andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

"Бододанский экспресс" "Чёрных дроздов"

1 мая 1960 года над Свердловском сбили Lokheed U-2 Ф. ПАУЭРСА, разразился мощный международный скандал, и Норвегии тоже прилетело бумерангом, когда стало известно, что посадка после завершения полета над Советским союзом планировалась на авиабазе Бýдё. Поэтому в дальнейшем правительство этого скандинавского королевства категорически отказывалось иметь официальные дела с американскими "рыцарями плаща и кинжала". Но когда начались разведывательные полеты над Европой Lokheed SR-71A Blackbird, следующего детища Келли ДЖОНСОНА и его Skunk Works, отказывать им в праве аварийной посадки они не могли. А американцы несколько раз воспользовались этим. Ниже воспоминания некоторых из участников тех событий.

000
Взлетает SR-71 № 964 The Bododian Express


12 августа 1981 года командир экипажа пилот подполковник "Би-си" ТОМАС (B.C. Thomas) и системный оператор Джей РЕЙД (Jay Reid) подняли в воздух SR-71 № 964 с авиабазы Бил ВВС США в Калифорнии (Beal AFB, CA). Им предстоял десятичасовой марафон с двумя дозаправками в воздухе до прибытия в Северное море, а затем ещё одно пополнение топлива, прежде чем совершить сверхзвуковой спринт в стратосфере вокруг Финнмарка и далее на восток вдоль советского побережья.

1981 год ознаменовался началом выступлений "Солидарности" в Польше, а США и НАТО очень интересовались тем, какие СССР предпринимает ответные военные меры. Игру в кошки-мышки над Балтикой со шведскими и советскими перехватчиками острословы из ВВС США прозвали "Балтийский экспресс". Но кроме этого значительный интерес американская разведка также проявляла и к деятельности Северного флота в районе Мурманска. Со сверхзвуковой смотровой площадки на высоте более 25 000 метров ТОМАС и РЕЙД могли свысока разглядывать Североморск и Северодвинск через камеры своего самолета.

Имея более 1200 часов налета на SR-71, "Би-си" ТОМАС считался самым опытным пилотом эскадрильи. Но очередной его полет оказался отнюдь не обычной рутиной. По дороге на восток несколько раз загорался и гас индикатор низкого давления масла в одном из двигателей. Но они всё-таки дотянули до поворота на обратный курс, еще раз дозаправились над Баренцевым морем, и тут снова загорелась сигнальная лампа, но на этот раз больше не гасла.

Потеря тяги на одном двигателе приводит к дисбалансу, который может иметь решающее значение для полета на сверхзвуке. В такой ситуации инструкции требуют немедленного приземления. Передовая база SR-71 Милденхолл находилась в двух часах полета в Англии. До Бýдё было 20 минут. Выбор для "Би-си" ТОМАСА был прост, он взял курс на юго-восток и вызвал на связь контроль над Бýдё.

Ныне генерал ВВС Норвегии в отставке, тогда еще подполковник Олаф ААМОТ (Olav Aamoth) был командиром базирующегося в Бýдё истребительного авиакрыла. И когда сверхсекретный американский самолет-разведчик внезапно без предупреждения свалился им на головы в первый раз, безусловно, это вызвало переполох и некоторое волнение, мягко говоря.

Всем ещё было памятно дело с U-2 в 1960-м, после которого тогдашнего командира авиакрыла в Бýдё сняли с должности и отправили с понижением начальником столовой где-то на юге страны просто потому, что он оказался в неудачное время в неудачном месте, а в правительстве требовали от военных крови. И никому не хотелось снова быть втянутым в игры ЦРУ с их плащами и кинжалами. Но в этот раз была чрезвычайная ситуация, поэтому иного выхода просто не было. При отказе двигателя в соответствии с международными правилами они обязаны были помочь, и такое объяснение могли принять политики. Так и вышло. И хотя самолет-шпион оказался на обложках Verdens Gang и Dagbladet, на этот раз политического скандала не последовало.

Но это все потом, а тем утром Олав ААМОТ спокойно сидел в своем кабинете, окна которого выходили на летное поле. Зазвонил телефон прямой линии с вышкой, и дежурный сообщил, что неопознанный самолет с какой-то чрезвычайной ситуацией на борту уже находится над дальним срезом ВПП "08". ААМОТ подошел к окну и увидел на западе очень необычного посетителя с короткими крыльями, в котором без труда опознал "Чёрного дрозда". Оставалось только раздавать распоряжения. Он приказал после приземления зарулить самолет к стоянкам эскадрильи в юго-западной части аэропорта, как можно дальше от глаз гражданских из города, поднял по тревоге военную полицию и скомандовал им оцепить весь район.

А затем ААМОТ позвонил в посольство США в Осло и попросил соединить с военно-воздушным атташе, его старым приятелем. Когда на другом конце подняли трубку, норвежский офицер спросил: "Знаете, на что я сейчас смотрю?" – американец признал, что понятия не имеет. "Я смотрю на SR-71, рулящий мимо моего окна". Он хорошо запомнил его ответ: "На что вы смотрите?!!" Потом американец купил билет на первый самолет до Бýдё и прибыл уже во второй половине дня.

Между тем ААМОТ сел в свою машину и поехал встречать неожиданных гостей.

001

Пилоты заглушили двигатели и сидели в кабине, открыв фонари. К счастью, на базе нашлась достаточно высокая стремянка, чтобы они могли спуститься на землю. Олав ААМОТ немного пообщался с "Би-си" ТОМАСОМ, разглядывая SR-71. Из вежливости он даже не стал спрашивать разрешения подняться в кабину, догадываясь, каким будет ответ из-за секретности.

002

К этому времени корпус самолета остыл, и из него начал сочиться керосин (обратите внимание на лужи топлива под крыльями). SR-71 был спроектирован таким образом, чтобы металлические соединения могли скользить при расширении от нагревания во время полета на сверхзвуке. А при охлаждении после посадки корпус "трескался".

003

Разумеется, в Норвегии о таких особенностях конструкции сверхсекретного самолета никто не знал. Сначала поднялась легкая паника, но пилот вкратце все объяснил, и проблему решили, расставив под крыльями пустые масляные бочки. Но это все были мелочи по сравнению с необходимостью вернуть самолет на крыло.

004

Требовалась агрегатная замена всего мотора, который сам по себе состоял из двух последовательно соединенных двигателей V8 Buick и его нужно было доставить из Калифорнии. Для ремонта привезли команду из 40 американских техников, среди которых затесались несколько офицеров ЦРУ, прибывших снять с аппаратуры разведданные после полета.

005

Весьма эмоциональные воспоминания об этом эпизоде оставил начальник американской ремонтной группы Кларенс "Скип" ХОСЛЕР (Clarence "Skip" Hosler).

– Это была вынужденная посадка. Три дня ада. Я был начальником группы, когда первый раз использовали запасной аэродром в Норвегии. У меня дома до сих пор есть норвежские газеты.

006

Самолет плюхнулся из-за проблем с маслом в двигателе. Меня вызвали на работу в 6:45 утра пятницы, до полудня я грузил запчасти и оборудование, а затем сходил домой и собрал вещи. Вылетели в 5:00 вечера с авиабазы Бил на АвБ Пиз в Нью-Гемпшире. Набрали гамбургеров и топлива. Пролетели над Северным полюсом и приземлился прямо перед Полярным кругом в 7:00 утра. Потом работали до 11:00 вечера. Открытая рампа, никаких ангаров. И никакой еды за весь первый день. Вернулись к самолету в 4 часа утра и завели один двигатель. Второй завис, и никак не удавалось запустить его на холостом ходу. У сержанта САЛЛИВАНА (двигатели) были проблемы с этим накануне, но потом все получилось. А пилот все еще не мог лететь – у него не было топлива. И нужно-то было немного, только чтобы взлететь и сразу поймать ожидающий в воздухе танкер. Но там не было JP-7 для SR-71, поэтому пришлось сажать еще один заправщик в Бýдё. Перегруженный KC-135 проскочил всю полосу до конца, а дальше носовая стойка шасси слетела с бетонки, поэтому пришлось его вытаскивать. Потом мы выполнили "горячую дозаправку с грунта" (Hot Ground Refuel) от танкера…

Пилот KC-135 просто светился от радости, узнав, что об инциденте не будут сообщать Норвежской комиссии по авиапроисшествиям. А Олав ААМОТ не хотел лишних продолжений затянувшегося "приключения" и сам был счастлив обойтись без расследования, поскольку ни самолет, ни люди не пострадали.

007

Дальше снова вспоминает "Скип" ХОСЛЕР.

– Для запуска мы использовали стартовые тележки "Бьюик" (Buick start cart). Одна прилетела с нами из Била, другую доставил С-130 из Англии на случай, если у нас возникнут проблемы. Запуск двигателя завис в первый раз, и я пошел от мотора посмотреть на стартовую тележку. Дело было плохо. Держатель подшипника в её верхней части отсоединился и начал дымить. Мы все просто отбежали подальше и пустили все на самотек. Он уже сильно раскалился до ярко-красного цвета, когда двигатель все-таки завелся. Интересно, что когда тележку потом вернули в Англию, решили с ней разобраться. Завели ее, а держатель стоял на месте и нормально работал. Было бы весело, если бы кто-нибудь смог это объяснить…

008

- Пока суть да дело, 14 августа на правом киле самолета появился арт с рисунком краба и надписью "Бододанский экспресс" (The Bododian Express), видимо, по аналогии с "Балтийским экспрессом". Его сделал то ли техник МАТИС (AIC Mathis), то ли парень по имени Кейн (Kane). Они не особо заморачивались с правилами написания названия Bodø и производного от него Bodøan. Но именно этот вариант так навсегда и остался в истории. Когда я несколько месяцев назад был в Небраске, где в музее стратегического авиационного командования теперь стоит SR-71 №964, надпись все ещё красуется на его киле...

009
Пилот и команда помощников перед вылетом

010
Гондолы накрыты чехлами для защиты от атмосферных воздействий

011

012
Экипаж в кабине пристегивают техники PSD

013
Экипаж выполняет предполетные проверки

014
Заключительный инструктаж пилота

015
Финальные проверки PSD

016
Перед закрытием фонарей

017
Готов к рулежке

018
Трогание с места, отъезд от колодок

019

020
Проезд по параллельной ВПП. В качестве машины сопровождения для лидирования воздушных судов в Бýдё тогда использовали Volkswagen Käfer (на фото справа)

021
На переднем плане C-130, загруженный оборудованием для отправки в Англию

022
Американские техники наблюдают за взлетом

023
Разворот перед взлетом

024
Разбег, отрыв

025
Уборка шасси

026

027

16 августа после трех дней ремонта SR-71 наконец-то взлетел и направился прямо к самолетe-заправщику, уже висевшему над Вестфьордом…

028

…а потом взял курс на Англию и тихонько почапал, не превышая скорость звука.

029
Техники грузят оборудование в грузо-пассажирский отсек танкера KC-135Q для отправки в США

030
SR-71 №964 после приземления на АвБ Милденхолл. Надпись The Bododian Express с крабом нанесена уже и на левом киле


В Великобритании после всех необходимых проверок самолет снова допустили к полетам. Следующая его миссия проходила над Балтикой, чтобы следить за ситуацией вокруг Польши. 6 ноября 1981 года № 964 вернулся в АвБ Бил в Калифорнии.

Один из героев этого рассказа, Олав ААМОТ поучаствовал еще в одной вынужденной посадке SR-71 № 974 в Бýдё в 1984 году. К тому времени он уже стал полковником и командующим региональным командованием "Север" ВВС Норвегии. Он как раз находился на базе и снова первым подъехал к самолету. Когда он подошел к кабине, в ней находился уже другой пилот. Он улыбнулся и сказал: «Извините, сэр, я это cделал не нарочно».

031

032

033

За 10 лет американцы воспользовались запасными аэродромами на территории Норвегии шесть раз:

1. SR-71 № 964, командир экипажа при посадке "Би-си" ТОМАС (B.C. Thomas), обратный вылет Джим КУК (Jim Cook), авиабаза Бýдё (SC-8), совершил посадку 12 августа 1981 г., 4 суток на ремонт, улетел 16 августа 1981 г.

2. № 980, Рэй ТРОЛЛ (Ray Troll), авиабаза Аннёйя (SL-9), 1 февраля 1982 г., 4 суток, 4 февраля 1982 г.

3. № 974, Тони КЬЯППЕТТА (Tony Chiappetta), авиабаза Бýдё (SC-9), 8 мая 1982 г., 2 суток, 9 мая 1982 г.

4. № 974 Том ХАДДИ (Tom Huddy), авиабаза Бýдё, 5 апреля 1984 г., 2 суток, 6 апреля 1984 г.

5. № 979 Артур ЭНК (Arthur Enck), авиабаза Бýдё, 29 апреля 1985 г., 3 суток, 1 мая 1985 г.

6. № 964 The Bododian Express, …, аэропорт Сула (Ставангер), 20 февраля 1987 г., две недели стоянки, 6 марта 1987 г. Самая продолжительная вынужденная посадка. Чтобы избежать любопытных взглядов, самолет поставили в ангар, пока тяжелый транспортный самолет C-5 Galaxy не привез новый двигатель для замены отказавшего. Затем прибыл танкер KC-135 с топливом JP-7, и только после этого SR-71 улетел в Милденхолл.

В конце 1980-х "Черные дрозды" прекратили разведывательные полеты над советским Заполярьем, а еще через несколько лет кончился и сам СССР.

Источники:

1. Bodo, Norway - SR-71 Recovery Operations
2. SR-71 Blackbird. Spionfly landet i Bodø



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: Bodø flystasjon, lockheed martin, norway, sr-71 blackbird, us air force, Норвегия, США
Subscribe

Posts from This Journal “Bodø flystasjon” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments