andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Почему Skunk Works? (2)

Нет предела совершенству и поэтому предлагаю снова вернуться к прошлогоднему материалу "Почему Skunk Works?". Перед этим абзацем следует вставить следующий текст:


С самого момента создания в 1943 году (после первого появления немецких реактивных истребителей над Европой) Advanced Development Company была целиком и полностью царством Кларенса "Келли" ДЖОНСОНА. Военное министерство обратилось к 33-летнему главному инженеру "Локхид", чтобы он построил прототип реактивного истребителя, поскольку у него был опыт проектирования двухмоторного P-38 Lightning, самого маневренного винтового истребителя войны. Келли дали всего 180 дней на постройку прототипа, рассчитанного летать на скорости 960 километров в час, по крайней мере на 300 км/час быстрее, чем P-38, почти на скорости звука. Келли приступил к работе, взяв двадцать три лучших инженеров-проектировщика и около тридцати рабочих с основного завода. Их проект был строго секретным, поэтому его вполне устроило то, что всё доступное пространство комплекса "Локхид" занято круглосуточной сборкой истребителей и бомбардировщиков. Келли арендовал большой цирковой шатёр, примерно такой:

Skunk-Works-Tent_1

...и установил его недалеко от вредной пластмассовой фабрики, чьё зловоние отпугивало любопытных зевак. Примерно в тоже время, когда устанавливался цирковой шатёр, художник АЛЬ-КАППА представил персонажа Инджуна Джо в своём журнале комиксов "L'il Abner". Джо бросал старые ботинки и мёртвого скунса в кипящий чан, чтобы сварить специальный необыкновенно вонючий коктейль. КАППА назвал это действо Skonk Works.

Параллель была очевидна для всех, кто работал внутри шатра Келли и страдал от вони пластмассовой фабрики. Однажды один из инженеров ради шутки пришёл на работу в противогазе, а другой инженер по имени Ирв КАЛВЕР поднял трубку звонящего телефона и представился: "Skonk Works". Келли услышал это и начал кричать на Ирва: "Калвер, ты уволен. Убирай свою задницу из моего шатра". Келли часто "увольнял" парней, не имея ввиду увольнение на самом деле. Ирв Калвер пришёл на работу на следующий день и Келли не сказал ему ни слова.

За спиной Келли сотрудники начали называть новый отдел Skonk Works, название закрепилось и вскоре каждый на основном заводе стал называть его также. Когда ветер дул в определённом направлении, они могли чувствовать запах этого "skonk".

Впоследствии отдел переместился на площади одного из опустевших после Второй Мировой войны сборочных цехов, но название прижилось.

Skunk-Works-Tent_2
На заднем плане этой фотографии - единственное известное изображение того самого циркового шатра Skunk Works (с) Lockheed Martin

Источник: Бенджамин Роберт РИЧ, Лео ЯНОШ "Skunk Works. Личные мемуары моей работы в Локхид"


Бен РИЧ пришел в Skunk Works в 1954 году, поэтому был лично знаком со всеми участниками этой истории, и словам его можно доверять. Впоследствии в 1975 году он сам возглавил отдел и стал главным конструктором знаменитого F-117.

Перевел книгу коллега infl1ght, оценить работу можно по ссылкам с cо страницы его блога. В целом перевод хорош, хотя и не без огрех. Впрочем, едва ли не самыми большими из них является оригинальное написание числительного 18 как "восемьнадцать".

Но самый большой недостаток - отвратительное качество большинства фотографий. Не знаю, какой уж там по счету скан книги был у infl1ght, но если оригинал, то это откровенно ужасно. Причем при желании большую часть использованных изображений вполне можно найти в сети. Сравните, например, одну из копий с оригиналом. И вообще, очень советую зайти на страничку Skunk Works сайта Lockheed Martin - множество отличных иллюстраций, к сожалению, авторами не использованных.

Что же касается содержания самой книги, без сомнения, это отличный текст для всех интересующихся темой. Масса новых подробностей и малоизвестных фактов. Например, вы знали, что большую часть титана для сборки SR-71 "добывали" из Советского союза через подставные фирмы по всему миру? Или что официальное обозначение самолета изначально в течение нескольких лет было RS-71? Оказывается, его пришлось сменить, когда президент ДЖОНСОН ошибся, объявляя в 1964 году о существовании SR-71, двухместной версии Blackbird для ВВС. Вместо того, чтобы сообщить об ошибке, ВВС решили не обращать внимания на столь незначительную оговорку со стороны главнокомандующего и приказали изменить подписи примерно двадцати девяти тысяч чертежей и эскизов с RS-71 на SR-71, что стоило тысячи долларов. А еще ВВС пожелали иметь свои знаки различия на крыльях и фюзеляже SR-71 Blackbird, хотя на высоте двадцати шести километров их всё равно бы никто не увидел. Чтобы найти способ сохранить красную, белую и синюю краску от выгорания при огромных температурах химики затратили массу усилий на эксперименты и это стоило правительству лишние тысячи долларов. А затем в ВВС решили, что белый цвет эмблемы на фоне чёрного фюзеляжа слишком заметен с земли, поэтому её перекрасили в розовый. И наконец, по правилам ВВС пришлось провести пылевой тест Blackbird в Аризоне. Годами двигатели низколетящих истребителей страдали от песка и камешков при полетах над пустынями этого штата. Пришлось продемонстрировать, что двигатель SR-71 защищён от подобных повреждений, хотя самолёт должен был летать над Аризоной на высоте 26 километров.

В общем, однозначно рекомендую для чтения.

Tags: lockheed martin, skunk works
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments