andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Германо-норвежский проект подводных лодок проекта Type 212CD (Common Design)

Вместо раздувания предыдущей темы решил вынести в отдельный псто.

000
Подводная лодка проекта Type 210 (тип Ula) в сравнении с ПЛ проекта Type 212

В понедельник прошло ровно три года с тех пор, как тогдашний министр обороны Норвегии Ине ЭРИКСЕН-СЁРЕЙДЕ официально объявила, что новые субмарины для замены подводных лодок (ПЛ) типа Ula проекта Type 210 будут закуплены в сотрудничестве с Германией. Было бы серьёзным преувеличением сказать, что этот проект широко освещается в СМИ. По крайней мере, если сравнивать, например, с приобретением истребителей F-35 для ВВС Норвегии. В этой связи есть смысл собрать воедино всю достаточно разрозненную информацию по проекту. Причем пальма первенства здесь явно принадлежит не норвежским, а немецким ресурсам. В общем, получается как-то так:

В настоящее время в боевом составе флота ВМС Норвегии находятся шесть ПЛ типа «Ула» постройки 1989-1992 годов. Все лодки этого типа прошли модернизацию в 2006-2008 гг., второй этап проводится с 2012 года по настоящее время. После продления срок их эксплуатации заканчивается в 2020 году. Для четырех ПЛ его планируется повторно продлить до 2028 года, когда ожидалось начало эксплуатации новых лодок.

В 2017 году правительство утвердило проект программы Prosjekt 6346 для закупки четырех ПЛ нового поколения с опционом на возможное приобретение еще двух. В качестве страны поставщика выбрали Германию. Рамочная стоимость проекта составляет 43 054 млн. крон (4,4 млрд. евро) с выделением в 2019 году 1 090 млн. крон (10 млн. евро) для подписания контрактов. Договор на совместное с Германией производство новых ПЛ должен быть заключен в 2019 году, а поставка лодок заказчикам будет осуществлена в 2025-2030 гг. с темпом строительства по одной лодке в год, при этом первая войдет в боевой состав ВМС в 2026 году, последняя в 2030-м, а Германия должна получить третью и шестую ПЛ в серии. Но теперь планы поползли вправо. Впрочем, об этом уже все сказано, и сейчас не об этом.

3 февраля 2017 года норвежское правительство объявило о выборе германской tKMS в качестве стратегического партнёра для программы разработки и производства новых ПЛ усовершенствованного проекта Type 212CD (Common Design). Основу данного партнёрства составляет подписанное в августе 2017 года межгосударственное соглашение, предусматривающее совместное производство и эксплуатацию четырёх однотипных подводных лодок для ВМС Норвегии и двух для ВМС ФРГ. Выбор в пользу Германии сделан по итогам проведения тендера, во втором туре которого конкурентом проекта Type 212 выступала французская Scorpene.

001

002

После подписания межгосударственного соглашения соответствующие переговоры начались с германской судостроительной компанией tKMS, завершение которых ожидалось до конца 2018 года.

Норвегия и Германия получили предложение от tkMS 30 октября 2018 года и началась подготовка "твердого" контракта, подписание которого оптимистично планировалось до начала 2020-го. А дальше что-то пошло не так.

Но это все потом. А 10 сентября 2018 года представители федерального агентства Бундесвера по вооружениям, информационным технологиям и их эксплуатации BAAINBw (Bundesamt für Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung der Bundeswehr) и закупочного агентства МО Норвегии FMA (Forsvarsmateriell) подписали заявление о намерениях по совместному производству и эксплуатации шести ПЛ, детализировав первоначальный меморандум о взаимопонимании между ВС Германии и Норвегии. Кроме непосредственно закупки ПЛ стратегическое партнёрство предполагает двухстороннее сотрудничество в организации подготовки и обучения личного состава экипажей и персонала береговых служб в эксплуатации материальной части; техническое обслуживание и ремонт, обеспечение запасными частями и материалами в течение всего срока эксплуатации; последующую модернизацию.

Следует отметить, что германская сторона обязалась предоставить субконтракты на производство отдельных видов ремонта ПЛ ВМС Норвегии норвежским предприятиям. Перспективная организация таких работ согласована обеими сторонами и должна осуществляться на базе существенно модернизированного ремонтного комплекса в ГВМБ Хоконсверн.

Основными направлениями НИОКР совместно руководят НИИ МО Норвегии FFI (Forsvarets forskningsinstitutt) и военно-технический отдел WTD 71 агентства BAAINBw по разработке новых подводных технологий, включая снижение гидроакустической заметности и защиту от морских мин, литий-ионные аккумуляторы, а также управляемые ракеты.

В конструкции новых ПЛ планируется внедрить современные технологические решения, что обеспечит им более высокие боевые и эксплуатационные характеристики в сравнении с базовой моделью проекта Type 212А. С учетом опыта длительных боевых служб ПЛ ВМС Норвегии в Средиземном море, для действий в тропических водах лодки оснастят эффективными системами охлаждения и кондиционирования воздуха.

ПЛ будет иметь ряд характерных конструктивных особенностей для снижения заметности, включая новую форму корпуса со специальным покрытием, переотражающим эхо-сигналы гидроакустических станций (ГАС) в направлениях, затрудняющих их прием. С этой же целью планируется использовать изогнутые, а не плоские антенны ГАС бокового обзора вдоль бортов. Как и предыдущие ПЛ германской постройки (проекты Type 206 и Type 212А), новые лодки будут иметь корпус из высокопрочной стали с применением аустенита. Наряду с высокой коррозийной стойкостью к воздействию морской воды, преимуществом данного материала являются его немагнитные свойства, снижающие опасность от подрыва морских мин и вероятность обнаружения магнитометрами, что особенно актуально при действиях в прибрежных водах.

Пропульсивная система ПЛ проекта Type 212CD впервые будет включать не традиционные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи (АКБ), а литий-ионные. Они выдерживают более 5000 циклов "заряд-разряд", что на порядок больше аналогичного показателя для свинцово-кислотных. С учетом более высокой зарядной мощности у литий-ионных батарей, процесс их заряда проходит быстрее, а разряд более полный. Свинцово-кислотная АКБ может отдавать не более 80% накопленной энергии, а полный разряд приводит к ее разрушению. Факторами, ограничивающими процесс заряда литий-ионных батарей, являются только параметры дизель-генераторов, мощность зарядного тока которых должен быть увеличен на ПЛ Type 212CD по сравнению с Type 212A. Благодаря этому возрастут скорость и дальности плавания ПЛ нового проекта.

Наиболее наглядно преимущества новых АКБ будут проявляться на ходовых качествах ПЛ при максимальной скорости, где литий-ионный аккумулятор в 2-3 раза превосходит мощность свинцово-кислотной батареи, у которой при полной нагрузке возрастает внутреннее сопротивление, ограничивающее токоотдачу. Соответственно ПЛ с литий-ионными аккумуляторами будет иметь в 2-3 раза большую дальность подводного плавания максимальным ходом.

Литий-ионные АКБ относительно просты в обслуживании, в то время как основным недостатком свинцово-кислотных является выделение водорода при нарушении цикла заряда и связанная с этим взрывоопасность. Но при этом у литий-ионных АКБ высока опасность самовозгорания, что до последнего времени сдерживало начало их внедрения для использования на ПЛ.

Из всех возможных вариантов литий-ионных аккумуляторов германские специалисты остановили свой выбор на литий-железо-фосфатных (LiFePO4 или LFP). В сравнении с широко используемыми в современной бытовой технике литий-оксид-кобальтовыми (LiCoO2), LFP-батареи обладают несколько худшими характеристиками, включая меньшую плотность энергии (отношение запасенной энергии к единице массе или объёма батареи). Также LFP-батареи существенно тяжелее. Тем не менее, даже их масса втрое меньше свинцово-кислотных АКБ при одинаковых параметрах мощности. Выбор же в пользу литий-железо-фосфатных АКБ обусловлен тем, что у данной технологии существенно ниже вероятность самовозгорания. Поэтому в совокупности с предложенными компанией tKMS мерами конструктивной защиты это должно обеспечить приемлемый уровень пожаробезопасности для ПЛ ФРГ и Норвегии.

Для движения на самом малом подводном ходу ПЛ Type 212CD будут использовать воздухонезависимую энергетическую установку (ВНЭУ) с топливными элементами, действующую за счёт холодного сжигания водорода и кислорода, которые смешиваются в отдельном топливном баке. Этот вариант доказал свою эффективность при эксплуатации на лодках проекта Type 212А.

В отношении состава вооружения, кроме стандартных 533-мм торпед DM-2A3 Seehecht германского производства перспективные ПЛ также планируется оснастить новыми УР с подводным стартом IDAS (Interactive Defence & Attack System for Submarines). Консорциум IDAS Consortium немецких компаний tKMS и Diehl BGT Defence разработал систему ПВО ПЛ, оснащенную дозвуковыми зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) для борьбы с малоскоростными низколетящими воздушными целями.

Главными объектами поражения ЗРК IDAS считаются противолодочные вертолеты, действующих при поиске ПЛ с опущенным гидролокатором на малой высоте и с низкой скоростью, от чего они становятся уязвимыми для средств ПВО. При этом дополнительно возможна стрельба по малоразмерным быстроходным надводным целям и береговым объектам вблизи уреза воды.

003

Ракета имеет стартовую массу 138 кг, длину 2800 мм, диаметр/калибр 180/240 мм, скорость 240 м/с, дальность стрельбы около 20 км. Первоначально разработчики планировали оснастить ракету тепловизионной системой самонаведения, но впоследствии посчитали такую систему избыточно сложной. Для поражения вертолетов достаточно дистанционного управления по волоконно-оптической линии связи (ВОЛС). Поэтому ЗУР IDAS оснастили модифицированной тепловизионной ГСН от ракеты IRIS-T класса «воздух-воздух», разработанной группой компаний шести стран при лидирующей роли немецкой Diehl и являющейся одной из наиболее высокотехнологичных среди современных аналогов.

004

Встроенный цифровой процессор обрабатывает полученное изображение цели, сравнивая полученный результат с базой данных инфракрасных портретов всех известных летательных аппаратов. Определив перед собой самолет НАТО или гражданский авиалайнер, ГСН блокирует радиовзрыватель. После этого ракета продолжает полет и самоликвидируется на безопасном расстоянии.

005

Загрузка ЗУР IDAS в ТПК и контейнера на ПЛ

006 007

Четыре ЗУР комплекса IDAS размещаются в одном ТПК, соответствующем габаритам торпеды DM-2A3 Seehecht. Два таких контейнера загружаются в верхние ТА ПЛ. Таким образом, общий боезапас ЗУР IDAS на ПЛ составляет восемь единиц. Перед стартом из подводного положения контейнер заполняется водой, и ракета выталкивается из него при помощи поршня с гидравлическим приводом. После выхода из ТА раскрываются управляющие поверхности, включается твердотопливный ракетный двигатель (РДТТ) и ракета выходит из-под воды в воздушное пространство.

Одной из главных трудностей проекта стала разработка РДТТ, способного одинаково эффективно работать как под водой, так и над ее поверхностью. Успешно решена задача использования ВОЛС для управления ЗУР. У разработчиков существовали опасения, что под водой и в воздухе ВОЛС не сможет работать с одинаковой эффективностью, но испытания их не подтвердили.

Особенностью новой системы оружия является то, что в базовой комплектации она не требует внесения изменений в конструкцию бортового торпедного интерфейса TBI (Torpedo Board Interface), приборов управления торпедной стрельбой и обновления всего связанного с ними программного обеспечения (ПО) в БИУС ПЛ. Наведение ракет IDAS на цель может осуществляться с отдельного защищенного портативного ПК-ноутбука. Но для повышения эффективности стрельбы необходимо вводить в него из БИУС данные об ожидаемом времени, метеоусловиях и обстановке в районе нахождения цели.

С 2015 года ЗРК IDAS проходил всесторонние испытания, включая и первый успешный пуск ЗУР из подводного положения в июне 2016 годас норвежской ПЛ KNM Uredd типа Ula на ракетном полигоне "Аннёй" (Andøy).

008
Крылатая ракета NSM-SL в стартовой капсуле (проект)

Согласно официальным заявлениям представителей Норвегии и Германии, пока не планируется включение в состав вооружения перспективных ПЛ крылатых ракет NSM-SL (Naval Strike Missile – Submarine Launch) класса "подводная лодка-поверхность". Возможность этого рассматривалась, но в связи с общей задержкой программы NSM на 10 лет начало НИОКР по адаптации ракеты для подводного старта из торпедного аппарата начались только в 2015 году. Их окончание и готовность к началу серийного производства ожидается не ранее 2026 года, тогда и может быть принято решение о вооружении КР NSM-SL ПЛ проекта Type 212CD.

Программа реализуется норвежской группой компаний Kongsberg при финансовой поддержке МО Норвегии. Рамочная стоимость проекта составляет 4,127 млрд. крон (486,9 млн. долл.), из них в 2016 году выделено 193 млн. крон (23 млн. долл.).

Поскольку габариты стандартной ракеты не позволяют разместить ее в ТА ПЛ, в лодочной модификации планируется использовать корпус авиационной версии КР JSM (Joint Strike Missile), совместимой по конструкции с NSM на 70%. Новую ракету оснастят системой управления и твердотопливным ускорителем от КР NSM, а также дополнительным вышибным зарядом для минометного старта. Он срабатывает после отстрела капсулы из торпедного аппарата и всплытия ее в вертикальном положении, выбрасывая ракету из-под воды для набора начальной высоты, раскрытия аэродинамических поверхностей, запуска ускорителя и маршевого двигателя.

Исходя из того, что новые подводные лодки ВМС Норвегии и Германии должны быть полностью идентичными, вплоть до используемой аппаратуры шифрования и ЗАС, обе стороны проекта должны согласовать все его малейшие детали. Вместе с тем, хотя участвующие в проекте компании пришли к единому мнению по большинству вопросов, представители ВМС двух стран до сих пор демонстрируют различные подходы к отдельным аспектам программы. Так, руководство ВМС Норвегии считает необходимым наличие водонепроницаемых переборок, как основного конструктивного средства обеспечения непотопляемости ПЛ. Но по мнению германских специалистов, это приведет к увеличению массогабаритных характеристик и росту конечной стоимости, ввиду необходимости дублирования многочисленных систем выживания в отдельных отсеках.

В целом совместная германско-норвежская программа строительства подводных лодок проекта Type 212CD характеризуется рядом особенностей, включая планируемое использование при их постройке передовых технологических решений, к которым относятся использование литий-ионных АКБ, оснащение ЗРК для стрельбы из подводного положения, а также конструктивные меры, направленные на снижение гидроакустической заметности.

Очевидно, что эта программа несет значительные финансовые и технологические риски. С другой стороны, приняв на вооружение подводные лодки нового поколения с существенно возросшим технологическим уровнем и соответствующими боевыми возможностями, ВМС Норвегии и Германии рассчитывает получить изрядный запас в преимуществе над вероятным противником, в качестве которого рассматривают известно кого.

При этом из-за высокой стоимости программы реализация опциона на постройку дополнительно еще двух ПЛ проекта Type 212CD кажется маловероятной, хотя заявления о необходимости этого звучат регулярно. По крайней мере, в Норвегии.

Также нужно заметить, что реализация программы Prosjekt 6346 позволила существенно расширить военно-техническое сотрудничество между Норвегией и ФРГ сразу по нескольким направлениям, основным из которых в рамках совместных военно-технических проектов являются разработка новой БИУС ПЛ, а также создание новых и развитие существующих ракетных технологий.

В частности, 1 декабря 2017 г. Германия и Норвегия пришли к соглашению о дальнейшей совместной разработке единой для двух стран ракеты на основе КР NSM класса "поверхность-поверхность". Министерство обороны Норвегии 20 июня 2018 года заключило с Kongsberg контракт на 220 млн. крон (25,96 млн. долл.) для модернизации КР NSM по программе "Долгосрочной эволюции" для доведения ее характеристик и конструкции до требований ВМС ФРГ. Договор заключен сроком на один год и является первым этапом реализации подписанного в феврале 2017 года соглашения о двустороннем военно-морском норвежско-германском сотрудничестве. Планируется, что КР NSM в перспективе заменят ПКР RGM-84 Harpoon после завершения сроков их эксплуатации на германских ФР УРО типов Brandenburg, Sachsen и Baden-Württemberg, а также войдут в состав вооружения перспективных германских фрегатов УРО проекта F126 и многоцелевых кораблей проекта MKS180. Таким образом, Германия станет пятой страной, принявшей на вооружение КР этого типа после Норвегии, Польши, Малайзии и США.

Кроме того, в октябре 2017 года норвежская компания Kongsberg, германская tKMS и ее дочерняя фирма Atlas Elektronik учредили совместное предприятие kta Naval Systems. Являясь монопольным субподрядчиком программ строительства ПЛ на верфях tKMS, эта компания будет вести разработку, поставку и техническое обслуживание БИУС в рамках совместного норвежско-германского проекта. Головной офис kta Naval Systems разместят в г. Конгсберг (Норвегия) с филиалом в г. Бремен (Германия). Долевое участие в рамках совместного предприятия составляет по 50% у Kongsberg и Atlas.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: 212cd (common design), iris-t missile, naval strike missile (nsm), norway, sjøforsvaret, ula, Германия, Норвегия, Ула
Subscribe

Posts from This Journal “212cd (common design)” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Posts from This Journal “212cd (common design)” Tag