?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Лофотенский бык снова ревет
andrej_kraft
К прошлогоднему материалу "Слет ветеранов" давно нужно было написать дополнение, о необходимости которого пару дней назад снова напомнил коллега 477768 своим постом "Регламентное".

010

"Старфайтеры" стояли на вооружении ВВС Норвегии с 1963-го и вплоть до начала 1980-х годов. В 331-й и 334-й эскадрильях на авиабазе Бýдё (Bodø) в Северной Норвегии было в общей сложности 45 этих истребителей, приобретенных у Канады. Несколько из них разбились, поэтому пришлось дозакупать CF-104 для восполнения потерь. Именно к ним и относился двухместный самолет модификации "D" зав. № 104637. Построенный в 1963-м, его передали Норвегии только спустя 10 лет в 1973-м, а еще через десять 1 апреля 1983 года он совершил свой последний полет и заглушил двигатель. Тогда казалось, что навсегда. К счастью, в отличие от остальных своих собратьев, он не пошёл на слом после снятия с вооружения, а попал в музей авиации в Бýдё, где и простоял 20 лет. Но потом его судьба резко изменилась.

16 января 2003 года ветераны-пилоты, старые авиамеханики и местные любители авиации организовали ассоциацию «Друзья "Старфайтера"» (Starfighterens Venner). На авиабазе Бýдё они взяли в аренду старый ангар "Scramble", использовавшийся для CF-104 во времена Холодной войны, с жилыми комнатами, операционными помещениями и кухнями, привели все это хозяйство в максимальное соответствие оригиналу. А потом добились того, чтобы им передали из музея 637-й, после чего он на долгие годы стал их любимой игрушкой, причем отнюдь недешевой. Потребовалось невероятное количество времени и уйма денег на новые запчасти для восстановления.

Ассоциация полностью зависела от финансирования спонсорами. Поначалу основными из них были GKN Aerospace и Kongsberg, но, к сожалению, потом лидер норвежского ВПК сошел с дистанции и подал в отставку. Также было много совсем небольших финансовых вливаний, потому что этот "Старфайтер" привлекает значительный международный интерес и внимание.

008

Был разработан план, чтобы увидеть, сможет ли эта птичка снова подняться в воздух. Это оказалось непростой задачей. Но 10 сентября 2007 года впервые успешно заработал двигатель, а уже 12 октября состоялось и испытание форсажной камеры.

010

А еще год за годом уходили на борьбу с бюрократией, чтобы получить разрешение на полеты старого истребителя по гражданским правилам. Но в конце концов в 2016 году энтузиастам удалось добиться, чтобы Соединенные Штаты выдали "Сертификат конечного пользователя", а от норвежских властей получили разрешение на гражданское использование под регистрационным номером LN-STF.

011

Катапультируемые кресла MB Mk.7 проверили специалисты Martin Baker в Англии, а в кабине нужно было установить современные навигационные приборы. Пришлось также заменить старую кислородную систему, для чего они получили новую от F-16 и специально адаптировали ее.

009

012

И вот, спустя 33,5 года, как 637-й оказался прикован к земле, он снова поднялся в воздух. В кабине находился летчик-испытатель Эскил АМДАЛ.

008
Подготовка к вылету 28 сентября 2016 года

009

Первый полет состоялся вечером того же дня и продолжался около 50 минут, а в воздухе CF-104D сопровождал F-16 ВВС Норвегии

010
CF-104D Starfighter зав. № 104637 рег. № LN-STF на выезде из ангара "Scramble" готовится к вылету 18 ноября 2017

Звук двигателя просто выносит мозг https://youtu.be/M691CmMpNHw?t=24
Именно за этот рёв "Старфайтер" и получил в Норвегии прозвище "Лофотенский бык" (Lofot-oksen) или "Вестфьордский бык" (Vestfjord-oksen).



Теперь норвежско-канадский самолет-ветеран и единственный летающий "Старфайтер" в Европе стал желанным гостем и регулярным участником многих авиационных ретрошоу.

Респект огромной смелости, выносливости и профессионализму норвежской команды из «Друзей "Старфайтера"».

004

004

001

000

Дополнения:
Nå kan Starfighteren få luft under vingene igjen
Her flyr Eskil «The Widowmaker» for første gang på 33 år
Restoration Project: Lockheed CF-104 D Starfighter / 637





Счетчик посещений Counter.CO.KZ

Posts from This Journal by “Bodø flystasjon” Tag



  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авиация, Армия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Вот это я понимаю энтуазисты... энтузиасты... .. энту.... короче :)

Ага, они такие - отдать 13 лет из неизвестно сколько оставшихся, это надо очень любить машину и своё дело.

Свербящее желание заняться творчеством трудно проигнорировать без ущерба для здоровья. ;)

Главное направить бешеную энергию в созидательное русло ;)

Не совсем понял - какой лидер норвежского впк и что с ним случилось?

>>> какой лидер норвежского впк
<<< Kongsberg - признанный лидер военно-промышленного комплекса Норвегии

>>> что с ним случилось?
<<< Сложно сказать. Может деньги совсем-совсем кончились? Или просто акционеры запретили их тратить на нецелевые расходы.

Edited at 2019-10-12 12:01 pm (UTC)

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Как в России недавно достали из закромов Родина два целехоньких Як-38, тоже кто-то поддерживал их хорошем состоянии.

Та ладно! Правда что ли? Не ожидал, чес-слово. Щас полезу гуглить.

https://www.drive2.ru/b/489216429858488488/

История несколько приукрашена, но два борта сохранили в прекрасном состоянии, теперь в музеи.

Edited at 2019-10-12 12:20 pm (UTC)

Большое спасибо!

Классно, спасибо.
Надеюсь, они его не угробят.

Надеюсь, они его не угробят

Тьфу, тьфу, тьфу.

Удивительно, да. Спасибо за подробности. Скажем, кислородная система: это ж значит, что они в стратосферу хотят.

Ну и ответ сразу на многие заявления:
1. Летчики обожали F-104.
2. Перехватчик служил долго и не в тепличках. Более того, самые северные и самые передовые районы ПВО NATO снабжались именно F-104.

Запомню эти мыслишки, чтоб очередной поток пропаганды купировать.

>>>кислородная система: это ж значит, что они в стратосферу хотят.

<<<Мне всегда казалось, что кислородные маски летчики-истребители используют до высот 12 км, а стратосфера начинается с 11. Разве что в этом километре разницы.

>>>Летчики обожали F-104.

<<<Истребители-перехватчики - может быть. А вот те, кого заставляли их использовать в качестве истребителей-бомбардировщиков... Ведь не думаете вы, что прозвище Widowmaker придумали норвежские пропагандисты?

Her flyr Eskil «The Widowmaker» for første gang på 33 år

Цитата: Из 45 норвежских "Старфайтеров" разбились 13, при этом погибли шесть человек.

Edited at 2019-10-16 02:33 pm (UTC)

Для показательных полетов кислородная система не нужна. Обслуживать ее непросто и сама - не дешевая. Высота более 4 км.

Пропагандистам трудно придумать? Это их профессия.

Ну и погибли. На МИГ-21 гиб, по отзывам некоторых свидетелей, полк в год. Да прямо недавно Индия теряла по 12 за год. Тем не менее, я не сомневаюсь, что самолеты любят.

Мало того, если самолет позволяет лишнее, как F-4 и Tornado, то мальчики будут на них играть в войну и сшибать вышки.

Мой любимый пример с F-104: один голландский летчик освоил на F-104 трюк - после взлета бочка и посадка на ту же полосу, без разворотов. Я напомню притом, что взлетно-посадочные возможности F-104 лучше, чем у Mirage III. На МИГ-21 сделать такое не нужно мечтать. Трюк сняли на пленку, летчик стал знаменит. Его трюк попытался повторить другой голландец - разбился, конечно, цирк прикрыли.

Спасибо, интересно.

Только голландец - бельгиец, чурка нерусская. Никак не могу научиться их различать по носу.


  • 1