andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Новые корабли береговой охраны Норвегии: не было бы счастья, да кризис помог

003
KV Jarl – один из двух новых патрульных кораблей службы береговой охраны ВМС Норвегии © Foto: Kystvakten

Корабельный состав норвежской береговой охраны (Kystvakt) не пополнялся с 2010 года, когда ввели в строй патрульный корабль (ПК) KV Sortland, последний из трех в серии типа KV Barentshav. Вернее, в 2013 году при расформировании военно-морского хемверна (Sjøheimevernet) службе БОХР достался ПК Magnus Lagabøte, один из двух типа Reine, но тогда просто не знали, куда их ещё пристроить, да и потом в 2018-м его всё-таки насовсем забрали в ВМС. Поэтому с учетом выведенного в 2015-м из боевого состава KV Ålesund общее количество ПК БОХР Норвегии сократилось с 15 до 13 вымпелов.

Интересно, что ещё в начале 2019 года у командования ВС страны отсутствовали планы приобретения новых кораблей береговой охраны до завершения строительства в 2022-2024 гг. серии из трех ПК БОХР усиленного ледового класса типа KV Jan Mayen для замены ими трех фрегатов БОХР типа KV Nordkapp. Другие закупки по данному направлению не предусматривались ни перспективной программой развития ВС Норвегии (2017-2034), ни военным бюджетом страны на 2019 год. Тем не менее, пару месяцев назад норвежское военное командование в числе своих очередных достижений похвасталось планами передать береговой охране два новых корабля еще до конца года, впрочем, тогда без каких бы то ни было подробностей.

И вот, 14 декабря покров тайны сбросили, наконец-то официально объявив, что ещё 3 октября был подписан контракт между службой тыла FLO ВС Норвегии и компанией Boa Offshore AS на аренду двух однотипных многоцелевых судов обеспечения добычи на шельфе AHTS (Anchor Handling Tug Supply) Boa Bison и Boa Jarl в качестве ПК БОХР KV Bison (бортовой номер W323) и KV Jarl (W324). В соответствии с условиями договора срок аренды составляет пять лет, а также предусмотрен опцион на возможность последующего продления еще на пять.

004 005
KV Bison (слева) и KV Jarl (справа) на судоремонтном заводе в Гдыне (Польша)

Из-за текущего кризиса в нефтяной промышленности компания Boa Offshore понесла очень серьезные убытки, пошла на существенное сокращение операций на шельфе и с 2017 года тщетно пыталась продать KV Bison и KV Jarl. Было много запросов, но никто не был готов заплатить за каждый корабль около 700 миллионов норвежских крон (100 млн. долл. В этих условиях правительство и парламент Норвегии героически изыскали резерв свободных финансовых средств для срочного заключения контракта, предложив условия аренды, когда ее стоимость лишь незначительно покрывала накладные расходы от убытков за простой.

006
Boa Bison и Boa Jarl в начале карьеры позируют для рекламного проспекта Boa Offshore (начало 2016 г.)

Оба судна построены по заказу Boa Offshore в 2014 и 2015 годах, при этом корпуса предварительно собирали в Китае, а затем 2013-2014 гг. перегнали на полупогружных баржах в норвежский порт Brevik, где их достроили на верфи компании NorYards AS. Здесь вы можете найти трепетное перечисление массы использованного оборудования и материалов, вплоть до сантехники и каютных дверей. Но береговую охрану больше интересовали другие их характеристики – при длине 91 метр и водоизмещении 7,3 тыс. тонн суда сертифицированы по ледовому классу DNV +1A1 и ICE-S, то есть, способны к плаванию в замерзших морях при толщине льда со снегом до 1,0 метра, а также могут непрерывно продвигаться в сплошных однолетних льдах толщиной более 50 сантиметров. Буксирные устройства кораблей обеспечивают тяговое усилие 263 тонны (для сравнения, на удержание позиции нефтяной вышки достаточно 100 тонн). Также каждое судно несет мощные противопожарные средства и полный комплект оборудования ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ЛАРН). Таким образом, количество кораблей БОХР Норвегии, способных участвовать в ликвидации ЧС с буксировкой, тушением масштабных пожаров и ЛАРН увеличивается сразу на 50% – с 4 до 6 (ранее только KV Harstad и три ПК типа KV Barentshav).

002 003
(с) portalmorski.pl

Кроме того, оба судна оборудованы контейнерными системами для хранения, запуска и подъема через люк в правом борту дистанционно-управляемого подводного аппарата ROV (Remotely operated underwater vehicle) компании Oceaneering International, Inc – очень полезная опция по опыту спасательной операции фрегата KNM Helge Ingstad.

002

Завершение строительства кораблей пришлось как раз на начало текущего кризиса в нефтедобыче. В надежде на наступление лучших времен руководство Boa Offshore с конца 2016 года поставило оба судна на стоянку в Польше.

007
Boa Bison и Boa Jarl пришвартованные у причала "Дальмор" на английской набережной порта Гдыня (февраль 2017 г.)

Летом 2017 года судоходная компания согласовала с кредиторами план реструктуризации, в соответствии с которым было принято решение о продаже обоих судов.

Пока суть да дело, в 2018-м оба судна работали по краткосрочным контрактам, включая 3,5 месяца летом 2018-го для работ Boa Bison в Печорском море и Boa Jarl в Карском на шельфовых месторождениях "Газпромнефти" с базированием на Мурманск.

002

Но поскольку погоды это не делало, а ренессанса нефтегазодобывающей отрасли в обозримом будущем не ожидалось, с осени 2018-го обоих снова перевели в режим отстоя в Гдыне. Тут-то предложением о продаже и заинтересовались в норвежском оборонном ведомстве. Как представляется, немаловажную роль в срочном принятии такого решения сыграл недостаток эффективных сил и средств государственных спасательных служб, выявленный в ходе операции по спасению круизного судна Viking Sky в марте этого года.

Судя по тому, что к моменту официального объявления об аренде оба судна уже перекрасили в серый цвет и нанесли новые бортовые номера, сделку готовили достаточно давно, но не сильно афишировали по коммерческим соображениям (первое сообщение в сентябре, потом в октябре). Зато за это время успели заказать полякам проведение восстановительного ремонта. Планировалось, что он завершится до конца Рождественских праздников, и оба судна совершат переход в базу Рамсунн ВМС Норвегии на севере страны. Вчера около 14:00 (мск) KV Bison начал переход:

008
Маршрут и позиция KV Bison на 16:00 (мск) 22 декабря - 260 миль за 26 часов, средняя скорость 10 узлов. Порт назначения NOHEF (Herfjord?), прибытие в 14:00 (мск) 26 декабря. Следить за его позицией можно здесь. Стоявший на соседнем причале KV Jarl зачем-то отключил приемопередатчик AIS вчера в 13:45 (мск) и затихарился. UPD В 14:00 (мск) 24 декабря вышел из Гдыни, порт назначения Рамсунн, прибытие в 00:00 30 декабря. Следить за его позицией можно здесь

После прибытия в Рамсунн корабли пройдут частичную модернизацию и переоборудование, включая установку вооружения, а также средств управления и связи, включая аппаратуру широкополосной беспроводной связи и беспроводной связи на большие расстояния компании Radionor.

002
(c) Radionor

Передачу в боевой состав службы БОХР запланировано произвести до 1 марта 2020 года. При этом в течение двух первых лет оба ПК будут обслуживать смешанные экипажи из военных моряков и нанятых компанией гражданских специалистов, пока военнослужащие не закончат освоение новой техники. В дальнейшем экипаж каждого корабля будет состоять из 12 офицеров и старшин-контрактников, а также 12 матросов-срочников. При этом на каждом корабле 39 койко-мест в каютах, так что при необходимости можно взять еще 15 пассажиров.

Основными районами предназначения KV Bison и KV Jarl планируются прибрежные районы и внутренние водные пути на севере Норвегии. В повседневных условиях они будут использоваться для решения стандартных задач контроля рыболовства, а в случае возникновения ЧС на море станут серьезным подспорьем при проведении поисково-спасательных операций в зоне ответственности Центра управления движением судов Vardø VTS (Vardø trafikksentral).



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: kv bison, kv jarl, kystvakt, norway, sjøforsvaret, Норвегия
Subscribe

Posts from This Journal “kystvakt” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Posts from This Journal “kystvakt” Tag