andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Ветераны в строю

01
Cамолеты Gloster Meteor рег. № WA638 и WL419 компании Martin-Bakers © Foto: Ian Clark

Истребители Gloster Meteor были единственными реактивными самолетами союзников, принимавшими участие во Второй Мировой войне. Уже в июле 1944 года 616-я эскадрилья RAF перехватывала над Ла-Маншем немецкие крылатые ракеты V1. За время серийного производства до 1955 года выпустили почти четыре тысячи экземпляров. Спустя 63 года сохранилось всего пять летающих машин. Тем удивительнее, что два из них отнюдь не являются музейными экспонатами, а вполне себе рабочие лошадки.

Особенно активно оба Gloster Meteor летают последние восемь лет. Принадлежащие английской компании Martin-Baker, они используются для испытаний производимых ею катапультируемых кресел. Очередной этап таких тестов завершился только на прошлой неделе на аэродроме Chalgrove в Оксфорде к западу от Лондона.

02
Gloster Meteor компании Martin-Baker на аэродроме Chalgrove (июнь 2018) © Foto: Martin-Baker

По словам владельцев, в настоящее время их компания уникальна не только типом используемых самолетов, но и потому что благодаря им они единственные из всех производителей могут самостоятельно проводить не только наземные, но и летные испытания.

Основанная в 1929 году, Martin-Baker первоначально занималась сборкой самолетов. К концу войны они сосредоточились исключительно на катапультируемых креслах, производство которых начали в 1946-м. Именно Gloster Meteor тогда первыми оборудовали такими новинками, сначала креслами Martin-Baker Mk1E, а затем Mk2E. Три года спустя летчик впервые воспользовался одним из них перед крушением самолета, а всего кресла спасли жизни 41 пилоту Gloster Meteor Королевских ВВС. С тех пор и вплоть до 24 мая этого года, когда катапультировались два бразильских летчика F-5F, продукция компании спасла 7 567 жизней, о чем свидетельствуют скрупулезные отчеты о каждом фактическом применении кресел, хранящиеся в архивах Martin-Baker.

Сейчас в испытаниях используются современные манекены, но так было не всегда. В 1940-х – 1950-х годах для этих целей приглашали добровольцев. Один из них Бенни ЛИНЧ (Benny Lynch) катапультировался 31 раз, включая 17 из самолета.

03
Наземное испытание кресла US16E © Foto: Martin Baker

Небольшое видео по ссылке

04

Сейчас Martin-Baker занимает долю более 50 процентов мирового рынка катапультируемых кресел. Но этот успех пришел не сразу. Например один из самых массовых западных истребителей General Dynamics F-16 Fighting Falcon оснащен катапультируемыми креслами ACES II некогда разработанным в McDonnell Douglas, объединенной теперь под зонтиком United Technologies. Зато Martin-Baker примерно тогда же смогли поставить свои кресла Mk10 на Gripen, Tornado и Mirage.

Ну, а самый последний их успех – Martin-Baker US16E оборудуются от Lockheed Martin F-35 Lightning II. В августе прошлого года производитель выбрал кресло с серийным номером 300 для установки на норвежский АМ-10, один из трех F-35, впервые приземлившихся на АвБ Эрланн в ноябре прошлого года.

05
Джон и Джеймс МАРТИНЫ передают кресло US16E №300 полковнику Джону Андреасу ОЛСЕНУ, норвежскому военному атташе в Лондоне (август 2017) © Foto: Martin-Baker

Завершение испытаний и начало производства самой современной модели катапультируемого кресла Martin-Baker Mk18 ожидается уже в этом году. Их планируют устанавливать на новых южнокорейских истребителях KF-X и на перспективных американских учебных самолетах по программе T-X, которые должны прийти на замену T-38 Talon. Победитель еще не известен. После выхода из конкурса Northrop Grumman + BAE Systems остались три конкурента: новый самолет Boeing + Saab, Lockheed Martin может похвастаться модернизированным T-50A, первоначально разработанным в KAI (Korea Aerospace Industries), в то время как Raytheon и его европейский партнер Leonardo выставили T100, основанный на дизайне итальянского M-346 (и российского Як-130).

06
Испытательный пуск катапультируемого кресла Martin-Baker Mk18 с самолета Gloster Meteor (июнь 2018) © Foto: Martin-Baker

Отсюда

Tags: f-35, gloster meteor, lightning ii, martin-baker
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment