andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Лофотенский бык снова ревет

К прошлогоднему материалу "Слет ветеранов" давно нужно было написать дополнение, о необходимости которого пару дней назад снова напомнил коллега 477768 своим постом "Регламентное".

010

"Старфайтеры" стояли на вооружении ВВС Норвегии с 1963-го и вплоть до начала 1980-х годов. В 331-й и 334-й эскадрильях на авиабазе Бýдё (Bodø) в Северной Норвегии было в общей сложности 45 этих истребителей, приобретенных у Канады. Несколько из них разбились, поэтому пришлось дозакупать CF-104 для восполнения потерь. Именно к ним и относился двухместный самолет модификации "D" зав. № 104637. Построенный в 1963-м, его передали Норвегии только спустя 10 лет в 1973-м, а еще через десять 1 апреля 1983 года он совершил свой последний полет и заглушил двигатель. Тогда казалось, что навсегда. К счастью, в отличие от остальных своих собратьев, он не пошёл на слом после снятия с вооружения, а попал в музей авиации в Бýдё, где и простоял 20 лет. Но потом его судьба резко изменилась.

16 января 2003 года ветераны-пилоты, старые авиамеханики и местные любители авиации организовали ассоциацию «Друзья "Старфайтера"» (Starfighterens Venner). На авиабазе Бýдё они взяли в аренду старый ангар "Scramble", использовавшийся для CF-104 во времена Холодной войны, с жилыми комнатами, операционными помещениями и кухнями, привели все это хозяйство в максимальное соответствие оригиналу. А потом добились того, чтобы им передали из музея 637-й, после чего он на долгие годы стал их любимой игрушкой, причем отнюдь недешевой. Потребовалось невероятное количество времени и уйма денег на новые запчасти для восстановления.

Ассоциация полностью зависела от финансирования спонсорами. Поначалу основными из них были GKN Aerospace и Kongsberg, но, к сожалению, потом лидер норвежского ВПК сошел с дистанции и подал в отставку. Также было много совсем небольших финансовых вливаний, потому что этот "Старфайтер" привлекает значительный международный интерес и внимание.

008

Был разработан план, чтобы увидеть, сможет ли эта птичка снова подняться в воздух. Это оказалось непростой задачей. Но 10 сентября 2007 года впервые успешно заработал двигатель, а уже 12 октября состоялось и испытание форсажной камеры.

010

А еще год за годом уходили на борьбу с бюрократией, чтобы получить разрешение на полеты старого истребителя по гражданским правилам. Но в конце концов в 2016 году энтузиастам удалось добиться, чтобы Соединенные Штаты выдали "Сертификат конечного пользователя", а от норвежских властей получили разрешение на гражданское использование под регистрационным номером LN-STF.

011

Катапультируемые кресла MB Mk.7 проверили специалисты Martin Baker в Англии, а в кабине нужно было установить современные навигационные приборы. Пришлось также заменить старую кислородную систему, для чего они получили новую от F-16 и специально адаптировали ее.

009

012

И вот, спустя 33,5 года, как 637-й оказался прикован к земле, он снова поднялся в воздух. В кабине находился летчик-испытатель Эскил АМДАЛ.

008
Подготовка к вылету 28 сентября 2016 года

009

Первый полет состоялся вечером того же дня и продолжался около 50 минут, а в воздухе CF-104D сопровождал F-16 ВВС Норвегии

010
CF-104D Starfighter зав. № 104637 рег. № LN-STF на выезде из ангара "Scramble" готовится к вылету 18 ноября 2017

Звук двигателя просто выносит мозг https://youtu.be/M691CmMpNHw?t=24
Именно за этот рёв "Старфайтер" и получил в Норвегии прозвище "Лофотенский бык" (Lofot-oksen) или "Вестфьордский бык" (Vestfjord-oksen).



Теперь норвежско-канадский самолет-ветеран и единственный летающий "Старфайтер" в Европе стал желанным гостем и регулярным участником многих авиационных ретрошоу.

Респект огромной смелости, выносливости и профессионализму норвежской команды из «Друзей "Старфайтера"».

004

004

001

000

Дополнения:
Nå kan Starfighteren få luft under vingene igjen
Her flyr Eskil «The Widowmaker» for første gang på 33 år
Restoration Project: Lockheed CF-104 D Starfighter / 637





Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: Bodø flystasjon, f-104, martin-baker, norway, Норвегия
Subscribe

Posts from This Journal “Bodø flystasjon” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments