?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Первый шведский танк не LK-II
Великая война
andrej_kraft
Долгое время считалось, что первые танки появились в Швеции в конце 1921 года, и ими стали Strv m/21, в "девичестве" немецкие LK-II (Leichte Kampfwagen). Но на самом деле это не так, а в ошибке виноваты сами шведы, слишком пренебрежительно относившиеся к этому эпизоду своей истории, хотя материалов, как оказалось, было достаточно. Но теперь досадную ошибку исправили, причем отнюдь не профессиональные исследователи, а энтузиасты из Шведского общества бронеистории SPHF (Svensk PansarHistorisk).

000

Весной 2018 года директор музея Arsenalen Стефан КАРЛССОН (Stefan Karlsson) получил совет поискать газетную статью из Aftonbladet от 19 июня 1921 года, и это стало поводом к обнаружению сразу нескольких документов, подтверждающих, что первым танком в Швеции был французский Renault FT. Он проходил под местным названием "Путте" (Putte), которое, скорее всего, получил за свою пушку системы Пюто (Puteaux). История жизни этого танка в Швеции оказалась совсем короткой, всего лишь с 1921-го по 1926-й.

Покупка

22 января 1921 года начальник артиллерии армии и старший полевой генерал (Chefen för Arméförvaltningens Artilleridepartement och Generalfälttygmästaren) генерал-майор Фриф Ульф Ларс КАРЛССОН СПАРРЕ (Friherre Ulf Lars Carlsson Sparre) направил письма военным атташе в Берлине, Париже, Риме, Лондоне и Вашингтоне для изучения возможности приобретения полевых орудий с боеприпасами, зенитных орудий с боеприпасами, оружия борьбы с "танками" (”tanks”), специальных винтовок, различных видов пушек с боеприпасами, артиллерийских тягачей и, возможно, легких боевых машин (stridsvagn).

Военный атташе в Париже подполковник ЛЮНГБЕРГ (Ljungberg) ответил, что вскоре он сообщит, какие орудия и другую технику готовы продать Швеции в качестве испытательных образцов, но сразу указал, что в этот перечень уже входит танк Renault FT c 37-мм пушкой и 200 выстрелами к ней. По результатам осмотра в Гиене он сообщил 10 мая 1921 года, что ходовая часть имеет номер 66549, башня 575, весит он около 6 тонн и был изготовлен 23 июня 1920 года, а просят за него 115 000 франков (около 37 000 шведских крон).

001
В списке Renault FT под пунктом 3

Шведские исследователи обращают внимание читателей, что упомянутые в отчете номера как на шасси, так и на башне (на самом деле на борту), такие же, как и на известных поздних фотографиях этого Renault FT уже в Швеции, и что он был построен после окончания Первой Мировой войны, поэтому следует отклонить предположения, что все видимые на тех снимках повреждения от пуль и снарядов он получил до прибытия в Швецию.

002 003

19 июля 1921 года газета Aftonbladet сообщила своим читателям, что французский танк (fransk tank) прибыл в Стокгольм на пароходе Vega рейсом из Руана. Согласно информации газеты, он был приобретен шведским государством (svenska staten) по заказу шведской госорганизации (svenska tygstaten) в лице страшего полевого генерала генерал-майора Фрихерре Ульфа Ларса КАРЛССОНА СПАРРЕ. Таким образом, Renault FT оказался на шведской земле на несколько месяцев раньше германских машин.

004
"Ветеран прошлой войны в Стокгольме", Aftonbladet, 19 июля 1921 года

Первые тесты

25 июля 1921 года в тогдашнем A9 – Королевском полку стационарной артиллерии (Kungliga Positionsartilleriregementet) в Стокгольме был сформирован "испытательный взвод" (försökstrupp) под командованием капитана ЭЛЛИОТА (C.W. Elliot). Здесь танк Renault FT проходил как одна из нескольких штатных машин. По итогам работы экипажи должны были быть обучены его применению, а также необходимо было составить инструкции по обслуживанию, использованию и карту смазки.

17 августа 1921 года было приказано доставить "бронемашину с 37-мм пушкой" (pansarvagnen med 37mm kanon) в Мальмслетт вместе с необходимым персоналом для проведения "некоторых испытаний" с прибытием не позднее 22-го числа того же месяца.

005
Заметка из Dagens Nyheter от 27 августа 1921 года

"В течение 14 дней в Мальмслетте, недалеко от Линчёпинга, под руководством генерала ХАССЕЛРОТА, проходила серия пехотных учений, которые закончились 3 ноября. Учения проводились для проверки взаимодействия различных подразделений, а среди использованной военной техники был также замечен "танк" (tank)".

Это первые шведские учения, в которых принял участие Renault FT.

Крупные маневры

Немедленно вслед за этим французский танк привлекли к участию в более серьезном мероприятии. Об этом можно прочитать в ряде газетных статей. Описания довольно красочны, и используют различные обозначения для первого шведского танка.

006 007
Заметка "Сражение на шоссе Спрэнга" в Aftonbladet от 3 октября 1921 года

"На перекрестке в направлении Ярфаллы стоял большой танк (tank)"

008 009
Большая статья о маневрах в Stockhols-Tidningen от 4 октября 1921 года

"Во время Уппландских маневров, 1921-10-03-18, сторона "А" под командованием полковника ХЕДЕНГРЕНА занимала позиции Тойна-Акалла-Ярфалла и состояла из сормланингарцев (Sörmlänningar), ваксхолмских гренадеров (Vaxholms grenaldjärer), конного подразделения лейб-гвардии, артиллерийского полка, двух легких и одной тяжелых дивизий, и одного – нашего единственного – бронеавтомобиля (pansarautomobil). Это был первый раз, когда бронемашина (pansarvagn) использовалась в Швеции [sic! – на самом деле уже второй]. Сторона "B" под командованием полковника НАУКХОФФА, состоящая из свейских и гетских лейб-гвардейцев (Svea och Göta Livgarde), эскадрона кавалерии и артиллерии тех же войск, что и у противника, была усилена парой эскадрилий из десяти самолетов. Они были на участке станция Якобсберга – озеро Сёбы – Рагвала".

010
Наиболее известный снимок шведского Renault FT из Stockholms-Tidningen (10.10.1921) и Dagens Nyheter (10.10.1921)

011 012
Svenska Dagbladet от 4 октября 1921 года, стр. 3 и 9

"Новая бронемашина (pansarvagnen), которую имела в своем распоряжении сторона "А", вызывала, как было заявлено, и удивление, и ужас, когда он полз вперед по дорогам, по полям и по склонам гор, как гигантская улитка. которая внезапно стала быстрой. Утверждается, что в какой-то момент он эффективно вмешался в бой в районе Ярфаллы".

013
Заметка в Provinstidningen Dalsland от 14 октября 1921 года сообщает, как Renault FT заглох и его пришлось тащить на буксире

Неизвестный 1922-й

Не удалось найти никаких упоминаний о том, что происходило с Renault FT в 1922 году. Возможно продолжалось его использование в тогдашнем полку А9, а может быть проводились дополнительные испытания.

Из докладов майора БУРЕНА

1923


Танк Renault FT передали танковой роте, сформированной в составе лейб-гвардии свейского полка (Svea Livgarde), о чем можно судить по рапорту инспектору инфантерии (Infanteriinspektören) от майора БУРЕНА (mj Burén) 20 августа 1923 года:

"Одна из бронемашин (pansarvagnarna) fm/22 (nr 5), также упомянутая в предыдущем рапорте, была оснащена 37-мм пушкой, снятой с французской машины Renault. Очевидно, что после этого машина (nr 5) стала командирской во взводе.

Эксперимент с французской пушкой получился чрезвычайно удачным. Она работала отлично, ее обслуживание было легко освоить, а точность была великолепна. Однако, как указывалось ранее, необходимо изменить форму башни, чтобы проще было быстро наводить орудие. Около 1/3 французских боеприпасов дали осечку. Их эффективность оказалось очень относительной".

1924

В своем следующем рапорте инспектору инфантерии майор БУРЕН подробно и очень критически отзывается о Renault FT: "Что касается танка Renault, то эксперименты с его использованием прошли не особенно удачно". БУРЕН перечисляет целый ряд технических проблем, которые трудно или невозможно исправить. Он пытается найти какое-то решение, как использовать танк, но так и не находит его, несмотря на изучение нескольких возможных вариантов.

Поскольку государство выделило специальный грант на покупку двух радиостанций, одна из них была смонтирована в Strv m/21 (nr 6), а другую 16 августа поставили на Renault FT, желая найти ему хоть какое-то применение.

014
Renault FT с бамбуковой радиоантенной. Обратите внимание, что пушки уже нет

"Антенны на танках-передатчиках были изготовлены из временных устройств, которые поднимались на грубых бамбуковых шестах. На единственном танке с приемником антенна из медной проволоки проходила вдоль корпуса, поддерживаемая прикрепленными к броне скобами".

1925

В начале 1925 года танк Renault FT все еще использовался в качестве носителя радиооборудования. После того, как разработавшие радиостанции компании Tygstationen и AEG исправили недостатки, которые нарушали работу оборудования, и разработали новую "зонтичную антенну" (paraplyantenn), аппаратуру снова установили на Strv m/21 (nr 6). Затем стоявший на Renault FT радиопередатчик с "зонтичной антенной" переставили на Strv m/21 (nr 10), и тогда всякая потребность во французском танке отпала.

1926 год - расстрел

В августе 1926 года танк Renault FT был утилизирован и подготовлен в качестве мишени для испытательных стрельб на полигоне Мармы. Впоследствии в течение сентября на нем отработали расстрел и подрыв несколькими различными способами: из 13-мм пулемета m/Colt, 20-мм противотанковыми гранатами из пулемета m/Samag, из 37-мм французской пехотной пушки и, наконец, метанием связок ручных гранат. В конце концов 16 октября 1926 года приказали убрать его останки со стрельбища, и на этом короткую историю службы первого шведского танка в Швеции можно считать законченной...



В общем, теперь коллега yuripasholok может внести небольшие дополнения в свою статью. Ну, или написать новую.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ

Posts from This Journal by “Försvarsmakten” Tag



  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авто, Армия, История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1