andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Рано списывать норвежские подводные лодки типа "Ула"

000
Foto © Forsvaret

20 января вместе с сообщением о тральщиках главнокомандующий ВС Норвегии адмирал Хокон БРЮЮН-ХАНСЕН также официально подтвердил еще и необходимость продления эксплуатации ПЛ типа Ula на период после 2026-2030 годов. Это связано с затягиванием сроков заключения контракта на полномасштабную разработку и строительство серии новых ПЛ проекта Type 212CD (Common Design) для ВМС Норвегии и Германии. В соответствии с пока еще не откорректированным графиком, договор планировалось подписать до начала 2020 года, а поставка норвежскому флоту первой из четырех ПЛ планировалась на конец 2026-го. Однако власти двух стран пока так и не смогли прийти к соглашению с генеральным подрядчиком в лице немецкой компании tKMS (thyssenKrupp Marine Systems GmbH). Переговоры продолжатся в текущем году, и от их успеха будет зависеть изменение графика поставок, поскольку от момента подписания контракта до передачи первой ПЛ заказчику требуется около семи лет.

Подчеркивается, что на правительственном уровне Норвегия и Германия согласовали и заключили все формальные соглашения. Остается "твердый" договор с tKMS, который сейчас обсуждается, а также соответствующее соглашение о промышленной кооперации.

Норвегия упорно пытается помочь предприятиям национального ВПК оторвать кусочек покрупнее от бюджета проекта, рамочную стоимость которого в норвежской его части сначала оценивали в 20-30 миллиардов крон. Но потом сумма увеличилась до 41, а сейчас зафиксировалась на уровне 43-44 миллиарда (4,4 млрд. евро), хотя и сохраняет все шансы для дальнейшего роста, даже без учета возможного опциона еще на 1-2 единицы. Таким образом, проект уже перешагнул половину от 82 миллиардов самой крупной программы военных закупок за всю историю страны – истребителей пятого поколения F-35A Lightning II.

Кроме того, Стортинг требует, чтобы уровень промышленной кооперации соответствовал стоимости контракта, а обратные закупки должны обеспечивать доступ норвежской оборонной промышленности на немецкий рынок в приоритетных технологических областях. И все это должно быть согласовано до подписания основного договора.

В Норвегии на госуровне действует требование, что после закупки товаров и услуг оборонным ведомством за границей с контрактами более чем на 50 миллионов крон, страны-бенефициары в обязательном порядке должны инвестировать эквивалентные суммы в ВПК Норвегии. Такая схема называется обратной закупкой и является инструментом промышленной политики для поддержки национальных производителей и облегчения доступа на внешние рынки предприятиям норвежского ВПК.

В качестве отрицательного примера вспоминают, что этого не сделали, когда Норвегия заказывала ПЛ типа Ula в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Тогда просто заключили договор на их покупку без обязательного соглашения о промышленном сотрудничестве и без обязательств ФРГ по приобретению ПЛ того же типа. Согласно проведенному десять лет назад анализу Института оборонных исследований FFI (Forsvarets forskningsinstitutt), в результате ни ожидаемая экономия, ни обратные закупки, ни другие возможные положительные результаты от сотрудничества так и не были реализованы. Хотя Норвегия всегда пользовалась хорошей поддержкой со стороны немецкой промышленности и управления BWB (Bundesamt für Wehrtechnik und Beschaffung), но стоимость жизненного цикла для ПЛ типа Ula могла бы быть значительно ниже, если бы ФРГ не отказалась в 1977 году от планировавшегося приобретения лодок Type 210 для своих ВМС, и Норвегия не осталась единственным в мире эксплуатантом ПЛ данного проекта.

С учетом таких обстоятельств, видимо, переговоры с федеральным правительством и tKMS идут непросто. И даже если удастся что-то дополнительно выторговать, то не так уж и много, потому что параллельно правительство Норвегии усиленно бросилось искать новых соучастников для проекта 212CD в надежде, что более широкое, чем двустороннее норвежско-германское международное сотрудничество позволит хоть немного сократить затраты.

Италия

Проект Type 212CD основан на оригинальном дизайне 212A – тип ПЛ, которые уже имеют 20-летний опыт эксплуатации в ВМС не только Германии, но и Италии. Оригинальные ПЛ Type 212A, как немецкие, так и итальянские, регулярно проходят модернизацию с заменой отдельных компонентов новыми, разрабатываемыми как раз для Type 212CD. В связи с этим в tKMS рассматривают Италию в качестве потенциального покупателя дизайна 212CD, а параллельно в Осло начали зондировать почву, чтобы попробовать сподвигнуть Рим на полноценное участие в программе 212CD.

Пожалуй, при всей неоднозначности этот вариант является самым реальным из возможных.

В настоящее время у ВМС Италии есть четыре ПЛ типа Todaro (Type 212) и четыре устаревшие типа Sauro. В опубликованном в начале 2019 года документе "Стратегическое планирование" указано, что тип Sauro планируется заменить четырьмя ПЛ проекта Type 212, возможно, в варианте 212CD.

Нидерланды

Голландцы – близкий партнер Норвегии по НАТО, а подводники двух стран традиционно поддерживают тесные контакты. При этом Нидерланды вышли на международный рынок поиска замены своим ПЛ типа Walrus лишь ненамного позже, чем Норвегия для ПЛ типа Ula. С тех пор для голландцев постоянно действуют приглашение в любой момент присоединиться к совместному проекту Норвегии и Германии. Однако, насколько известно, ВМС Нидерландов нужны более крупные лодки, чем Type 212 – с большей мореходностью и автономностью, чтобы действовать на заморских голландских территориях в Карибском бассейне. Что-то вроде французской Scorpene, для участия которой в тендере Naval Group год назад в феврале 2019-го решила объединить усилия с голландским судостроителем Royal IHC.

Для подготовки ей достойного конкурента по программе Walrus Replacement Program национальная компания Damen Schelde Naval Shipbuilding объединилась в консорциум с Saab, чтобы адаптировать к требованиям ВМС Нидерландов шведский проект A26 (см. ниже). Планируется использовать опыт постройки ПЛ типа Collins, основные части которых производила Kockums, а собирали их на австралийской верфи в Аделаиде.

В конкурсе для ВМС Нидерландов немецкая tkMS участвует со своим проектом Type 212CD, но с учетом известных обстоятельств шансы её невысоки. Кстати, именно в споре с Damen недавно tkMS потерпела фиаско в конкурсе для своего собственного флота – ВМС Германии подписали контракт на строительство будущих фрегатов MKS 180 с голландцами.

Четвертым участником голландского конкурса по программе Walrus Replacement Program является испанская Navantia с проектом S-80 Plus. Но на фоне известных проблем тут вообще не о чем говорить.

Контракт на строительство первой подлодки нового поколения Нидерланды планируют подписать в 2021 году, а ее поставка ожидается в 2027 году.

Польша

В 2002-2003 годах Норвегия продала Польше четыре своих ПЛ типа Kobben немецкого проекта Type 206 постройки 1964-1967 годов. До настоящего времени они числятся в боевом составе польского флота, командование которого рассматривает варианты их замены. В связи с этим Норвегия на протяжении многих лет ведет переговоры с Польшей с целью возможного сотрудничества в области закупок, эксплуатации и технического обслуживания новых подводных лодок.

С норвежской стороны была надежда добиться сотрудничества в области совместных закупок ПЛ Type 212CD. Другой возможный вариант заключался либо в приобретении Польшей бывших в эксплуатации норвежских ПЛ типа Ula проекта Type 210, либо хотя бы двух немецких б/у из четырех 212А. Флот Германии мог тогда бы разместить заказ еще на две Type 212CD, чтобы заменить ПЛ, переданные Польше, уменьшив тем самым себестоимость единицы в варианте 212CD при строительстве более крупной серии из восьми лодок вместо шести.

Однако сейчас всё идет к тому, что Польша вместо всех этих вариантов купит в Швеции подержанные ПЛ типа Södermanland. Впрочем, для норвежских ПЛ типа Ula покупатель всё еще может найтись, но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Швеция

Как это ни смешно звучит, но ходят слухи, что в качестве возможного партнера рассматривали даже эту страну. Чтобы понять причину для столь нервной реакции, надо слегка углубиться в историю.

В середине 1990-х годов начались переговоры о совместной программе ПЛ Северных стран Nordic Submarine, более известной как «Проект "Викинг"» (Viking Project). Планировалось построить на тогдашней шведской верфи Kockums десять однотипных лодок нового поколения – четыре для Норвегии, четыре Дании и две Швеции. Но, просуществовав около десяти лет, проект развалился после того, как Дания отказалась от продолжения эксплуатации подводных лодок в своих ВМС.

С тех пор семь лет исследований вопроса привели к тому, что правительство Норвегии в ноябре 2014 года приняло решение о проведении конкурса для закупки новых лодок. Первоначально для участия в конкурсе пригласили шесть участников, одним из которых был шведский проект A26. Предложившая его Saab Kockums неоднократно подчеркивала, сколько норвежской ДНК содержится в этой подводной лодке, именно со ссылкой на Viking Project. Ага, весной 2016 года шведы вылетели из конкурса еще в первом туре вместе с итальянской Fincantieri, испанской Navantia и корейской DSME.

И ведь всё это на фоне предыдущей обиды за истребитель Gripen и последующей за САУ Archer. Не, нуачё, за спрос ведь денег не берут?

Кстати, между прочим, есть много признаков того, что в течение всего прошедшего 2019 года ситуация на Saab Kockums оставалась почти критической. Недавно министр обороны Питер ХУЛЬТКВИСТ информировал об этом Риксдаг за закрытыми дверями, но кое-какая информация просочилась наружу. Впрочем, и об этом мы тоже поговорим как-нибудь в другой раз.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: 212cd (common design), forsvaret, kockums, norway, sjøforsvaret, sweden, ula, Германия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Ула, Швеция
Subscribe

Posts from This Journal “ula” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments