andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Десантники-минзаги

Если будете искать информацию по норвежским минным заградителям "Видар" и "Вале", с вероятностью 99,9% процентов найдете либо корабли, плававшие до конца ВМВ, либо KNM Vidar (N52) и KNM Vale (N53), построенные в 1977 году и впоследствии переданные Литве (2006) и Латвии (2003) соответственно.

000 001
Mineleggeren (tidl. Kanonbåt 2.klasse) Vidar og Vale
002 003
Слева "Видары", справа "Вале"


Но между ними была еще одна пара однотипных минзагов с теми же названиями, хотя найти их не так-то просто.

004

Американские средние десантные корабли LSM-1 (Landing Ship Medium) при главных размерениях 63,0 × 10,6 × 2,5 метра имели полное водоизмещение 1095 тонн. Корпус был разделен на семь водонепроницаемых отсеков со сплошной открытой танковой палубой между бортами вдоль всего корабля. Носовой порт имел открывающиеся в стороны ворота и опускающуюся вниз рампу. Один корабль мог перевозить технику и личный состав усиленного механизированного взвода.

Успев наклепать с 1944 года до конца войны более 550 кораблей этого типа, после ее окончания американцы откровенно не знали, что дальше со всей этой армадой делать. Причем, не только этой. Тут-то и появился ХПМ – Хитрый План Маршалла. По программе военной помощи Норвегии достались два таких корабля LSM-492 и LSM-493.

005

Спущенные на воду в марте 1945-го на верфи Brown Shipbuilding Co. в Хьюстоне (Техас) и переданные ВМС первых числах мая того же года, повоевать они уже не успели. Совсем недолго поучаствовав в короткой оккупационной службе на Тихом океане, затем они несколько лет простояли в резерве и в соответствии с ХПМ в 1951-м были назначены к переоборудованию в минзаги.

006

Норвежские экипажи прибыли в США на завершающем этапе реконструкции под новое предназначение.

007 008
Церемония подъема норвежского военно-морского флага на KNM Vale и KNM Vidar 6 октября 1952 года на верфи New York Naval Shipyard (Brooklyn). Акт приема и передачи подписывает посол Норвегии (с) Forsvarets museer

После этого экипажам понадобился еще месяц, чтобы окончательно освоить корабли и подготовиться к трансокеанскому переходу.

009 010
Минные заградители Vale (слева) и Vidar (справа) на выходе из Норфолка (Вирджиния) перед переходом через Атлантику 7 ноября 1952 года. Оба корабля пока еще несут американские бортовые номера. (с) US Navy photo

По прибытию в Норвегию Vale получил номер N-45, а Vidar стал N-46. Из них сформировали 2-й дивизион минных заградителей (2. minelegger divisjon) с постоянным базированием в военно-морской базе Рамсунн (Ramsund) в районе Нарвика.

0000 0001
Минзаг KNM Vale (N-45), примерно 1955 год (с) Official R.Nor.N. photo from "Jane's Fighting Ships 1956-57"

После всех переоборудований водоизмещение кораблей возросло до 1165 тонн. Убрали кормовой якорь, заварили носовые ворота и настелили верхнюю палубу. Таким образом, танковая палуба стала минной с двумя параллельными рельсовыми дорожками вдоль почти всей длины корабля, что позволило размещать на них 200 мин. Вместе с с боновыми сетями их поднимали на борт грузовыми стрелами с лебедками, а ставили через два порта в корме.

Пространство на минной палубе обогревалось теплым воздухом, поэтому работа команды минной команды была комфортной. Также на этой палубе находилась комната отдыха экипажа корабля, где показывали фильмы, играли в настольный теннис, проводили собрания и всё, что связано с общением. Вдоль левого борта по минной палубе находились минная мастерская, лазарет, механическая мастерская и прожектроная (fyrhus). По правому борту были душевые, туалеты и прожекторная. В надстройке были каюты офицеров и кают-компания, выше располагалась штурманская рубка и радиолокационный пост, а над ними открытый ходовой мостик. Внизу было четыре кубрика:

1. Кубрик левого борта на 9 коек для машинной команды.
2. Средний кубрик с 9 койками для морской пехоты.
3. Кубрик правого борта с 9 койками для камбузников.
4. Большой кубрик от борта до борта для остальной команды.

Вооружение корабля состояло из двух носовых двуствольных 40-мм орудий "Бофорс" и двух таких же кормовых. Дополнительно воль бортов и надстройки поставили 6×2 20-мм зенитных автоматов "Эрликон".

Главная энергетическая установка включала два 16-цилиндровых V-образных 4-тактных дизельных двигателя General Motors мощностью по 1800 л.с., вращавших два гребных винта. Управление с мостика осуществлялось через машинный телеграф, а рулевая машина была с пневмоприводом.

Вспомогательная энергоустанорвка включала два дизель-генератора с 4-цилиндровыми четырехтактными двигателями General Motors мощностью по 180 л.с. подававшими в бортовую сеть электропитание переменного тока на 220 вольт.

Для глушения звука работы двигателей дизеля можно было переводить на подводный выхлоп.

002 003
Минзаг KNM Vale (N-45), примерно 1958, location unknown (с) Official R.Nor.N. photo.
А фотографий KNM Vidar того периода не нашлось.


После восьми лет службы в 1960 году оба корабля возвратили американцам, а те передали их военно-морским силам Турции, в дополнение к четырем другим минным заградителям того же типа. При этом "Вале" переименовали в "Мерсин" (Mersin), а "Видар" стал "Мурефте" (Mürefte).

014
013
Эскиз ex-USS LSM-493, ex-KNM Vidar (N-46) на службе в ВМС Турции как TCG Mürefte (N-105) (с) Cüneyt Demir

Взамен двух LSM Норвегия в рамках Программы иностранной военной помощи получила еще три бывших американских тральщика очень понравившегося им типа USS Auk в дополнение к первому поставленному ранее кораблю Gor (бывший USS Strive). Причем всех их тоже сразу переоборудовали в минзаги:

Минные заградители ВМС Норвегии типа Gor:

KNM Tyr (N47) ex-USS Sustain, передан Норвегии 1 октября 1959 года

KNM Gor (N48) ex- USS Strive, передан Норвегии 1 октября 1959 года

KNM Brage (N49) ex-USS Triumph, решение передать Норвегии принято в конце 1959 года, передан 27 января 1961 года, исключен из боевого состава ВМС США 1 марта 1961 года. Прослужил в ВМС Норвегии до 1978 года.

KNM Uller (N50) ex-USS Seer, переоборудование в минзаг началось в Норвегии в сентябре 1960 года, завершено в сентябре 1962 года. Корабль передан ВМС Норвегии 15 декабря 1962 года, исключен из боевого состава ВМС США 1 марта 1963 года.

Вообще, до начала 1960-х годов по опыту ВМВ в своих военных планах норвежские флотоводцы были просто помешаны на минных заградителях. Сначала в них переоборудовали два старых трофейных немецких тральщика Otra и Rauma, а заодно планировали использовать три "шетландских автобуса" Vigra, Hitra, Hesse и охотник за ПЛ Haakon VII. Та же участь постигла два полученных в 1948 году от англичан десантных корабля типа LCT Reinøysund и Vargsund. Ну, а с LSM тут и так все ясно.

Только с 1963 года в ВМС Норвегии начали присматриваться к десантным кораблям по их основному предназначению, то есть, с точки зрения амфибийных операций. Но это уже совсем другая история, поговорим о ней как-нибудь в другой раз.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: knm vale, knm vidar, norway, sjøforsvaret, Норвегия
Subscribe

Posts from This Journal “sjøforsvaret” Tag

  • Норвежские NH90, спустя два года: Очередная задержка на год

    В продолжение темы: Цитата: …как известно © закупочная программа "Проект 7660 – Вертолет NH90" утверждена норвежским правительством в 2001…

  • Модернизация норвежских корветов (РКА) типа KNM Skjold

    Продолжаем отвечать на вопросы в камментах к псто про KNM Helge Ingstad: Denis Kostelmann: Ему на замену что-то построить планируют, или как…

  • KNM Helge Ingstad: Судебные тяжбы

    Вынесено из камментов: Denis Kostelmann: А что с судом с испанцами и вообще с анализом, как так получилось? Читал, что многие вопросы к кораблю,…

  • RIP: KNM Helge Ingstad

    В продолжение темы: Завершающий этап разделки на плаву бывшего фрегата "Хельге Ингстад" у причала в Hanøytangen недалеко от Бергена. На следующей…

  • Будущий KV Jan Mayen

    В продолжение темы: После выхода 6 августа из Румынии Hull 910 (будущий KV Jan Mayen) тащили "за ноздрю" до Норвегии ровно месяц, и уже 6…

  • Программа "Проект 6615": Первый пошел

    В продолжение темы: Как водится, стоило в конце материала про "болтающиеся" спутники помянуть порядком позабытые новые ледокольные патрульные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment