andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Жизнь и смерть фрегата "Осло"

"Хельге Ингстад" не первая крупная потеря норвежского военно-морского флота. В связи с инцидентом в эти дни часто вспоминают, как почти 25 лет назад 25 января 1996 года затонул KNM Oslo (F300).

000

В конце 1950-х годов в Норвегии решили самостоятельно строить универсальные корабли и в 1960-м заказали серию фрегатов из пяти единиц. Половину их стоимости оплатили Соединенные Штаты. За основу взяли проект американского эскортного миноносца USS Dealey и доработали до собственных требований. Головной фрегат заложили в 1963 г. и нарекли именем столицы королевства.

001

002

Спуск на воду 17 января 1964 года:

003

Достройка на плаву:

004

005

006

Передан ВМС в 1966 году, введен в боевой состав флота 29 января 1968 года. Оглядываясь назад, можно заметить, что январь всегда был главным месяцем в судьбе корабля.

007

При главных размерениях 96,6 × 11,2 × 5,62 м полное водоизмещение достигало 1970 тонн. Одновальная паротурбинная ЭУ Laval-Ljungstrom PN 20 мощностью 20000 л.с. обеспечивала максимальную скорость 25 узлов. Вооружение состояло из 2×2 76-мм АУ Mk33, 2×3 324-мм ТА Mk32 и 1×6 реактивного бомбомета Terne. Экипаж 122 человека, из них 11 офицеров.

008
Перед дозаправкой на ходу вместе с американским авианосцем USS Independence (CVA-62) в ходе учения "Royal Knight", Норвежское море, октябрь 1971 года

009

010

011

012

Все корабли этого типа прошли модернизацию в конце 1970-х годов, в ходе которой их вооружили 1×8 ПУ ЗРК NATO Sea Sparrow, 6×1 ПУ ПКР Pinguin Mk2, а кормовую 1×2 76-мм АУ Mk33 заменили на 1×1 40-мм АУ Bofors/L70. Численность экипажа осталась прежней, 122 человека, но при этом количество офицеров увеличилось с 11 до 39 человек.

013

KNM Oslo в 1980 году

014

По оценкам метеорологов, 23 января 1994 года в Западной Норвегии разразилась одна из самых сильных бурь столетия. Нефтяную вышку у Лаксевоген сорвало с якорей и несло в сторону моста через залив Пудде-фьорд, поэтому все спасательные силы находились в этом районе, чтобы предотвратить столкновение. Температура воздуха +2°C, в воде +5.

На следующий день 24 января волнение немного стихло, и "Осло" вышел в море по плану учений, на борту фрегата находилось 114 человек. Повернув у маяка Марстейн он снова попал в шторм, а в 17.55 остановилась турбина из-за отказа топливного насоса. Корабль потерял ход. Попытки повторно запустить двигатель оказались безуспешными, потому что вышел из строя и резервный насос. Ветром фрегат быстро несло на камни у маяка. Вызванный вахтенным офицером на мостик командир корабля капитан 3 ранга Кристиан ИРГЕНС (orlogskaptein Christian Irgens) немедленно звонками и по громкой связи оповестил экипаж о ситуации, отдав команду приготовить индивидуальные средства спасения и не подниматься на верхнюю палубу до особого распоряжения.

По радио командир подал сигнал бедствия и приказал отдать оба якоря, но это не остановило дрейф, а все силы спасателей находились в тот момент в другом районе. Хотя на призыв о помощи отозвались на маяке, выслав лоцманский катер. С него завели на борт трос перед самой посадкой на мель.

Через 25 минут, когда "Осло" вплотную подошел к берегу объявили сигнал приготовиться к покиданию корабля. От сильного удара о камни корабль лег на борт с креном около 70 градусов, при этом многие получили травмы, а двоих выбросило за борт. Матроса Стеффена РОННИНГЕНА (menig Steffen Rønningen) чудом вытащили из ледяной воды через 18 минут. А тело капитан-летенанта Торбьорна ТЕЛЛЕФСЕНА, которого отправили руководить эвакуацией на юте, нашли только 7 февраля.

015 Kapteinløytnant Torbjørn Tellefsen

Корабль немного выровнялся после удара, на ходовом командир принимал доклады о повреждениях. Вода быстро распространялась через отсеки практически по всей длине корабля. В машинном отделении турбинисты травили пар и отключали подачу электропитания, пока уровень воды не поднялся им по горло.

К этому времени к "Осло" подошли несколько рыбацких лодок, экипаж в спасательных костюмах поднялся на палубу. В воздухе над кораблем находился вертолет ПСС "Си Кинг".

016

Командир отдал приказ на спуск спасательных плотов и покидание корабля. Катера буксировали плоты к берегу и возвращались за новыми. Вертолетом срочно эвакуировали в больницу четырех наиболее пострадавших.

017

На борту оставалась только небольшая группа офицеров, которые все еще пытались спасти корабль, но в 21.15 его повторно бросило на камни. Командир приказал эвакуировать оставшихся и последним спустился на борт подошедшего ракетного катера, унося с собой корабельный флаг и вахтенный журнал.

018

Ночью 25 января из Ставангера пришли два буксира. Когда рассвело они попытались начать буксировку "Осло" к берегу.

019

Командир ИРГЕНС был не согласен с этим из-за больших подводных повреждений у его корабля. Но решения больше принимал не он.

020

Буксир "Ларс" снял корабль с мели, но "Осло" начал быстро набирать воду…

021

…на "Ларсе" срочно обрубили буксирный конец…

022

…и вскоре после этого фрегат затонул на глубине 20 метров возле Штайннессета к северу от пролива Баккасунд в заливе Корс-фьорд, округ Аустеволл (Korsfjorden, Steinneset, Austevoll).

023

Подняли корабль 24 апреля того же года. При этом применили способ, схожий с тем, что спланировали теперь для "Хельге Ингстада":

024

025

026

027

028

029

После проведения ревизии приняли решение отказаться от восстановления "Осло" и корабль списали, сняв вооружение, оборудование и разобрав корпус на металл.

030

031

032

033

В ретроспективе специалисты нашли немало ошибок в действиях командира корабля. Но по итогам расследования командование ВМС Норвегии не выдвинуло никаких обвинений в его адрес и Кристиан ИРГЕНС продолжил службу на флоте.

Но самое главное, что не было никаких претензий к нему и у членов экипажа:

- ИРГЕНС был удивительно хорошим командиром корабля, которому было плевать на воинские звания. У нас было огромное уважение к нему. Его спокойный голос и точные команды спасли нас от смерти той ночью.

А сам ИРГЕНС очень хорошо запомнил интересный метод восстановления, который тогда впервые протестировали на них:

- И меня, и большую часть экипажа сразу после гибели нашего корабля отправили продолжать службу на KNM Stavanger. Это спасло меня как личность. Это фантастическая психосоциальная терапия. Если бы меня посадили на берег и позволили изводить себя мыслями, что да как, я не был бы тем, кем являюсь сегодня.

034
Командир дивизиона фрегатов капитан 2 ранга Кристиан ИРГЕНС на причале в ГВМБ Хоконсверн, 2013 год

Интересно, что уже проверенный, этот метод теперь применили и к морякам с "Хельге Ингстада", без раскачки, сразу после инцидента отправив всех их в море на борту "Амундсена".

Но это уже совсем другая история, поговорим о ней как-нибудь в другой раз.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: knm oslo, norway, sjøforsvaret, Норвегия, инциденты, происшествия
Subscribe

Posts from This Journal “knm oslo” Tag

  • Статистика

    Цифры из отчета НИИ "Ффи" МО Норвегии, за исключением F-35, по которому информация с официального сайта правительства страны.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments