andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Шведская верфь Saab Kockums на грани закрытия

Удачно и быстро нарисовалось продолжение темы:

000
Подводная лодка HMS Näcken (проект A14) во время установки двигателя Стирлинга на верфи Saab Kockums в 1988 году © Foto: Saab Kockums

С середины 2019 года множатся слухи, что в руководстве шведского концерна Saab проявляют значительную озабоченность отсутствием иностранных заказов по строительству и модернизации надводных кораблей и подводных лодок на судостроительном заводе Kockums в Карлскруне (Karlskrona).

001
HMS Näcken © Foto: Saab Kockums

Эта верфь остается самым проблемным из всех шести производственных подразделений концерна Saab, так как является единственным из них, демонстрирующим отрицательный результат на протяжении трех кварталов конца 2018-го – середины 2019-го Так, во втором квартале 2019 года компания принесла 0,4%, операционных потерь, получив убыток в 3,0 млн. крон (312 тыс. долл.), а общий оборот снизился до 703 млн. крон (73 млн. долл.). В последнем квартале 2019-го общий оборот составил еще меньше, всего 690 млн. крон (70 млн. долл.), но при этом, видимо, в предыдущем третьем квартале было так плохо, что появилась операционная прибыль в 3%, что составило 21 млн. крон (2,2 млн. долл.).

002
HMS Näcken © Foto: Saab Kockums

После завершения серии из пяти корветов типа Visby по программе YS-2000 в 2006 году и вплоть до 2015 года верфь не строила новых кораблей, ограничиваясь только техническим обслуживанием и модернизацией. При этом основу портфеля заказов фирмы до настоящего времени составляют контракты с оборонным ведомством страны, которое таким образом субсидирует производство за счет государства.

Так, в настоящее время Saab Kockums выполняет заказ по установке и монтажу специального оборудования на построенном в Польше новом разведывательном корабле (РЗК) Artemis. Проведение завершающего этапа его испытаний намечено на 2020 год для замены в составе ВМС Швеции РЗК Orion, эксплуатируемого с 1984 года.

004
Проектное изображение нового РЗК Artemis ВМС Швеции © Bilde: Saab Kockums

Кроме того, реализуется контракт по среднему ремонту и модернизации двух подводных лодок (ПЛ) проекта А19 на общую сумму 2,1 млрд. крон (218 млн. долл.). Работы на головной ПЛ Gotland завершены в октябре 2018 года, и ее передали закупочному агентству ВС Швеции FMV (Försvarets materielverk).

005
Спуск на воду подводной лодки HMS Gotland (Карлскруна, 2018) © Foto: Johan Nilsson/TT

Вторая ПЛ Upland по плану должна была выйти на ходовые испытания осенью 2019 года.

006
Менеджер Saab Kockums Гуннар Висландер в центре вместе с экипажем ПЛ HMS Uppland во время ее модернизации на верфи в Карлскруна (лето 2019) © Foto: Mattias Mattisson

Таким образом, единственным заказом на постройку новых кораблей является строительство двух новых подводных лодок для ВМС Швеции, которое ведется на верфи с 2015 года. Подписанный агентством FMV с группой Saab контракт на сумму 7,6 млрд. крон (730 млн. долл.) предусматривает проектирование и постройку двух неатомных подводных лодок Blekinge и Skåne нового проекта А26. Работы идут по плану, ожидаемые сроки ввода в строй и передачи шведскому флоту запланированы на 2022 (2024?) и 2024 (2025?) годы соответственно.

003
Подводная лодка проекта А-26 имеет длину 66 метров и ширину 6,75 метра, автономность 45 суток и может находиться под водой без доступа к атмосферному кислороду 18 суток. Водоизмещение составляет 1925 тонн, а глубина погружения 200 метров. Экипаж 26 человек. Лодка имеет воздушно-независимую дизель-стирлинга-электрическую энергетическую систему.
Что характерно, фото со строительства этих лодок не найти © Bilde: Saab Kockums.


Вопрос о продолжении строительства ПЛ проекта А26 является одним из наиболее обсуждаемых в правительстве и парламенте страны. Согласно экспортной оговорке в контракте на закупку подводных лодок А26 между FMV и Saab, условия контракта могут быть пересмотрены, если концерн не получит новые заказы из других стан. В этом случае все расходы и издержки по реализации проекта А26 обязалось взять на себя государство, выплатив концерну дополнительно 1 млрд. крон (103 млн. долл.).

По известным данным, в тех странах где представлен концерн Saab, за следующие 10-15 лет подлежат списанию и замене 50-75 ПЛ, приближающиеся к предельным срокам эксплуатации. В целом в концерне рассчитывают, что им удастся выполнить намеченные еще в 2017 году планы строительства на экспорт не менее 12 ПЛ для 3-4 стран в течение 10-15 лет на сумму около 50 млрд. крон (5 млрд. долл.). При этом основными возможными заказчиками считаются Польша и Нидерланды.

В частности, осенью 2018 года руководства Saab и голландской компании Damen Shipyards Group начали сотрудничество по разработке проекта на основе А26 с использованием опыта постройки ПЛ типа Collins class submarine ВМС Австралии. Основные части этих ПЛ производились на верфи Kockums, а собирались на австралийской верфи в г. Аделаида.

Планируется закупить 2-4 новые лодки для замены ими четырех ПЛ типа Walrus ВМС Нидерландов по программе Walrus Replacement Program. Руководство Saab рассчитывало до конца 2019-го заключить соответствующий контракт с правительством Нидерландов на эскизное проектирование новой ПЛ.

004
Bilde © H I Sutton

Кроме того, руководство Saab выражает осторожный оптимизм и в отношении получения новых заказов от ВМС Швеции. Для сохранения опыта постройки и выравнивания экономических показателей концерну потребуется стабильный приток новых заказов как по ПЛ, так и по надводным боевым кораблям.

Но в случае отсутствия новых заказов, завод Kockums придется закрыть, как нерентабельный. В настоящее время на верфях в г. Карлскруна, г. Мальмё и на острове Мускё (р-н Стокгольма) работает около 1400 сотрудников концерна и их увольнение вызовет значительный общественный резонанс.

Как стало известно, недавно министр обороны Швеции Питер ХУЛЬТКВИСТ информировал Риксдаг, что к концу прошедшего 2019 года на Saab Kockums сложилась практически критическая ситуация. Совещание проходило за закрытыми дверями, но кое-какая информация просочилась наружу. И она реально сверхсекретная для Швеции.

Оказывается, за последние пару лет в Saab Kockums слишком увлеклись обновлением руководства, сменив кучу старых опытных технарей юными перспективными менеджерами, значительную часть из которых составляют женщины. И не то, чтобы вот прямо поставили задачу везде поставить рукососами представительниц прекрасного пола. Просто сменить мужчину женщиной здесь считается вполне приемлемым и всячески приветствуется. Ну, а наоборот – с вероятностью 99,999% (в периоде) подставиться под обвинения в гендерной дискриминации. Как-то никто не захотел рисковать, вот так и накопилось…

Как бы то ни было, руководство Швеции и концерна Saab совместно ищут пути решения проблемы с окупаемостью верфи Kockums. Если в ближайшее время не удастся заключить контракты на экспортную поставку подводных лодок проекта A26, с высокой вероятностью это может привести к закрытию верфи Kockums.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: a26, kockums, saab, sweden, Швеция
Subscribe

Posts from This Journal “saab” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

Posts from This Journal “saab” Tag