andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

По норвежским F-35

03
Генерал-майор Мортен КЛЕВЕР на фоне одного из трех новых F-35А ВВС Норвегии (Форт-Уорт, Техас, октябрь 2017 г.) © Foto: US Air Force

В своем электронном письме руководитель норвежского отделения многонационального офиса JSF (Joint Strike Fighter) генерал-майор Мортен КЛЕВЕР в целом подтвердил выводы опубликованного 25 апреля отчета счётной палаты США GAO (Government Accountability Office) о том, что в текущем состоянии программе F-35 постоянно "приходится сталкиваться с серьезными проблемами, связанными с цепочкой поставок". F-35 все еще страдает от отдельных недостатков и трудностей при доставке запчастей в разные страны по всему миру.

Если вкратце, то в GAO проанализировали характеристики состояния глобального парка из самолетов F-35 в мае-ноябре 2018 года на основе информации от производителя Lockheed Martin.

02

Для справки особо интересующимся и нервно реагирующим: мировой флот всех версий истребителей-бомбардировщиков этого типа в настоящее время насчитывает около 360 самолетов.

01

UPD: Коллега sandrermakoff считает, что Проще посмотреть на офф.сайте, там в регулярно обновляемой пдфке Fast Facts на 17 апреля значится "380+ Aircraft delivered"

Для их текущего технического обслуживания необходимо несколько тысяч деталей, из них не менее 4300 оригинальных. В их отсутствие распространенной мерой является так называемая каннибализация, и согласно отчету GAO она достигла уровня, в шесть раз превышающего максимально допустимый показатель.

Согласно отчету GAO, для снижения остроты проблемы к настоящему времени агентство оборонной логистики DLA (Defense Logistics Agency) МО США начало проведение ограниченных работ по каталогизации деталей для двух из девяти производственных серий F-35. Это позволило определить потенциал обеспечения запчастями F-35 из существующих запасов, включая те, которые не всегда были легкодоступны в программе F-35. В частности, по заявлениям представителей DLA:

• Более 7300 расходных материалов F-35 являются общими для других платформ МО США;
• Из них более 6000 в настоящее время доступны на складах DLA для потенциальной возможности поддержки эксплуатации F-35;
• Программа JSF предъявила более 100 000 требований к этим общим деталям, 435 из которых являются определяющими для влияния на техническую готовность парка F-35.

04
Source: GAO

Но и при этом процессы отправки компонентов на техническое обслуживание в США и их возвращения обратно занимают в два раза больше планировавшихся изначально двух-трех месяцев. Вместо этого, согласно анализу GAO, в прошлом году среднее время ремонта составило 188 дней. В результате самолеты в 2018 году совершили примерно на 30% меньше вылетов, чем планировалось. С более популярным и менее комплиментарным изложением проблем можно ознакомиться в материале коллеги afirsov

Проблема далеко не новая. Генерал КЛЕВЕР прямо и открыто указывал на опасность такого развития событий еще в феврале 2017-го. Как известно (с) 90% интернет-читателей не переходят по ссылкам в тексте, поэтому позволю себе процитировать отрывок из того материала полностью:

...генерал-майор Мортен КЛЕВЕР (Morten Klever), руководитель норвежского отделения программы JSF, "выразил серьёзную озабоченность" по поводу готовности "Локхид-Мартин" обеспечить эффективное и своевременное логистическое сопровождение эксплуатации F-35.

Он не сомневается в способности специалистов компании решить такую задачу. Но считает, что уже сейчас нужно создавать запасы наиболее активно расходуемых ЗИП, а также деталей, узлов и агрегатов, чаще других требующих ремонта и замены. Однако его анализ ситуации с обслуживанием пока еще относительно немногочисленного парка новой техники на АвБ Люк показывает, что на протяжении последнего времени раз за разом повторяются одни и те же проблемы, которые могут значительно усугубиться с началом все более активного использования сразу нескольких сотен машин этого типа на 30 авиабазах в одиннадцати странах по всему миру.

Дело в том, что принцип "наилучшей цены" у программы F-35 относится не только к производству, но и к техническому обслуживанию. Организация техподдержки будет существенно отличаться от традиционной, например, принятой для текущего обслуживания F-16: самолет будет крайне редко покидать национальную территорию для обслуживания, регламента и ремонта.

В большинстве случаев узлы и детали должны быть заменены на месте, а неисправные для проведения ремонта придется возвращать на центральное производство в той стране, которую выбрали в ходе открытого тендера среди всех государств-участников программы, с учетом уровня приоритетности партнерства. Формирование общей структуры обслуживания таково, что каждая из стран-пользователей не должна предоставлять всю дорогостоящую инфраструктуру и знания специалистов, необходимых для поддержания и модернизации таких сложнейших машин, как боевые самолеты пятого поколения. И это очень хорошо. Плохо только то, что при таком подходе не учитывается разница в процедурах военных закупок в соответствии с местным законодательством. Как то оно там ещё всё выйдет, когда дело до практики дойдет?

Следует напомнить, что когда управление многонациональной программы F-35 (JPO - Joint Program Office) в ноябре 2016-го объявило первый раунд распределения контрактов, норвежские компании не получили ни одного. Все 65 первых договоров на техническое обслуживание 774 отдельных компонентов распределили между предприятиями авиакосмической промышленности Великобритании, Нидерландов и Австралии – стран-партнеров первого уровня. Увы, но Норвегия относится только к третьему, стало быть и номер её в очереди соответствующий...

В вопросах обеспечения эксплуатации "Локхид-Мартин" будет уже не столько производителем, сколько регулятором работы всех многочисленных фирм-субподрядчиков. Но по мнению генерала, концерн пока "не проявляет достаточного рвения" в данном вопросе. Первые партии ЗИПа должны быть уже на пути в Норвегию, но ничего этого нет и в помине. Подобная методология логистики не какое-то откровение, уникальное для данной конкретной программы - это нормальная практика. Речь идет о банальном управлении рисками. Не хотелось бы получить еще один никому не нужный скандал, которых и так с избытком вокруг F-35.

Норвежское руководство не торопится с претензиями в адрес "Локхид-Мартин", давая им возможность подготовить обоснованный официальный комментарий, ограничившись пока прямым и честным ответом о явных проблемах программы JSF в интервью для Aviation Week - sapienti sat. А в качестве дополнения генерал М. КЛЕВЕР счел нужным пояснить, что у них нет сомнений, насколько невероятно ценным в ближайшие годы станет потенциал F-35 для всех вооруженных сил страны. Но плотный график достижения к 2019 году начальной оперативной готовности первой эскадрильи F-35 ВВС Норвегии заставляет потребовать у "Локхид-Мартин" гарантий своим клиентам, что эксплуатация их парка самолетов этого типа будет организована надлежащим образом.

ИМХО такая "неофициальная", но "серьезная озабоченность" стоит гораздо больше, чем очередное официальное сообщение из офиса программы JSF об очередной же выявленной небольшой проблеме на этапе испытаний и доводки машины.

Morten Klever

Впрочем, по прошествии двух лет норвежский военачальник старается немного успокоить своих читателей:

- Готовность норвежских самолетов на американской авиабазе AFB Luke находится на одинаковом уровне с остальными самолетами партнеров. Наши самолеты на авиабазе Эрланн летают несколько меньше, чем планировалось, но их достаточно для того, чтобы ВВС могли объявить о достижении начальной оперативной готовности IOC в соответствии с планом.

Интерес к теме подогревает тот факт, что уже на 7 мая спланирован перегон из США очередной партии из трех самолетов F-35 (бортовые номера AM17, AM18 и AM19). Как и ранее, вылет с заводского аэродрома в Форт-Уорт в Техасе на АвБ Эрланн в Норвегии займет около 12 часов с 6-7 дозаправками в воздухе. Таким образом, общая численность самолетов этого типа в составе ВВС страны достигнет 19 единиц, из которых семь постоянно базируются на американской АвБ Люк в Аризоне, где используются для подготовки норвежского летного и технического состава, а 12 других будут находиться в самой Норвегии в составе 332 эскадрильи. Частичной боевой готовности она должна достичь уже в текущем году, приступив к решению отдельных задач, которые настоящее время возложены на истребители F-16 с АвБ Бýдё. Для этого в марте на полигоне Halten успешно проведены испытательные пуски с F-35 УР AIM-120 AMRAAM класса «воздух-воздух», а в апреле на полигоне Tarva бомбометание УАБ GBU-31 JDAM калибра 900 кг. Достижение полной боевой готовности первой норвежской эскадрильи F-35 ожидается в 2022 г. после установки на самолетах нового программного обеспечения Block 4, позволяющего без ограничений применять всю номенклатуру бортового вооружения.

Чтобы не раздувать излишний ажиотаж вокруг проблемы генерал КЛЕВЕР вообще не упоминает в своем электронном письме норвежских проблем с системой ALIS (Autonomic Logistics Information System). Но косвенно касается этого вопроса, рассказывая о необозримых перспективах, которые откроются перед пользователями F-35, когда глобальная система технической поддержки эксплуатации все-таки "будет доработана в соответствии с текущими планами в ближайшие несколько лет, что решит проблему незрелости, которую мы сейчас испытываем в отношении запасных частей, цепочек поставок и организации технического обслуживания".

03
Вверху существующая, внизу будущая логистическая сеть обслуживания и поставок деталей F-35 © Bilde: GAO
Художник старательно перепутал в Норвегии места дислокации F-35 в Эрланне и ремонта двигателей в Рюгге


Новая организация цепочки поставок компонентов F-35 должна работать свободно и эффективно, независимо от страны или компаний происхождения поставки и ремонта компонентов. Концепция предполагает, что детали F-35 потенциально могут быть перемещены 132 различным путями между странами-участниками (например, из Италии в Великобританию, или из Италии в Норвегию) и 2162 маршрутами между конкретными пунктами обслуживания и базирования F-35 (например, со склада в Нидерландах на базу в Норвегии). Это потребует от программы создания стратегически расположенных складов, синхронизации глобальных распределительных сетей и навигации по сложной сети операций импорта-экспорта с учетом международных законов о контроле над распространением вооружений.

Как упоминалось выше, логистическое сопровождение эксплуатации F-35 будет организовано иначе, чем у нынешних F-16. Общая концепция технического обслуживания предполагает двухуровневую структуру, при которой для выполнения ремонта на месте поставка деталей европейским пользователям будет осуществляться с общего центра складирования и распределения в Вонсдрехте (Woensdrecht) на юге Нидерландов, в 40 километрах севернее бельгийского Антверпена. Решение о развертывании этого центра министерство обороны США приняло в 2017 году и он должен начать действовать в конце 2019 года. Сейчас на этой авиабазе развернут логистический центр для F-16 ВВС Нидерландов, и теперь его целенаправленно развивают для перехода на F-35. Более сложные задачи на втором уровне техобслуживания в Европе будут централизованно выполняться на нескольких предприятиях, основное из которых планируется развернуть в Камери (Cameri, Италия). Кроме того, два специализированных предприятия планируется развернуть в Норвегии и Турции.

21 декабря 2017 года государственное оборонное предприятие AIM Norway (Aerospace Industrial Maintenance) объявило о начале строительства на АвБ Рюгге центра технического обслуживания и ремонта авиадвигателей модели Pratt & Whitney F135 для истребителей-бомбардировщиков F-35.

07 06

Вверху - установка двигателей F135 на самолет F-35 на заводе компании "Локхид-Мартин", внизу - F135 в здании ремонтной мастерской на норвежской авиабазе Эрланн

000

Работы на АвБ Рюгге компания AIM Norway начала 26 июня 2018 года и планирует завершить их к началу 2021-го. Стоимость проекта оценивается в 700 млн. крон (84 млн. долларов), а объем работ включает строительство здания мастерской и стенда испытаний реактивных двигателей.

05 08

В дальнейшем рассматривается возможность возведения отдельных ангаров для стоянки самолетов, прибывших на обслуживание двигателей в Норвегии. Еще до начала строительства компания Pratt & Whitney поставила AIM Norway около 100 ремкомплектов для F135.

Здесь нужно заметить, что 13 декабря 2018 года МО Норвегии заключило контракт на продажу AIM Norway оборонным компаниям Kongsberg Defence and Aerospace (Норвегия) и Patria (Финляндия-Норвегия), при этом первая из них стала держателем контрольного пакета 50,1% акций. Общую стоимость продажи оценили в 151 млн. норвежских крон (17,6 млн. долларов). Отдельным пунктом соглашение обязывает AIM Norway инвестировать до 2021 года около 540 млн. крон (53 млн. долл.) в строительство на АвБ Рюгге центра технического обслуживания авиадвигателей Pratt & Whitney F135. Так что с этой стороны проблем не должно возникнуть.

В целом, AIM Norway была достаточно успешна. Созданная правительством Норвегии в 2011 году на базе военного авиаремонтного предприятия в Къеллере (Kjeller), она специализировалась на обслуживании планеров, двигателей, приборов и агрегатов, а также бортового радиоэлектронного оборудования самолетов и вертолетов F-16, Bell-412 ВВС, а также поисково-спасательных вертолетов «Си Кинг» министерства юстиции Норвегии. Кроме того, к настоящему времени у AIM Norway заключены долгосрочные контракты на обслуживание вертолетной техники с правительствами Дании, Канады, Финляндии и Швеции. По итогам 2018 года ее годовой доход составил около 1 млрд. крон (117 млн. долларов) за вычетом налогов. Но несмотря на это AIM Norway все равно ушла с молотка. Дело в том, что по примеру наделавшего в свое время много шуму опыта Германии, в 2014 году Норвегия решила провести аудит своего министерства обороны, который поручила компании McKinsey. Среди прочего, опубликованный в марте 2015-го итоговый отчет содержал предложение с целью оптимизации военных расходов избавиться от всех "непрофильных активов", к которым отнесли и AIM Norway. Впрочем, после продажи компания сохранилась в национальной собственности через контрольный пакет акций у Kongsberg и подтвердила обязательства достроить в Рюгге центр ремонта Pratt & Whitney F135.

09 10
Слева ремонт норвежских F-16 и CH-3, справа стенд испытания двигателей Textron Lycoming T53 для Bell-412 на предприятии AIM Norway в Къеллере

Второй центр обслуживания и ремонта двигателей для F-35 планировали развернуть в Эскишехи́ре (Eskişehir) на северо-западе Турции еще до конца 2018 года. Но в связи с известными проблемами с С-400 перспективы этого сотрудничества до сих пор остаются туманными. Кроме того, турецкие компании обеспечивают производство нескольких ключевых компонентов для F-35. С самого начала конфликта на такой кусок пирога облизывались англичане, а потом к ним присоединился Израиль. Но это уже совсем другая история.

Что же касается Норвегии, то генерал КЛЕВЕР резюмирует:

- Отчеты счетной палаты США важны для освещения ключевых проблем, связанных с приобретением F-35. Как мы уже отмечали в предыдущих отчетах, положительно, что GAO окрыто указывает на проблемы и держит многонациональное агентство в курсе их... Я уверен, что партнерские отношения между офисом многонациональной программы, промышленностью и вооруженными силами найдут хорошие решения для обеспечения в будущем высоких эксплуатационных возможностей наших F-35 в Эрланне.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: 332 squadron, Lu​ftforsvaret, aim norway, alis (autonomic logistics information sy, f-35, lightning ii, norway, Ørland flystasjon, Норвегия
Subscribe

Posts from This Journal “alis (autonomic logistics information sy” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments