andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Как "Хорнет" с четырьмя двигателями



В прошлом году коллега windnorthv просил перевести статью "F-35 в роли "воздух-воздух", но я тогда отнекался. А на днях коллега bad_cmpany таки подловил соответствующее настроение, чтобы изложить общие положения первых отзывов норвежских летчиков об F-35. Очевидно, есть определенный интерес к такой информации, поэтому перенесу сюда:


...Когда я впервые поднял F-35 в воздух, то сразу оценил легкость управления. С тех пор впечатление только усилилось. F-35 имеет хороший баланс между мягким и точным откликом с одной стороны, например, когда мы летаем в плотном строю. С другой стороны, машина реагирует быстро и яростно, когда мне это нужно, например, в ближнем бою. На F-35 мы предпочитаем иногда летать на низкой скорости, так как он гораздо более надежно управляется при больших углах атаки, чем я привык. И при этом он так быстро набирает скорость, что можно случайно преодолеть звуковой барьер...

Еще одна особенность F-35 - на нем легко подняться в воздух и легко приземляться. Последнее особенно заметно при посадке с боковым ветром: F-16 - как велосипед, при езде на котором нужно балансировать до полной остановки. При таком сравнении на F-35 чувствуешь себя почти как в поезде, идущем по рельсам...

Осенью меня познакомили с «Эль-Гато», он тоже учился летать на F-35 вместе с нами. При этом «Гато» - опытный пилот F/A-18, который прошел школы применения оружия как Корпуса морской пехоты, так и ВМС США, также известную как Top Gun. Позвольте мне процитировать «Эль-Гато» о впечатлениях от его первого полета на F-35A: «... он летает, как "Хорнет", но с четырьмя двигателями ...». А один из моих итальянских коллег после его первого опыта с F-35 сказал: «Я не думал, что такое вообще возможно»...

Я хотел бы подчеркнуть важное отличие от F-16 в этом контексте. F-16 показывает отличную маневренность в полете, но только до тех пор, пока на него не подвесят вооружение. А F-35 в такой же ситуации не теряет маневренности и скорости. В первый раз, когда я полетел с внутренней загрузкой на F-35, могу честно сказать, я просто не почувствовал разницы по поведению машины...

...ещё хочу поговорить о невидимости и сенсорах. Некоторые утверждали, что малая заметность - это какая-то полумифическая или, по крайней мере, спорная концепция, которая в лучшем случае имеет ограниченное применение. Мой личный опыт - это нечто совершенно особенное. В основном речь идет о сценариях, чтобы подобраться к F-16, которые висят в воздухе в ожидании наведения с земли для перехвата. Что происходит тогда? Ну, я заблаговременно и точно знаю, где находится формация F-16, и у меня достаточно времени для планирования атаки. В это время F-16 полагаются на то, что мы пойдем к ним, а они смогут развернуться на нас. Тем не менее, в результате все F-16 оказываются сбиты, не сделав ни одного выстрела в нашем направлении. В этом нет ничего смешного. Это совершенно неравноценное противоборство. Как будто на улице вас атаковал ниндзя в камуфляже, выскочив из-за куста с мечом в руке. Это грубо, жестоко и совершенно неожиданно. Другой опыт заключается в том, что при необходимости удастся проскользнуть мимо F-16 необнаруженным, если мы пожелаем не поднимать шума. Это дает особое чувство превосходства: знаю, что я могу стрелять в вас в любой момент, но не делаю этого...

Для меня убедительным аргументом в пользу того, насколько хорошо работает F-35, является то, что мы можем сделать на учениях. Три недели назад я участвовал в тренировке с четырьмя F-35. Наша миссия состояла в том, чтобы преодолеть рубеж современной ПВО, а затем обнаружить и уничтожить наземную цель со столь же передовой системой объектовой противовоздушной обороны. После нейтрализации этих угроз нам удалось уничтожить все четыре назначенные цели. И ведь все это на ПО Block 3i, еще до получения нами возможностей Block 3F. Достаточно сказать, что эта задача была бы близка к самоубийству, если бы у нас были только четыре истребителя F-16!..

К сожалению, кажется, наше командование пока весьма смутно представляет, как они могут использовать F-35, продолжая делать это также, как мы используем F-16 сегодня - "просто" своего рода Super-16 (F-16 на стероидах). Хотя F-35 уже сегодня способен на гораздо большее, чем столь "простая" роль. (Это похоже на использование современного ПК, всего лишь в качестве электрической пишущей машинки, причем не только без регистрации в Интернете, но даже и без пасьянса "Косынка")...

В общем, единственный мимоходом упомянутый недостаток, вызывающий наибольшую досаду автора - несоответствие военной доктрины Норвегии супер-возможностям нового самолета. Мол, лучшая оборона - нападение. Дескать, "...мы теперь можем раздолбать кого угодно, где угодно и когда угодно, а нашим политикам нужно эффективно пользоваться этим. Зачем нам самолёт пятого поколения, если у нас доктрина - только на уровне третьего".

Автор статьи - майор Мортен «Долби» ХАНЧЕ (Morten "Dolby" Hanche) имеет налет более 2200 часов на F-16, является выпускником школы летчиков-испытательной ВМС США (U.S. Navy Test Pilot School), а 10 ноября 2015 года стал первым норвежцем, поднявшимся в воздух на F-35. В настоящее время он служит пилотом-инструктором 62-й истребительной эскадрильи на авиабазе Люк ВВС США в Аризоне.


https://youtu.be/qGttQPFyj3s

Другие материалы от того же автора:

июнь 2015: "F-35 в ближнем воздушном бою" (нор./англ.);
март 2016: "F-35 в ближнем воздушном бою - что я узнал до сих пор?" (нор./англ.);
сентябрь 2016: "Недостаток совершенства не означает катастрофу - как я оцениваю итоги испытаний в качестве пилота" (англ.);
январь 2017: "Взлет-посадка на F-35" (нор.);
июнь 2017: "Таким будет «кабинет» пилота F-35" (нор.) - о кокпите самолета.

Tags: Lu​ftforsvaret, f-35, forsvaret, lightning ii, lockheed martin, norway, Норвегия
Subscribe

  • ССО ВС Норвегии в Сирии

    В продолжение темы: Вооруженные силы Норвегии в пятницу 16 апреля впервые официально подтвердили своё участие в военных действиях на территории…

  • Планы конкурса по замене норвежских Leopard 2A4NO

    В продолжение темы: Согласно принятому перспективному плану развития вооруженных сил, к 2025 году в норвежской армии должны появиться новые танки.…

  • Как менялась концепция

    Многострадальное продолжение к теме "Норвегия восстанавливает войсковую ПВО" Цитата: В начале 2009 года служба тыла ВС Норвегии FLO (Forsvarets…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • ССО ВС Норвегии в Сирии

    В продолжение темы: Вооруженные силы Норвегии в пятницу 16 апреля впервые официально подтвердили своё участие в военных действиях на территории…

  • Планы конкурса по замене норвежских Leopard 2A4NO

    В продолжение темы: Согласно принятому перспективному плану развития вооруженных сил, к 2025 году в норвежской армии должны появиться новые танки.…

  • Как менялась концепция

    Многострадальное продолжение к теме "Норвегия восстанавливает войсковую ПВО" Цитата: В начале 2009 года служба тыла ВС Норвегии FLO (Forsvarets…