andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Новый аэродромный автомобиль ВВС Швеции на замену Dallas Jeep


002
Автомобиль Tgb 152 ВВС Швеции в варианте для обслуживания вертолетов © FMV

В рамках концепции ВВС Швеции BAS 90 / Basbataljon 85 по использованию боевой авиации с аэродромных участков дорог (АУД) для батальонов аэродромного обслуживания (БАО) в 1981 году приобрели в США 450 автомобилей, представляющих собой адаптированные под требования военного заказчика пикапы Jeep J-20, разработанных на базе находящейся с 1962 года в серийном производстве коммерческой модели Jeep Gladiator 4×4.

003

Получившие в Швеции прозвище Dallas Jeep, эти машины активно использовались для перевозок технического персонала и в качестве аэродромных тягачей, включая как транспортировку на прицепах вооружения и оборудования, так и буксировку авиационной техники с помощью переднего и заднего фаркопов.

004 005

На фоне разрядки напряженности после Холодной войны БАО расформировали, и к 2006 году все Dallas Jeep вывели в резерв без замены с передачей на складское хранение. Однако с началом военно-политического кризиса в Восточной Европе ВВС Швеции вернулись к концепции широкого использования АУД. Однако принятое в спешке решение практически никак не подкрепили ресурсно, и поначалу в качестве аэродромных автомобилей использовали любую технику, выбирая лучшее из того, что смогли найти. Например, в 2016 году в таком качестве засветились минивэны Mercedes-Sprinter, ранее закупленные для миссии KFOR в Косово, некоторое количество которых оставалось на складах. Поэтому возвращение в строй сохранившихся Dallas Jeep стало очевидным решением.

006 007

Воскрешение из небытия столь морально и физически устаревшей техники сразу же вызвало резкую критику шведских специалистов, так как проведение восстановительного ремонта при снятии с хранения не устранило целый ряд недостатков. К основным из них относят грубое нарушение современных экологических стандартов и норм безопасности перевозки пассажиров, в том числе использование двигателей без сажевых фильтров, систем рециркуляции и селекции выхлопных газов, расход бензина 12-24 литра на 100 км, несовершенство регулируемых вручную привязных ремней, отсутствие фронтальных и боковых надувных подушек безопасности, а также шипованных шин.

Поэтому управление защиты труда Швеции (Arbetsmiljöverket) в течение всего 2019 года усиленно собирало доказательств и уже совсем было собралось подавать исковое заявление на запрет эксплуатации в войсках Dallas Jeep. Однако в связи с полной бесперспективностью тяжб, не дожидаясь суда, в феврале 2020 года закупочное агентство ВС Швеции FMV (Försvarets materielverk) объявило о подписании контракта с концерном Daimler AG на сумму около 20 млн. долл. для поставки ВВС страны в 2020-2022 годах 90 новых пикапов 6×6 Mercedes-Geländewagen 461 (военная версия выпускаемой с 1979 года модели Mercedes-Geländewagen G300). Помимо поставки транспортных средств, договор включает пакет типовых обязательств о передаче документации, сервисном и послесервисном обслуживании, модернизации, а также по обучению персонала.

Данный тип автомобилей в ВВС Швеции получил национальное обозначение Tgb 152 (Terrängbil шв., внедорожник) и будет закупаться для ВВС в двух незначительно отличающихся вариантах, первый из которых адаптирован для аэродромного обслуживания вертолетной техники, а второй для боевых самолетов.

008
Версия Tgb 152 для обслуживания самолетов ВВС Швеции © FMV

Процедуру закупки FMV произвело без конкурса, воспользовавшись положениями действующего договора с Daimler на поставку ВС Швеции внедорожников Tgb 14/15 с колесными формулами 4×4 и 6×6 соответственно, предусматривающими возможность последующих опционов. Благодаря этому после первой поставки 105 автомобилей в 2011 году дополнительно закупии еще две партии по 50 машин в 2014 и 2017 годах. Новый контракт стал уже третьим опционом. Ну, а испытания версии 6×6 агентство FMV провело еще в 2014 году.

009 010

Колесная формула 6×6
Экипаж, чел. 1+3
Масса, кг 4400
Длина, мм 6350
Ширина, мм 2150
Высота, мм 2400
Дорожный просвет, мм 260
Двигатель Дизельный с турбонаддувом, 2 распределительных вала, 6 цилиндров по 4 клапана и электронно-управляемые форсунки впрыска топлива
Объем, см3 2 987
Диаметр/ход поршня, мм 83,0/92,0
Мощность, л.с. (кВт) 184 (135 кВт при 3 800 об/мин)
Максимальный крутящий момент, Нм 400 (при 1 600 об/мин)
Трансмиссия автоматическая 5-ступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, межосевая и межколесная блокировки всех мостов
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 120
Объем внутренних топливных баков, л 96+53
Запас хода по шоссе, км 150
Грузоподъемность, кг 2080
Преодолеваемые препятствия
глубина брода, м
максимальный уклон, град
         боковой наклон, град

0,6
41
35
Стоимость, тыс. долл. США ок. 200


011 012

Сдвоенная кабина Tgb 152 имеет современную эргономику. Возможна перевозка четырех военнослужащих в полной экипировке, для чего предусмотрены специальные крепления под личное оружие.

013 014

В кузов интегрирована платформа длиной 2,17 метра, адаптированная под грузовые модули различного назначения. Кроме того, автомобиль Tgb 152 может быть оборудован средствами связи для использования в качестве мобильного пункта управления подразделением.

Понятное дело, что в сравнении с Dallas Jeep и Mercedes-Sprinterавтомобили Tgb 152 кажутся просто космической техникой и существенно повысят возможности подразделений аэродромного обслуживания при базировании авиации на аэродромных участках дорог. Только ценник сильно кусается.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: Försvarsmakten, Luftförsvar, sweden, АУД, Швеция
Subscribe

Posts from This Journal “АУД” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments