?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
"Бододанский экспресс" "Чёрных дроздов"
andrej_kraft
1 мая 1960 года над Свердловском сбили Lokheed U-2 Ф. ПАУЭРСА, разразился мощный международный скандал, и Норвегии тоже прилетело бумерангом, когда стало известно, что посадка после завершения полета над Советским союзом планировалась на авиабазе Бýдё. Поэтому в дальнейшем правительство этого скандинавского королевства категорически отказывалось иметь официальные дела с американскими "рыцарями плаща и кинжала". Но когда начались разведывательные полеты над Европой Lokheed SR-71A Blackbird, следующего детища Келли ДЖОНСОНА и его Skunk Works, отказывать им в праве аварийной посадки они не могли. А американцы несколько раз воспользовались этим. Ниже воспоминания некоторых из участников тех событий.

000
Взлетает SR-71 № 964 The Bododian Express


12 августа 1981 года командир экипажа пилот подполковник "Би-си" ТОМАС (B.C. Thomas) и системный оператор Джей РЕЙД (Jay Reid) подняли в воздух SR-71 № 964 с авиабазы Бил ВВС США в Калифорнии (Beal AFB, CA). Им предстоял десятичасовой марафон с двумя дозаправками в воздухе до прибытия в Северное море, а затем ещё одно пополнение топлива, прежде чем совершить сверхзвуковой спринт в стратосфере вокруг Финнмарка и далее на восток вдоль советского побережья.

1981 год ознаменовался началом выступлений "Солидарности" в Польше, а США и НАТО очень интересовались тем, какие СССР предпринимает ответные военные меры. Игру в кошки-мышки над Балтикой со шведскими и советскими перехватчиками острословы из ВВС США прозвали "Балтийский экспресс". Но кроме этого значительный интерес американская разведка также проявляла и к деятельности Северного флота в районе Мурманска. Со сверхзвуковой смотровой площадки на высоте более 25 000 метров ТОМАС и РЕЙД могли свысока разглядывать Североморск и Северодвинск через камеры своего самолета.

Имея более 1200 часов налета на SR-71, "Би-си" ТОМАС считался самым опытным пилотом эскадрильи. Но очередной его полет оказался отнюдь не обычной рутиной. По дороге на восток несколько раз загорался и гас индикатор низкого давления масла в одном из двигателей. Но они всё-таки дотянули до поворота на обратный курс, еще раз дозаправились над Баренцевым морем, и тут снова загорелась сигнальная лампа, но на этот раз больше не гасла.

Потеря тяги на одном двигателе приводит к дисбалансу, который может иметь решающее значение для полета на сверхзвуке. В такой ситуации инструкции требуют немедленного приземления. Передовая база SR-71 Милденхолл находилась в двух часах полета в Англии. До Бýдё было 20 минут. Выбор для "Би-си" ТОМАСА был прост, он взял курс на юго-восток и вызвал на связь контроль над Бýдё.

Ныне генерал ВВС Норвегии в отставке, тогда еще подполковник Олаф ААМОТ (Olav Aamoth) был командиром базирующегося в Бýдё истребительного авиакрыла. И когда сверхсекретный американский самолет-разведчик внезапно без предупреждения свалился им на головы в первый раз, безусловно, это вызвало переполох и некоторое волнение, мягко говоря.

Всем ещё было памятно дело с U-2 в 1960-м, после которого тогдашнего командира авиакрыла в Бýдё сняли с должности и отправили с понижением начальником столовой где-то на юге страны просто потому, что он оказался в неудачное время в неудачном месте, а в правительстве требовали от военных крови. И никому не хотелось снова быть втянутым в игры ЦРУ с их плащами и кинжалами. Но в этот раз была чрезвычайная ситуация, поэтому иного выхода просто не было. При отказе двигателя в соответствии с международными правилами они обязаны были помочь, и такое объяснение могли принять политики. Так и вышло. И хотя самолет-шпион оказался на обложках Verdens Gang и Dagbladet, на этот раз политического скандала не последовало.

Но это все потом, а тем утром Олав ААМОТ спокойно сидел в своем кабинете, окна которого выходили на летное поле. Зазвонил телефон прямой линии с вышкой, и дежурный сообщил, что неопознанный самолет с какой-то чрезвычайной ситуацией на борту уже находится над дальним срезом ВПП "08". ААМОТ подошел к окну и увидел на западе очень необычного посетителя с короткими крыльями, в котором без труда опознал "Чёрного дрозда". Оставалось только раздавать распоряжения. Он приказал после приземления зарулить самолет к стоянкам эскадрильи в юго-западной части аэропорта, как можно дальше от глаз гражданских из города, поднял по тревоге военную полицию и скомандовал им оцепить весь район.

А затем ААМОТ позвонил в посольство США в Осло и попросил соединить с военно-воздушным атташе, его старым приятелем. Когда на другом конце подняли трубку, норвежский офицер спросил: "Знаете, на что я сейчас смотрю?" – американец признал, что понятия не имеет. "Я смотрю на SR-71, рулящий мимо моего окна". Он хорошо запомнил его ответ: "На что вы смотрите?!!" Потом американец купил билет на первый самолет до Бýдё и прибыл уже во второй половине дня.

Между тем ААМОТ сел в свою машину и поехал встречать неожиданных гостей.

001

Пилоты заглушили двигатели и сидели в кабине, открыв фонари. К счастью, на базе нашлась достаточно высокая стремянка, чтобы они могли спуститься на землю. Олав ААМОТ немного пообщался с "Би-си" ТОМАСОМ, разглядывая SR-71. Из вежливости он даже не стал спрашивать разрешения подняться в кабину, догадываясь, каким будет ответ из-за секретности.

002

К этому времени корпус самолета остыл, и из него начал сочиться керосин (обратите внимание на лужи топлива под крыльями). SR-71 был спроектирован таким образом, чтобы металлические соединения могли скользить при расширении от нагревания во время полета на сверхзвуке. А при охлаждении после посадки корпус "трескался".

003

Разумеется, в Норвегии о таких особенностях конструкции сверхсекретного самолета никто не знал. Сначала поднялась легкая паника, но пилот вкратце все объяснил, и проблему решили, расставив под крыльями пустые масляные бочки. Но это все были мелочи по сравнению с необходимостью вернуть самолет на крыло.

004

Требовалась агрегатная замена всего мотора, который сам по себе состоял из двух последовательно соединенных двигателей V8 Buick и его нужно было доставить из Калифорнии. Для ремонта привезли команду из 40 американских техников, среди которых затесались несколько офицеров ЦРУ, прибывших снять с аппаратуры разведданные после полета.

005

Весьма эмоциональные воспоминания об этом эпизоде оставил начальник американской ремонтной группы Кларенс "Скип" ХОСЛЕР (Clarence "Skip" Hosler).

– Это была вынужденная посадка. Три дня ада. Я был начальником группы, когда первый раз использовали запасной аэродром в Норвегии. У меня дома до сих пор есть норвежские газеты.

006

Самолет плюхнулся из-за проблем с маслом в двигателе. Меня вызвали на работу в 6:45 утра пятницы, до полудня я грузил запчасти и оборудование, а затем сходил домой и собрал вещи. Вылетели в 5:00 вечера с авиабазы Бил на АвБ Пиз в Нью-Гемпшире. Набрали гамбургеров и топлива. Пролетели над Северным полюсом и приземлился прямо перед Полярным кругом в 7:00 утра. Потом работали до 11:00 вечера. Открытая рампа, никаких ангаров. И никакой еды за весь первый день. Вернулись к самолету в 4 часа утра и завели один двигатель. Второй завис, и никак не удавалось запустить его на холостом ходу. У сержанта САЛЛИВАНА (двигатели) были проблемы с этим накануне, но потом все получилось. А пилот все еще не мог лететь – у него не было топлива. И нужно-то было немного, только чтобы взлететь и сразу поймать ожидающий в воздухе танкер. Но там не было JP-7 для SR-71, поэтому пришлось сажать еще один заправщик в Бýдё. Перегруженный KC-135 проскочил всю полосу до конца, а дальше носовая стойка шасси слетела с бетонки, поэтому пришлось его вытаскивать. Потом мы выполнили "горячую дозаправку с грунта" (Hot Ground Refuel) от танкера…

Пилот KC-135 просто светился от радости, узнав, что об инциденте не будут сообщать Норвежской комиссии по авиапроисшествиям. А Олав ААМОТ не хотел лишних продолжений затянувшегося "приключения" и сам был счастлив обойтись без расследования, поскольку ни самолет, ни люди не пострадали.

007

Дальше снова вспоминает "Скип" ХОСЛЕР.

– Для запуска мы использовали стартовые тележки "Бьюик" (Buick start cart). Одна прилетела с нами из Била, другую доставил С-130 из Англии на случай, если у нас возникнут проблемы. Запуск двигателя завис в первый раз, и я пошел от мотора посмотреть на стартовую тележку. Дело было плохо. Держатель подшипника в её верхней части отсоединился и начал дымить. Мы все просто отбежали подальше и пустили все на самотек. Он уже сильно раскалился до ярко-красного цвета, когда двигатель все-таки завелся. Интересно, что когда тележку потом вернули в Англию, решили с ней разобраться. Завели ее, а держатель стоял на месте и нормально работал. Было бы весело, если бы кто-нибудь смог это объяснить…

008

- Пока суть да дело, 14 августа на правом киле самолета появился арт с рисунком краба и надписью "Бододанский экспресс" (The Bododian Express), видимо, по аналогии с "Балтийским экспрессом". Его сделал то ли техник МАТИС (AIC Mathis), то ли парень по имени Кейн (Kane). Они не особо заморачивались с правилами написания названия Bodø и производного от него Bodøan. Но именно этот вариант так навсегда и остался в истории. Когда я несколько месяцев назад был в Небраске, где в музее стратегического авиационного командования теперь стоит SR-71 №964, надпись все ещё красуется на его киле...

009
Пилот и команда помощников перед вылетом

010
Гондолы накрыты чехлами для защиты от атмосферных воздействий

011

012
Экипаж в кабине пристегивают техники PSD

013
Экипаж выполняет предполетные проверки

014
Заключительный инструктаж пилота

015
Финальные проверки PSD

016
Перед закрытием фонарей

017
Готов к рулежке

018
Трогание с места, отъезд от колодок

019

020
Проезд по параллельной ВПП. В качестве машины сопровождения для лидирования воздушных судов в Бýдё тогда использовали Volkswagen Käfer (на фото справа)

021
На переднем плане C-130, загруженный оборудованием для отправки в Англию

022
Американские техники наблюдают за взлетом

023
Разворот перед взлетом

024
Разбег, отрыв

025
Уборка шасси

026

027

16 августа после трех дней ремонта SR-71 наконец-то взлетел и направился прямо к самолетe-заправщику, уже висевшему над Вестфьордом…

028

…а потом взял курс на Англию и тихонько почапал, не превышая скорость звука.

029
Техники грузят оборудование в грузо-пассажирский отсек танкера KC-135Q для отправки в США

030
SR-71 №964 после приземления на АвБ Милденхолл. Надпись The Bododian Express с крабом нанесена уже и на левом киле


В Великобритании после всех необходимых проверок самолет снова допустили к полетам. Следующая его миссия проходила над Балтикой, чтобы следить за ситуацией вокруг Польши. 6 ноября 1981 года № 964 вернулся в АвБ Бил в Калифорнии.

Один из героев этого рассказа, Олав ААМОТ поучаствовал еще в одной вынужденной посадке SR-71 № 974 в Бýдё в 1984 году. К тому времени он уже стал полковником и командующим региональным командованием "Север" ВВС Норвегии. Он как раз находился на базе и снова первым подъехал к самолету. Когда он подошел к кабине, в ней находился уже другой пилот. Он улыбнулся и сказал: «Извините, сэр, я это cделал не нарочно».

031

032

033

За 10 лет американцы воспользовались запасными аэродромами на территории Норвегии шесть раз:

1. SR-71 № 964, командир экипажа при посадке "Би-си" ТОМАС (B.C. Thomas), обратный вылет Джим КУК (Jim Cook), авиабаза Бýдё (SC-8), совершил посадку 12 августа 1981 г., 4 суток на ремонт, улетел 16 августа 1981 г.

2. № 980, Рэй ТРОЛЛ (Ray Troll), авиабаза Аннёйя (SL-9), 1 февраля 1982 г., 4 суток, 4 февраля 1982 г.

3. № 974, Тони КЬЯППЕТТА (Tony Chiappetta), авиабаза Бýдё (SC-9), 8 мая 1982 г., 2 суток, 9 мая 1982 г.

4. № 974 Том ХАДДИ (Tom Huddy), авиабаза Бýдё, 5 апреля 1984 г., 2 суток, 6 апреля 1984 г.

5. № 979 Артур ЭНК (Arthur Enck), авиабаза Бýдё, 29 апреля 1985 г., 3 суток, 1 мая 1985 г.

6. № 964 The Bododian Express, …, аэропорт Сула (Ставангер), 20 февраля 1987 г., две недели стоянки, 6 марта 1987 г. Самая продолжительная вынужденная посадка. Чтобы избежать любопытных взглядов, самолет поставили в ангар, пока тяжелый транспортный самолет C-5 Galaxy не привез новый двигатель для замены отказавшего. Затем прибыл танкер KC-135 с топливом JP-7, и только после этого SR-71 улетел в Милденхолл.

В конце 1980-х "Черные дрозды" прекратили разведывательные полеты над советским Заполярьем, а еще через несколько лет кончился и сам СССР.

Источники:

1. Bodo, Norway - SR-71 Recovery Operations
2. SR-71 Blackbird. Spionfly landet i Bodø



Счетчик посещений Counter.CO.KZ

Posts from This Journal by “Bodø flystasjon” Tag



  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авиация, История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Познавательно...

Самому понравилось...

Спасибо, очень интересно !

Всегда пожалуйста

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Классно, спасибо.
Офигенный самолёт.

Большое спасибо, очень интересно!

Рад, что понравилось. Заходите ещё.

  • 1