенов" в тачанки более подробно поговорим как-нибудь в другой раз.

Надеюсь, что на этом вопрос с "мягкими" полевыми минометными комплексами NM152 можно считать закрытым.

Tags: forsvaret, nm152, nm165, norway, sisu xa-180, sweden, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments