andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Психборьба Швеции. Оборона, которой как бы нет (часть 1)

Как-то так вышло, что у меня просто косяком пошли материалы по информационному противоборству на скандинавском направлении. А раз так, имеет смысл вместо серии разнонаправленных статеек поначалу сразу дать некий обзорный материал, который потом уже можно будет развивать в ту или иную сторону, в зависимости от ситуации.

Вы хочете песен? Их есть у меня.

Как здесь уже упоминалось, Дания, Норвегия и Швеция друг за другом в конце 1940-х – начале 1950-х приняли концепцию "всеобщей обороны" (тотальной войны), а вместе в ней – в качестве одного из важных направлений – сначала концепцию "готовности к психологической обороне", а затем переименовали ее в просто "психологическую оборону". Поэтому такую организацию вполне можно считать своеобразной "ранней скандинавской моделью психологической борьбы". Почему "ранней"? Об этом ниже.

А в качестве маршрута для первой короткой пробежки по полувековой истории начального этапа психборьбы (ПсБ) скандинавских стран мы используем Швецию. Хотя с методической точки зрения это и выглядит не совсем верно, потому что именно эта страна стала последней, ринувшейся в сию пучину. Но такому подходу есть несколько причин.

Во-первых, именно в шведском разделе недавно выложенного здесь материала Н.Н. Гулько о национально-психологических особенностях населения я споткнулся взглядом об несуразицу об Управлении психологической обороны (УПО):

В Швеции правительство уделяет важное внимание изучению национально-психологических особенностей и морального состояния населения, для этого в рамках общей системы Тотальной обороны создано Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (УГЧС) (4). Основной задачей УГЧС является изучение национальной психологии, выявление её слабых и сильных сторон, а также прогнозирование возможной психологической реакции граждан на различные негативные факторы. Результаты исследований, проведенных данной организацией, раскрывают некоторые особенности современных шведов.

4 См. интернет-сайт Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям – http://www.msb.se

Ненавижу такие мелкие шероховатости, которые искажают истинный смысл: не для этого, а такая работа ведется в рамках; не основной задачей, а одной из основных задач. Тут, как обычно, я дам ни к чему не обязывающее обещание по возможности когда-нибудь осветить подробнее этот вопрос.


Ровно тогда же появилось желание освежить в памяти некоторые моменты и углубиться в тему национальных особенностей уже не только населения но и самой шведской ПсБ.

Во-вторых, оказалось, что именно Швеция почему-то лучше всего описана на русском. Причем "лучше", это ровно две статьи в архивах журнала "Зарубежное военное обозрение" и пара свеженьких статей на русском сайте Шведского радио. Соответственно, можете себе представить, как обстоят дела с другими интересантами.

Впрочем, валяется в сети еще и какой-то третий вариант по Швеции, но по зрелому размышлению, я не стал его учитывать. Скорее всего, это выложенная в сеть курсовая работа какого-то студента (или курсанта), исполненная как компиляция нескольких общедоступных источников и слегка "творчески" переработанная. Шведский ее раздел представляет собой сокращенный вариант второй статьи из ЗВО, с одним единственным фактологическим отличием от первоисточника 2003 года. Сравните:

1) В мирное время ответственность за поддержание национальной психологической готовности возложена на министра обороны, которому подчинено отдельное управление психологической обороны (УПО). Оно создано в 1985 г. в качестве органа административного управления…

2) Организация психологической обороны в мирное время. Руководство психологической обороной и контроль за ее состоянием осуществляет управление психологической обороны (УПО). Основные направления деятельности УПО определяются правлением… Правление создано в качестве органа административного управления…

Судя по тому, что автор довольно ловко оперирует материалом, он явно где-то что-то слышал по теме, или даже знает. Но зачем он придумал, что УПО было создано в 1985 году? Непонятно. И спросить некого, увы – файл безымянный.

Что же, после такого несколько затянувшегося вступления предлагаю наконец-то ознакомиться с тем, что есть в наличии по Швеции. Для наглядного сравнения изменений, произошедших за 15 лет между публикациями, друг напротив друга расставлены блоки, примерно соответствующие по содержанию.

1987 2003
СИСТЕМА "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ" ШВЕЦИИ
Подполковник А. СЕРГЕЕВ
ЗВО № 04/1987
АППАРАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ОБОРОНЫ ШВЕЦИИ
Полковник А. СЕВАСТЬЯНОВ
ЗВО № 09/2003 стр. 7-12
Военно-политическое руководство Швеции считает достижение высокого уровни морального духа населения важной проблемой обеспечения безопасности страны. Главные задачи морально-психологической обработки решается в системе "психологический готовности", которая, по взглядам шведских специалистов, наряду с гражданской обороной является важнейшим элементом всеобщей (тотальной) обороны страны. В соответствии с основополагающими принципами политики безопасности Швеции психологическая оборона является составной частью всеобщей обороны. Она представляет собой деятельность государства и специальных органов по поддержанию и усилению воли и стремления населения к защите страны при угрозе нападения и отражении агрессии в случае войны. Основная задача аппарата психологической обороны - обеспечить быстрое и точное распространение достоверной и всесторонней информации о деятельности руководства страны и происходящих событиях, способствовать формированию общественного мнения в случае чрезвычайной ситуации, кризиса или войны с целью обеспечения необходимого уровня морально-психологической готовности населения к отражению агрессии.
В основе идеологической обработки населения лежит господствующая в стране буржуазная идеология, отражающая политику правящих кругов Швеции. Она направлена на "воспитание в духе преданности идеалам капиталистического общества и готовности к его защите, а также противодействия иностранной пропаганде". Кроме того, на нее возложена задача контроля распространении информации внутри страны и за рубежом.
По мнению шведского руководства , в случае развязывания войны противник будет широко использовать меры психологического воздействия с целью деморализации населения и заблаговременного создания условий для победы. При этом, как предполагается, еще до начала боевых действий следует ожидать проведения крупномасштабных психологических операций, то есть действий по подрыву морального духа населения и личного состава вооруженных сил (ВС) страны путем воздействия на их сознание через органы зрения и слуха. Целями таких операций будут: снижение общего уровня боевой готовности личного состава ВС; стимулирование паники и растерянности среди гражданского населения для ослабления оборонительный действий; обеспечение поддержки им оккупационных властей. С учетом данных прогнозов психологическая оборона страны будет заключаться в своевременном предупреждении, противодействии и ответных (встречных) действиях путем использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении системы всеобщей обороны, в том числе и средств массовой информации (СМИ).

Таким образом, основными особенностями системы психологической обороны Швеции являются: ее информационная готовность; универсальная организация, средства, формы и методы воздействия для мирного и военного времени; постоянная координация руководством страны усилий в данной области; достаточные мобилизационные ресурсы; системный подход к работе и заблаговременное планирование.
Согласно сообщениям западной печати, система "психологической готовности" включает центральные, региональные и местные органы управления, средства массовой информации, а также запасы материальных средств для обеспечения функционирования издательств, радиовещания и телевидении в военное время.
Общее руководство системой "психологической готовности" осуществляет единый орган управления невоенными компонентами всеобщей обороны - главное управление гражданский готовности. Оно создано в соответствии с законом, принятым 1 июля 1986 года. Организация психологической обороны в мирное время . Руководство психологической обороной и контроль за ее состоянием осуществляет управление психологической обороны (УПО). Основные направления деятельности УПО определяются правлением, насчитывающим девять членов, назначаемых правительством на три года. Во главе правления стоит генеральный директор, который является начальником УПО и несет персональную ответственность перед правительством за состояние психологической обороны и ее готовность к выполнению поставленных задач. В правительстве этими вопросами занимается министерство обороны (управление гражданского сектора всеобщей обороны). Правление создано в качестве органа административного управления в целях централизованного планирования всего комплекса мероприятий психологического характера, разъяснения национальной политики безопасности и особенностей оборонного строительства, координации информационной деятельности всех государственных структур и коммерческих организаций, сохранения на высоком уровне морально-психологического состояния населения в чрезвычайных условиях.

Основными задачами УПО являются:
- организация планирования работы по укреплению психологической готовности;
- подготовка общих рекомендаций по формам и методам информационной деятельности в повседневных условиях;
- обобщение опыта и накопление знаний о тактике информационной работы;
- анализ результатов воздействия на население различных средств психологического влияния;
- формирование общенациональной позиции в чрезвычайных условиях;
- разработка рекомендаций по структуре внутригосударственного информационного поля;
- исследование принципов построения системы психологической обороны, тактики противодействия психологическим операциям противника;
- исследование общественного мнения по основным проблемам политики безопасности;
- изучение направлений информационной и психологической работы в других странах, которые могут повлиять на общественное мнение и морально-психологическое состояние населения Швеции в мирное время;
- подготовка персонала информационных служб центрального, регионального и местного уровня на случай чрезвычайной ситуации.
Центральным руководящим органом системы в мирное время является комитет "психологической готовности". Он состоит из 30 человек, назначаемых правительством по рекомендациям ведущих министерств, ведомств и учреждений, а также органов массовой информации. Комитет разрабатывает структуру органов "психологической готовности" и основные направления их деятельности в период обострения обстановки и в военное время, организует подготовку и расстановку руководящих кадров, создание запасов материальных средств, научные исследования, опросы общественного мнения, обобщает опыт работы аналогичных органов за рубежом, а также разрабатывает руководящие документы по проведению морально-психологической обработки населения. С целью решения функциональных задач в комитете сформированы рабочие группы из трех-пяти человек каждая. Для ведения текущей работы в нем имеется канцелярия, насчитывающая десять человек. Руководство УПО осуществляет генеральный директор (назначается по решению правительства), при котором имеется консультативный совет, объединяющий представителей главного командования ВС, риксдага, управления гражданской обороны (ГО), управления спасательной службы, компании "Шведское Радио АБ" (всего девять человек). Основными подразделениями УПО являются четыре отдела: исследований, обучения, распространения информации и административный.

Отдел исследований (два человека) занимается анализом общественного мнения в отношении оборонных вопросов и политики безопасности страны, информационным обеспечением в кризисных ситуациях, оценкой эффективности возможных форм и методов психологического воздействия на население и противника в ходе войны.

Отдел обучения (три человека) отвечает за планирование, подбор и подготовку кадров для организации системы психологической обороны, а также принимает участие в специализированной подготовке сотрудников информационных служб различных организаций, планировании направлений использования СМИ в чрезвычайных условиях.

Отдел распространения информации (три человека) обобщает официальную информацию в области политики безопасности и всеобщей обороны, на ее основе готовит и представляет учебным заведениям, добровольным военизированным и общественным организациям, другим государственным структурам, заинтересованным гражданам печатную продукцию, а также аудио-, видео- и рекламные материалы по данным вопросам.

Административный отдел (четыре человека) осуществляет экономическую деятельность, решает организационные и бытовые вопросы.

В подчинении УПО нет каких-либо специальных ресурсов, отсутствуют также его представительства на региональном и местном уровне. Для решения задач на коммерческой основе привлекаются кадры, научно-техническая база и потенциал НИИ МО, военной академии, гражданских вузов, центрального статистического бюро, ведомственных организаций, СМИ. Кроме этого, все организации, проводящие информационную работу, обязаны следовать общим рекомендациям и планировать свою деятельность с учетом требований укрепления системы всеобщей обороны, психологической готовности и в соответствии с рекомендациями управления психологической обороны.


(продолжение следует)



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: psykologiskt försvar, total forsvar, Швеция, психборьба, психологическая оборона
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments