andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Category:

Самый секретный норвежский броневик

Коллега kamenev помог опознать бронеавтомобиль на картинке. По конструкции явно английская машинка, но на всевозможные запросы такого контекста поисковик выдавал то броневики Первой и Второй Мировых войн, то "Саксоны". А на поверку – прошу любить и жаловать – Alvis Tactica 2000:


Alvis Moelv Tactica 2000 (89007) в экспозиции выставки Panserfest (Трандум, август 2015 г.)

Основные вехи истории и краткое описание особенностей конструкции этого выдающегося творения британских ученых военных честно потырены у коллеги shushpanzer_ru из его материала Британская Бронированная "Буханка":

Частная британская фирма "Гловер-Веб" из Хамбла, что в Гемпшире, создала в сер.80-х вот этот броне-рафик под названием "Тактика". На 10 бойцов. Защита от пуль калибра 5,56 и 7,62 мм (обычных) в упор. Макс.скорость - 120 км/час. Постоянный привод 4х4. Система пожаротушения для двигателя (и для каждого колеса, на заказ).



Он успел повоевать и в британской армии, под конец гражданской войны в Ольстере, где служил стандартной машиной для английских сапёров и их команд разминирования – фото ниже:



Но большая часть этих лёгких бтров (теперь уже фирмы "Алвис", которая с потрохами купила фирму "Гловер-Веб") пошла на экспорт в страны "дружественной демократии".


Спектр предлагаемых заказчикам решений можно оценить по буклету теперь уже компании BAE Systems, которая с потрохами купила фирму "Алвис".

В ноябре 2002 года министерство обороны Норвегии повелось на эту рекламу и решило приобрести у компании Alvis Vickers Limited 12 бронеавтомобилей типа Alvis Vickers Tactica 2000 в варианте машин команд разминирования Tactica 2000 EOD (Explosive Ordnance Disposal) для нужд подразделений охраны авиабаз ВВС.

Таким образом, Норвегия заняла достойное десятое место в ряду других эксплуатантов машин этого типа, среди которых кроме самой Великобритании оказались такие ведущие страны мира, как Аргентина (9 ед.), Гана (20), Индонезия (34), Кувейт (20), Маврикий (7), Саудовская Аравия (261), Сингапур (10) и Кипр.

Окончательную сборку машин, предпродажную подготовку, дооборудование до требований заказчика и обучение персонала обеспечивала норвежская дочка Alvis Moelv группы Alvis Group. Поэтому официально эти машины в норвежских ВВС назывались Alvis Moelv Tactica 2000, но вы же знаете этих норгов – кто как хотел, так их и называл, лишь бы более-менее похоже было.

Поставка производилась в течение 2003 года. От базовой модели скандинавский вариант внешне отличался составом и расположением светотехнического оборудования, количеством и размером окошек, установкой дополнительных зеркал заднего вида, а также наличием лебедки самовытаскивателя на "кенгурятнике". Ну, еще шильдик Tactica не на морде, а на лбу прикрепили.

В декабре 2002-го служба тыла Flo (Forsvarets logistikk organisasjon) подписала с компанией Kongsberg Protech договор о расширении действующего контракта на поставку дистанционно-управляемых модулей вооружения. Первые 16 предсерийных AMRWS (Advanced Multi-Role Weapon Station) поставили норвежской армии в 1999 году за 25 млн. крон, вооружив ими боевые инженерные машины NM205 Stormingeniørpanservogn, чтобы без угрозы для экипажа расстреливать с небольшого расстояния мины, фугасы, СВУ и т.п. После расширения контракта до 65 млн. крон приняли решение кроме армейских специальных машин на базе БТР М113 дополнительно установить уже переименованные в RWS-N (Remote Weapon Station – Norway) модули ещё и на восемь Alvis Tactica 2000 военно-воздушных сил.

Здесь надо отметить, что к этому времени в норвежских войсках уже вовсю лютовали оптимизация с реструктуризацией, поэтому вскоре ожидалось, что у ВВС будет явно меньше 12 баз и аэродромов, каждому подразделению охраны которых раньше нужны были 12 машин саперов. Судя по количеству боевых модулей, установленных на "Тактиках", скорее всего, именно в это время изменилась структура их заказа – только восемь бронеавтомобилей в варианте EOD, а остальные четыре поставили в конфигурации медико-санитарных Tactica 2000 Ambulance.

06

Особой славы, да даже и простой известности эти машины не снискали, отчего каждое их появление вызывает удивление. Фактически использовались только три медицинские машины норвежским контингентом миссии ООН MINURCAT в Чаде в 2009-2010 годах.

07
Норвежская Alvis Tactica 2000 Ambulance перед входом в госпиталь в Абеше́ (Чад, март 2010 г.)

К этому времени у ВВС Норвегии осталось всего четыре авиабазы, и при этом группы разминирования были положены их подразделениям охраны только по штату военного времени. Поэтому все "Тактики" перешли в разряд мобимущества и хранятся теперь на складах в Ромерике (Romerike) на юге страны и в Бьёрквике (Bjerkvik) на севере.

08

Alvis Tactica 2000 EOD (89001) на территории ремонтного завода (Бьёрквик, лето 2011 г.)

10

На снимках RWS Protector NM221 закрыт чехлом. Но судя по первому снимку, как минимум, с части Alvis Tactica 2000 EOD к настоящему времени модули вооружения сняли.

В целом, с учетом времени совершения, этот конкретный заказ откровенно попахивает имитацией кипучей деятельности и поддержки национальной экономики. Хотя, наверное, Alvis Tactica 2000 вполне годились для решения своей основной задачи обезвреживания неразорвавшихся или поставленных на замедление авиабомб противника на своих аэродромах с их капитальными ВПП. Но в современных условиях вряд ли удастся найти иное применение машинам с такими, мягко говоря, специфическими характеристиками. Во всяком случае, в зонах реальных боевых действий взрывотехники норвежской армии предпочитают ездить на Dingo 2 класса MRAP, а медики на SiSu/Patria. Что кагбэ намекает.

11



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: alvis tactica 2000, bae systems, forsvaret, kongsberg, luftforsvaret, norway, Норвегия, саперы
Subscribe

Posts from This Journal “kongsberg” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments