andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Коронакризис американского ВПК: Авиационно-космический аспект

В продолжение темы:

COVID-19 vs. US DoD

Продолжаем наблюдение за наиболее пострадавшей от пандемии COVID-19 авиакосмической отраслью ВПК США. По мнению американских экспертов, продолжение коронакризиса затрудняет процесс её восстановления и будет оказывать долгосрочное негативное влияние на последующее развитие, поскольку военный сектор авиакосмической промышленности сильно зависит от гражданского, а там всё плохо.

По оценкам Aerospace Industries Association, снижение интенсивности внутреннего и международного авиасообщения во втором квартале привело к беспрецедентному общемировому сокращению пассажиропотока почти на 90%. Прибыли авиакомпаний в 2020 году составят "всего" $400 млрд, что повлечет за собой падение на 50%, объёмов гражданского авиапроизводства в США. К концу года прогнозируется сокращение более 220 тыс. рабочих мест на предприятиях, хотя в 2019-м году по сравнению с 2018-м отрасль продемонстрировала рост производства на 6,7% (гражданские ЛА 7%, КА 9%). При этом объём экспорта составил $148,1 млрд., из которых $126,5 млрд. принёс гражданский сектор и только $21,6 млрд. военный.

Доходность авиакосмической промышленности США в 2019 году ($ млрд.):
Военные и гражданские ЛА КА Наземные системы и оборудование IT Различные субподрядные производства Всего
387 42 61 19 400 909


Согласно оценке General Aviation Manufacturers Association, в первом полугодии 2020-го по сравнению с тем же периодом 2019-го снижение объёмов авиастроения в США в среднем не превысило 30%

Объёмы продаж авиакосмической отрасли ВПК США в первых полугодиях 2019-2020 гг. ($ млн.):
Отрасль 1 полугодие
2019
1 полугодие
2020
1 квартал
2020
2 квартал
2020
Сокращение
в 1 полугодии 2020
Самолётостроение 767 569 271 298 –26%
Вертолётостроение 275 181 89 92 –34%


Это объясняется наличием крупных портфелей заказов, выданных авиастроительным компаниям в течение предшествующих периодов, а также реализацией мер государственной поддержки. Более того, являющиеся лидерами отрасли корпорации Lockheed Martin, Northrop Grumman и Raytheon объявили об увеличении продаж по сравнению с первым полугодием прошлого года за счет выполнения крупных государственных оборонных заказов.

Компании, отрасли и сегменты производства 2019 2020 рост/
снижение
1. Корпорация Northrop Grumman 17 426 18 324 +5%
КА 3 589 3 996 +11%
гражданские ЛА 5 539 5 768 +4%
военные ЛА 3 684 3 767 +2%
прочие ВВСТ 4 614 4 793 +4%
2. Корпорация Lockheed Martin 28 763 31 871 +10%
самолёты 11 134 12 872 +13,5%
вертолёты 7 530 7 785 +3%
КА 5 338 5 794 +8%
ракетное вооружение
и системы управления огнём
4 761 5 420 +12%
3. Группа Raytheon 23 061 26 600 +13%
Collins Aerospace’s Systems
авиастроение
13 089 10 758 –18%
Pratt & Whitney
авиационные двигатели
9 972 8 938 –10%
Raytheon Intelligence and Space
авиационные и космические системы военного
и гражданского назначения, IT
1) 3 314 1)
Raytheon Missiles and Defense
ракетное вооружение
1) 3 590 1)
4. Корпорация Boeing 29 710 20 468 –31%
гражданские ЛА 16 544 7 838 –53%
КА и военные ЛА 13 166 12 630 –4%
5. Компания General Electric Aviation 15 831 11 276 –29%

Примечание: 1) нет данных

Корпорация Northrop Grumman добилась максимального роста за счет производства космических аппаратов (КА). В этом сегменте доходы компании увеличились на 11%, главным образом, благодаря участию в программе МО США по созданию системы предупреждения о ракетных пусках нового поколения OPIR (Overhead Persistent Infrared Radar), а также в норвежской программе арктической широкополосной спутниковой связи ASBM (Arctic Satellite Broadband Mission).

Корпорация Lockheed Martin в связи с выполнением ряда контрактов МО США во втором квартале 2020 г. увеличила продажи самолётов на $953 млн., то есть, на 17% по сравнению с прошлогодним показателем за аналогичный период. В частности, $700 млн. получено в результате увеличения объёмов производства по программе F-35. Доходы компании от строительства вертолётов во втором квартале 2020 г. возросли на $271 млн. (7%), главным образом за счет Seahawk и VH-92A. Сегмент производства космических систем Lockheed Martin также продемонстрировал рост во втором квартале 2020 г., благодаря дополнительным поступлениям в размере $90 млн. по программе OPIR, а также $85 млн. по гиперзвукому оружию и системам ПРО космического базирования. В целом доход увеличился на $179 млн., продемонстрировав рост на 7% по сравнению со вторым кварталом 2019-го.

Группа Raytheon в первом полугодии 2020 г. заявила рост доходов на 13% по сравнению с первым полугодием 2019 г., благодаря сохранению высоких производственных показателей в начале 2020-го. Втором квартале поставки авиационных систем компаний Collins Aerospace’s Systems и Pratt & Whitney сократились на 48%, однако резкое падение доходов этого сегмента частично компенсировало увеличение на 10,5% объёмов оборонных госзаказов по авиастроению. Кроме того, 26% доходов Raytheon во втором квартале 2020 г. приходится на производство космических, ракетных и информационных систем.

Корпорация Boeing во втором квартале 2020-го понесла финансовые потери на $2,4 млрд., а за всё первое полугодие снижение доходов в оборонной и космической отраслях составило 4%. По сравнению со вторым кварталом 2019-го поставки гражданских самолётов сократились с 90 до 20 машин, то есть на 78%. Следует отметить, что убытки корпорации определяются не только коронакризисом, но и целым рядом сохраняющихся внутренних проблем компании, в частности, повлекших за собой полное прекращение производства авиалайнеров Boeing 737MAX. Попытки государства стабилизировать ситуацию посредством выдачи корпорации дополнительных оборонных контрактов, в частности, на поставку трёх БЛА-заправщиков MQ-25, пока не привели к значимому положительному эффекту.

Компания General Electric Aviation в первом полугодии 2020-го сократила производство на 25%, а доходы упали на 29%, что привело к потере 5400 рабочих мест. При этом впервые за время существования компании доля ее доходов от оборонных заказов увеличилась до 26%.

Эксперты считают, что на достижение показателей 2019 года в гражданском авиастроении потребуется до 10 лет. Для военного сектора этот срок меньше и оценивается в 3-5 лет. И хотя авиакосмическая отрасль ВПК США сохраняет рост в текущем году, в ближнесрочной перспективе прогнозируется замедление темпов его развития в связи возможным сокращением госфинансирования, а также вызванным экономическим спадом падением спроса на мировом рынке.

Для поддержки ВПК руководство США осуществляет финансирование с опережением графика целого ряда закупочных программ. В авиакосмическом секторе основными из них являются самолёты F-35, вертолёты Seahawk и VH-92A у Lockheed Martin, а также БЛА MQ-25 у Boeing. Кроме того, заключены дополнительные контракты на поставки авиационных ВВСТ для ВС США, зарубежных союзников и партнёров. Считается, что эти меры позволят крупным предприятиям высвободить часть средств и направить их на поддержку средних и малых субподрядчиков.

Таким образом, на фоне рекордного сокращения объёмов гражданского авиастроения в первом полугодии 2020 года авиакосмическая отрасль ВПК США в условиях коронакризиса демонстрирует рост за счет ускоренной реализацией программ госзакупок. Но, несмотря на принимаемые меры, снижение объёмов производства приводит к потере квалифицированных кадров и закрытию малых предприятий. Это окажет долговременный негативный эффект на развитие как гражданского, так и военного секторов американской авиакосмической промышленности и смежных с ней отраслей.



Tags: boeing, covid-19, general electric, lockheed martin, northrop grumman, raytheon, США
Subscribe

Posts from This Journal “covid-19” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments