andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Морская пехота Нидерландов испытала в Норвегии всесезонный легкий вездеход ATV 1200

Дороги, а вернее их отсутствие на северáх всегда были большой проблемой. И она еще больше усугублялась сменой времен года – зимой по снегу и льду до места добраться даже проще, чем летом, когда каменистый грунт и валуны на подстилающей поверхности то и дело сменяет непролазное болото. Поэтому во всех странах региона с незапамятных времен ищут наиболее оптимальную конструкцию всесезонного вездехода. И если в средней и тяжелой весовой категории к идеалу хоть немного смогли приблизиться плавающие сочлененные гусеничные вездеходы, то для легкого класса такое решение найти пока так и не смогли. Например, норвежская армия реализует программу закупки лёгких внедорожников сразу в двух версиях – "зимние" снегоходы-скутеры LTK/V (Lett terrenggående kjøretøy vinter – легкий вездеход/зимний) и "летние" гексациклы LTK/S (S значит sommer). Конечно, как учит нас диалектика, и такой вариант не лишен своих недостатков, главный из которых – межсезонье. Помнится, в 2017 году зима запоздала, и 2-й пехотный батальон изрядно помучился, когда поехал в поля перед учением Joint Viking на гексациклах Polaris, а потом всего за пару дней навалило снега почти по пояс. И вот теперь голландские морпехи надеются, что смогли найти решение этой проблемы – вездеход ATV 1200, который они испытали в зимних условиях Норвегии на учении Cold Response.

000

001

Изначально вездеход разработан в начале 2000-х годов швейцарской компанией SAND-X Motors по заказу богатых бездельников из Объединенных Арабских Эмиратов, которым для развлечения в езде по песчаным пустыням понадобилось что-то побыстрее верблюдов и поустойчивее квадроциклов, которые постоянно норовят опрокидываться. Надо сказать, инженеры ожиданий заказчиков не обманули. Последние модификации машин разгоняются до 100 км/час менее чем за 3 секунды, а максимальная скорость 185 км/час, если какому-то альтернативно одаренному захочется полетать на сверхмалой высоте над барханами.

002 003

С первого взгляда кажется, что эта машина – простой снегоход с колесами вместо лыж. На самом деле гибрид SAND-X немного сложнее. У него от скутера только задняя часть, а вся передняя – от квадроцикла, в первых версиях просто с поворотными колесами, а затем и с полноприводными. При этом за счет центральной моногусеницы у вездехода вообще нет дорожного просвета, поэтому всю конструкцию удалось максимально прижать к земле и центр тяжести получился почти в два раза ниже, чем у квадроциклов.

004

Надо сказать, новинка пришлось по вкусу местным шейхам, потом туристам, а там и другим ценителям во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки. Поэтому вслед за центральным офисом в ОАЭ отделения SAND-X открылись в Алжире, Египте, Кувейте, Марокко, Катаре и Саудовской Аравии. Понятное дело, военные никак не могли пройти мимо такого счастья, поэтому специально для них компания в конце 2000-х разработала две новые версии T-ATV 1200, которые с удовольствием принялись закупать малыми партиями и испытывать в армиях и спецподразделениях разных стран.

005 006

Главным отличием военной модификации стала существенно возросшая энерговооруженность. Если на первых версиях стоял бензиновый двухтактный двигатель, то теперь его заменил гораздо более тихий и экономичный 4-тактный инжекторный Rotax мощностью 130 л/с (97 кВт) объемом 1200 куб. см с автоматической коробкой передач. При расходе топлива 12,1 л/100 км и объеме бака 42 литра запас хода по пересеченной местности при нагрузке до 300 кг составляет 325-350 км, при 400 кг 300 км, при максимально допустимой массе груза 500 кг 250 км.

007

За счет мощной системы вентиляции и охлаждения машина может эксплуатироваться в тропиках до +60 градусов Цельсия, а по наследству от скутеров он сохранил способность работать до –50.

008

Изначально в SAND-X создавали свой вездеход совсем не для снега, но за счет низкого удельного давления на грунт 0,04 кг/кв. см он вполне потенциально способен передвигаться по нему. Однако при эксплуатации в снегу колеса не смогут предложить нужную управляемость и маневренность, также с учетом капотной конструкции (размещения силовой установки спереди) машина будет проваливаться в снег и не позволит развить заявленных скоростей, за счет сильной осадки вырастут нагрузки на трансмиссию.

015

У производителя предусмотрены лыжи, устанавливаемые рядом с колесами, ближе к центру. Но они настолько малы, что не способны удержать "снегоходный" вариант на поверхности и все равно проваливаются.


SAND-X T-ATV 1200 All Terrain vehicle on deep snow

Командование морской пехоты Нидерландов официально объявило о планах использовать ATV 1200 в качестве перспективного всесезонного легкого вездехода в сентябре 2019 года...

016 017

…но первые фото с ATV 1200 на фоне военных в камуфляже голландской морской пехоты появились как минимум на полгода раньше.

019 018

Но, как бы то ни было, в январе две такие машины переправили на испытания в Норвегию:

020 021

Судя по снимкам, один из вездеходов был оснащен интегрированной баллистической защитой.

022 023

Кроме того, если сравнить два заглавных фото, то явно видно, что у голландских машин модернизирована ходовая – гусеницы с пятью обрезиненными роликами вместо четырех металлических.

В Норвегии ATV 1200 испытывали как в летнем варианте, так и в зимнем, у которого передние колеса сняты и заменены нормальными полноразмерными лыжами. А вот с результатами тестов пока не густо. Если бы Cold Response провели в штатном режиме, то материалов было бы намного больше. Сначала всеми новинками должны были похвастались на дне высокопоставленных гостей 10 марта, а потом выпустили бы несколько видеороликов и пару заметок. Но в связи с отменой учения большую часть программы свернули, а акцент СМИ явно сместился на коронавирус – не до игрушек военных стало. Возможно, что-то появится позже, вплоть до твердого контракта с SAND-X на поставку партии этой техники. Или не появится, что тоже позволит сделать определенные выводы.

Если же говорить об общих оценках, то в первую очередь специалисты обращают внимание на гусеницу со склизовой системой подвески (это когда гусеница упирается в рельсы вместо колес). Пусть производитель и заявляет о повышенной износостойкости гусеничного полотна за счет кевларовых элементов, все равно износ и гусеницы, и склизов будет запредельным на любой поверхности кроме снега. Если на обыкновенном снегоходе гусеничное полотно при щадящей эксплуатации имеет ресурс 8-10 тысяч километров, то на твердых грунтах и без охлаждения пробег может составить в лучшем случае 2-3 тысячи километров. Конечно, для Швейцарии это много, может и для Норвегии. Но, например, в России, Канаде или США маловато будет.

024 025

Впрочем, в компании это понимают и стараются что-то изобретать. Например, для любителей ездить по шоссейным дорогам придумали систему TARAMC OPS с дополнительными задними колесами, чтобы хоть немного снизить нагрузку на гусеничное полотно.

Ну, а в завершение небольшой рекламный ролик от SAND-X.





Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: korps mariniers, netherlands, Нидерланды, снегоходы
Subscribe

Posts from This Journal “korps mariniers” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments