andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Наземные телеуправляемые роботы Норвегии

007

Нет-нет, на заглавном фото ни разу не робот. Пока. Это новая "пилотируемая" машина, получением которой взвод разминирования (EOD-troppen) батальона аэродромного обслуживания авиабазы Эрланн ВВС Норвегии похвастался в сентябре. В камментах к записи на Facebook немедленно опознали Ford Superduty F450 и посетовали, что сами не отказались бы от такого. Поскольку о приобретении сколько-нибудь значимой партии машин не сообщалось, стало быть, это разовая закупка исключительно для солидности на аэродроме постоянного базирования F-35. Чтоб, значит, окружение соответствовало. Массово менять устаревшие "Мерседесы" в вооруженных силах Норвегии планируют только после 2024 года, но БББ (Британская Бронированная "Буханка") теперь однозначно уходит в прошлое. Про Ford Superduty F450 пишут, что он идеально подходит для целей взвода EOD, позволяя удобно разместить внутри все оборудование, включая и робота. Но о перспективах замены военного автотранспорта в Норвегии поговорим как-нибудь в другой раз, а пока присмотримся повнимательней к роботам.

008 009
Слева – Ford Superduty F450, справа – tEODor

Наземные телеуправляемые роботы появились на вооружении силовых структур Норвегии еще в 1973 году. Новые и более современные системы докупались примерно каждые десять лет – в начале 1980-х, затем в 1990-х и в 2000-х. При этом все они относились к классу первичного осмотра и разминирования, а общее количество таких систем "на пике" составляло всего 14. К 2005 году все они по разным причинам были сняты с вооружения, и начались закупки небольшими партиями более современных систем. Кроме быстрого развития и удешевления технологий дополнительным стимулом для активизации этого процесса стал Афганистан. К 2019 году общее количество наземных роботизированных систем первичного осмотра и разминирования во всех видах вооруженных сил и у полиции достигло почти 300. В сентябре 2019-го начались новые закупки. Но о них мы поговорим позже, а пока окунемся в почти 50-летнюю историю вопроса.

010 011
Hunter Remotely Controlled EOD Robot

Первым и долгое время единственным норвежским роботом-сапером был закупленный в 1973 году министерством юстиции для полиции робот Hunter английской компании Sas R&D Services Inc. Для своего времени он являлся представителем почти космических технологий. При этом разработчики Hunter смогли реализовать практически все возможные опции, до сих пор считающиеся нормой для машин такого класса. Но и ценник этот робот имел соответствующий. Вещь была своего рода статусная, поэтому ограничились только одной системой.

011-1 012
Hunter III

Платформа массой 135 кг могла двигаться на гусеничном или колесном ходу со скоростью 8 или 16 км/с по горизонтальным и наклонным поверхностям, а телеуправление обеспечивалось опционально по радиоканалу или через кабель. Для осмотра мест, которые могут представлять угрозу, переноски заминированных предметов и их уничтожения предназначались различные варианты сменного модульного оборудования массой до 113 кг – видеокамеры, рентгеновские аппараты, механические клешни-манипуляторы и захваты, а также разрушители взрывоопасных устройств – дробовики и водометы с пиротехническими вышибными зарядами.

013 014
HOBO L3A1 robot vehicle

В конце 1970-х – начале 1980-х в качестве дополнения к Hunter приобрели ещё три системы Hobo разработки ирландской компании Kentree Limited. Робот у них был попроще, оснащался только одним манипулятором и камерой. Зато шестиколесная платформа с износостойкими шинами имела существенно лучшую проходимость за счет шарнирно-сочлененной задней оси и опускаемой рампы в передней части для увеличения площади опоры. Благодаря этому робот уверенно преодолевал склоны, лестницы и ступеньки, а герметичность позволяла ему работать в воде. При пустой массе 228 кг и размерах 148,3×70,76×88,81 см робот мог перевозить в манипуляторе 30 кг с максимальной скоростью 4 км/ч.

015 016
HOBO L3A15

К 1990-м все эти системы признали устаревшими, и в 1993 году накануне Зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере Норвегия начала закупать новые системы Blaster. Этот робот весил более 300 кг и мог управляться по радио или по проводам. С радиоуправлением время автономной работы составляло 4-6 часов, а через кабель было неограниченно, но дальность действия при этом не превышала 200 метров. Впрочем, по радио его отправляли ненамного дальше. Оснащение робота включало три цветных камеры, манипулятор и три типа разрушителей ВУ – один дробовик и два водомета. В 1994-1999 закупили 14 таких систем, эксплуатацию всех обеспечивали вооруженные силы. На этапе закупки эти машины были вполне современными и считались таковыми вплоть сентября 2005 года, когда приняли решение о прекращении их эксплуатации.

017
Forsvaret UGV Blaster

Роботов Blaster раздали подразделениям разминирования, расположенным по всей стране, чтобы можно было оперативно использовать в случае возникновения потенциально-опасных ситуаций. Но эффективность их оказалась невелика, потому что из всех немногочисленных вызовов по тревоге большинство оказывалось ложными тревогами.

А потом началась многолетняя афганская эпопея, где после развертывания сил НАТО очень быстро 60-70% потерь стали приходиться на самодельные взрывные устройства вдоль дорог. Поэтому совсем уже было собрались отправить туда парочку Blaster, но тут выяснилась их пренеприятная особенность – при эксплуатации они вдруг начали стрелять самостоятельно! Для обслуги в любой момент оказаться на пути заряда дроби или струи воды под давлением в несколько тонн – сомнительное удовольствие. Попытались быстро устранить самопроизвольное срабатывание пиропатронов, но не преуспели, и в сентябре 2005-го эксплуатацию всех Blaster в ВС Норвегии приостановили, начав срочно искать им замену.

007 019
NB: Приостановили, но не прекратили. В 2008 году о Blaster сразу вспомнили, когда 35-летний мужчина сообщил полиции, что он припарковал у здания суда в Драммене автомобиль с бомбой в багажнике. По тревоге подняли всех, включая военных (на фото справа © Dagbladet). Когда из машины достали чемодан и открыли его, там оказались галогенная лампа, штепсель, картон и упаковка. Но доверили это ответственное мероприятие другому герою, не с такой подмоченной репутацией, как у Blaster, о чем ниже.

Уже в 2006-м первый этап поисков замены "Бластеру" завершился приобретением в Германии одного робототехнического комплекса tEODor (Tactical Explosive Ordnance Disposal Observation Robot) компании Telerob GmbH. Разработанный в 2000 году, tEODor к тому времени считался уже проверенной системой, закупленной 25 странами, причем почти все они являлись союзниками Норвегии по НАТО – немаловажный фактор в таких делах. Для испытаний новую систему передали водолазам-подрывникам ВМС – командование MDK (Minedykkerkommandoen) тогда считалось наиболее подготовленной, но что самое важное – наиболее многочисленной и организованной структурой минеров в ВС Норвегии.

020
Военнослужащие Бундесвера демонстрируют возможности комплекса tEODor норвежским коллегам (2006 год)

Гусеничное шасси габаритами 1,30×0,68×1,24 м имеет пустую массу 375 кг, общая полезная нагрузка 350 кг распределяется на три различных навесных инструмента. Сюда же входит и переноска до 100 кг груза в клешне. Может буксировать до 300 кг на скорости до 3 км/ч. Способен преодолевать уклоны в 45 градусов. Робот комплектуется набором из 4 или 5 цветных обзорных камер с подсветкой. Рабочий манипулятор с шестью степенями свободы имеет вылет по горизонтали 1,86 м и может оснащаться различным специальным оборудованием, включая разрушители взрывных устройств с водой или дробью.

021

Управление на дальности до 500 м осуществляется по радио с контрольной панели массой 9 кг и размерами 44×35×31 см. Вместе с радиопередатчиком, аккумуляторами и антенной все это оборудование может устанавливаться на тележке, свободно передвигаемой одним человеком.

022 023

Примечание: К настоящему времени компания Telerob реализовала по всему миру более 700 образцов своих роботов, состоящих на вооружении силовых структур 40 стран. В 2011 году компанию приобрела британская корпорация Cobham, и продолжает продвигать продукцию от своего имени примерно в 25 стран, включая роботы tEODor для ВС Норвегии.

024 025
Водолазы MDK осваивают новую технику. На правом фото видно, что робота они возят на грузовике Mercedes-Benz Vario 814 D 4×4

Но вернемся в 2006-й. Водолазы-подрывники из MDK дали комплексу tEODor самые лестные оценки, поэтому служба тыла FLO (Forsvarets logistikkorganisasjon) начала договариваться с производителем о приобретении дополнительных систем. Вторую такую же поставили в 2008-м и тоже передали в MDK, а те снова поехали испытывать комплекс в Афганистан.

026
2008 год: Учение Voulcanex 08 на АвБ Эрланн. Немцы опять рекламируют коллегам из местного взвода разминирования их будущую технику.

К этому времени в вооруженных силах уже действовал новый проект закупки наземных безэкипажных средств UGV (Unmanned Ground Vehicle) для полной замены всех Blaster. Кроме продолжения закупок tEODor там также значились более легкие роботы (и дешевые) – опыт MDK в Афганистане показал, что в большинстве случаев этого достаточно, а логистика проще.

Пока в срочном порядке выбирали их модели, следующий комплекс tEODor получила только что сформированная Школа боеприпасов и разминирования FAES (Forsvarets ammunisjons- og eksplosivryddeskole) Центра передового опыта по логистике и оперативной поддержке FKL (Forsvarets kompetansesenter for logistikk og operativ støtte) в военном лагере "Сессволлмуен" (Sessvollmoen)

027 028
Робототехнический комплекс tEODor на микроавтобусе Mercedes-Benz Vario 814 D 4×4 школы боеприпасов и разминирования норвежской армии FAES

029

С того времени именно на специалистов школы FAES возложено обучение операторов таких систем, причем как для военных, так и гражданских структур Норвегии. Курс подготовки занимает 4-6 месяцев, предпочтение отдаётся кандидатам, с техническим образованием и опытом в ремонте и обслуживании техники.

Кроме того, в составе школы FAES сформировали взвод EOD, который стал подразделением разминирования быстрого реагирования. Именно его инструктора первыми получили новых легких роботов и сразу стали готовить их операторов.

030 031
Ноябрь 2009 года: Обучение применению робота PackBot 510 перед командировкой в Афганистан. Саперов включили в состав норвежского контингента в 2008-м.

032 033
Стандартный афганский набор норвежского сапера – служебная собака и легкий робот PackBot 510. Покатавшись поначалу на Mercedes-Benz Gelandewagen и пикапах Toyota Land Cruiser, они довольно быстро пересели на бронеавтомобили Iveco LMV класса MRAP


Многоцелевой тактический робот PackBot 510 разработан в 2007 году американской компанией iRobot в рамках программы Future Combat System. То есть, Норвегия закупила эту модель всего через год, но не прогадала. Робот активно использовался американцами и их союзниками в Ираке и Афганистане, где показал себя надёжной и неприхотливой машиной. Может без повреждений падать с высоты 1,8 м, преодолевать уклоны до 60 градусов.

034 035
iRobot PackBot 510

Длина в собранном виде 68,6 см, с разложенными гусеницами 88,9 см, ширина 52,1 см. Высота без манипулятора 19 см, со сложенным манипулятором 40,5 см и 221 см с поднятым на максимальную высоту. Максимальный вылет манипулятора 200 см. Масса робота без аккумуляторов 10,89 кг, максимальная 24-27 кг. Манипулятор поднимает 13,5 кг. Две литий-ионных батареи 7200 мА·ч обеспечивают время работы до 8 часов.

Особенностью данной модели является её многофункциональность и широкий выбор комплектации в зависимости от решаемых задач, основными из которых являются:

1) обнаружение и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов, самодельных взрывных устройств, потенциально взрывоопасных предметов;
2) обнаружение взрывоопасных паров и газов, летучих органических соединений даже в очень низкой концентрации;
3) измерение температуры, влажности, уровня кислорода и гамма-излучения;
4) обнаружение боевых отравляющих веществ и токсичных промышленных химикатов;
5) видеонаблюдение и разведка;
6) определение азимута на позиции снайперов противника и обнаружение отдельных диверсионных групп с помощью акустического пеленгатора и биометрических систем обнаружения.

036 008

Модель комплектуется двусторонним аудиомодулем (микрофон+динамик), системой GPS-позиционирования, несколькими видеокамерами высокого разрешения для движения и работы, ИК-камерой, датчиком обнаружения взрывчатых веществ Flir Fido X 3, комплектом датчиков обнаружения химических и биологических материалов HazMat (Hazard Material), системой защиты от перегрева, акселерометром, инклинометром, электрическим компасом, датчиками поведения и температуры. Дополнительно манипулятор оснащается светодиодной подсветкой, лазерными целеуказателями, одной или несколькими видеокамерами. Для данной модели существует 75 дополнительных аксессуаров, значительно расширяющих её функциональность. Время развертывания из транспортного положения в боевое не превышает двух минут. Управление осуществляется с помощью игрового джойстика, подключённого к защищенному ноутбуку со специальным программным обеспечением.

038 039-1
2010 год: Учение подразделений разминирования на АвБ Эрланн. Слева – пульт управления PackBot 510

Рабочая частота системы радиоуправления 2,4 ГГц или 14,9 ГГц, максимальная дальность действия до 1 км (прямая видимость). Может работать в воде на глубине до 1 метра.

039-2
2011 год: День открытых дверей на АвБ Эрланн. Снимок уродский, но можно разобрать элементы конструкции обеих моделей роботов PackBot 510 и tEODor

Как указывалось выше, у Норвегии сейчас около 300 наземных роботов, и этого количества достаточно для вооружения всех основных подразделений вооруженных сил, кому они могут пригодиться.

040 041
Февраль 2019: Робот PackBot 510 батальона боевого обеспечения (Stridstrenbataljonen) бригады "Север" (видео)

042
Противоминные роботы мотопехотного батальона "Телемарк": слева – PackBot 510, справа – tEODor. Отделение разминирования батальона использует бронемашину Dingo-2 класса MRAP

Но кроме этих двух моделей есть у норвежских военных еще один представитель семейства:

043

Многоцелевой робот TALON принят на вооружение ВС США в 2000 году Он разработан в конце 1990-х годов компанией Foster-Miller (с 2004 года QinetiQ North America). Робот способен действовать при любой погоде и любом освещении, преодолевать завалы и проволочные заграждения, передвигаться по местности со сложным рельефом и даже работать под водой на глубине до 30 м. Эти машины функционируют в полуавтономном режиме. Управление может осуществляться оператором с дистанционного пульта по оптоволоконному кабелю на дальности до 300 м, или по радио до 800 м. При подъеме направленной антенны на значительную высоту дальность увеличивается до 1200 м. Время непрерывной работы в обычном режиме составляет 8,5 часов, обеспечиваемое двумя свинцовыми аккумуляторными батареями, каждая из которых обеспечивает функционирование машины в течение двух часов, и одной дополнительной литиево-ионной батареей, увеличивающей время работы ещё на 4,5 ч. В случае её использования робот может находиться в режиме ожидания до 7 суток.

В зависимости от комплектации TALON имеет массу 52-71 кг, способен двигаться со скоростью 8,3 км/ч и нести до 45 кг полезной нагрузки. Оборудование может включать цветные, ночные и ИК-камеры, GPS-навигатор, сенсоры для обнаружения взрывчатых и токсичных веществ, датчики РХБ разведки, манипулятор, газовую горелку, рентгеновскую установку, миноискатель и т.п.

044 045

В настоящее время TALON считается самым распространённым в мире роботом легкого класса. В различных странах используется около 3000 единиц различных его версий. Но сколько из них в Норвегии – большой секрет, потому что они стоят на вооружении ССО. Да и снимков их буквально парочка. На фото вверху боец командования СпН ВМС MJK (Marinejegerkommandoen) с роботом TALON в Афганистане в 2010 году. Внизу – министр обороны Франк Бакке-Йенсен во время визита в Кабул 28-29 января 2018 года посетил группу CRU 222, которую c 2015 года обучают военнослужащие командования СпН ВМС MJK, а в 2021-м эта почетная обязанность перейдет к объединенному командованию ССО ВС Норвегии FSK (Forsvarets spesialkommando).

046

Кроме военных, у группы разминирования (Bombegruppa) столичного округа полиции Осло (Oslo politidistrikt) один робот ANDROS F6A+ находится на вооружении как минимум с 2008-го. В том году именно он разобрался с муляжом бомбы в багажнике машины возле здания суда в Драммене .

009
В группе разминирования 10 человек, 9 собак и один робот

Робототехнический комплекс ANDROS F6A+ разработан американской компанией Remotec корпорации Northrop Grumman. Масса 220 кг, длина ширина высота 1,3×0,7×1,5 м. Платформа способна перемещаться по лестницам с наклоном до 45 градусов, преодолевать канавы шириной до 0,5 м, препятствия высотой до 0,45 м. Такие возможности обеспечивает встроенная гусеничная система, которую можно эксплуатировать, сняв колеса. Максимальная скорость движения 5,63 км/ч, а радиус поворота соответствует длине гусеничного шасси.

Состав оборудования включает четыре цветные камеры с ручной фокусировкой, подсветкой галогеновыми лампами и возможностью установки ИК-линз. Комплектуется двусторонним аудиомодулем (микрофон+динамик). Коленчатый манипулятор способен поднимать до 27 кг при максимальном выносе груза. При этом у него семь степеней свободы, два чувствительных пальца, способных не только к захвату, но также к закладке и извлечению предметов, например, из-под завала. Кроме того, манипулятор оборудован видеокамерой с кратностью 40:1.

048 049
Слева – ложный вызов после стрельбы в университетском городке в Блиндерне (август 2015 г.), справа – на месте стрельбы в мечети исламского центра аль-Нур в Бэруме (август 2019 г.)

В базовой версии F6A оператор с помощью пульта с джойстиком управляет роботом по волконно-оптическому кабелю, катушка с которым располагается позади основного отделения. Судя по фото, норги закупили вариант F6А+, где вместо нее установлена мощная радиостанция Talisman с дальностью действия в условиях городской застройки 1900 м, что значительно превосходит аналогичный показатель у систем других производителей.

050 050-1
Слева – базовая модель ANDROS F6A, справа – версия ANDROS F6A+

Хороша машинка, но она такая у полиции одна-единственная – 0,33% от всего норвежского арсенала, подавляющая масса которого у военных. Но теперь пропорция слегка изменится.

UPD от марта 2021 года:
Агдерский районный отдел полиции запросил помощь у саперов для расследования фактов обнаружения взрывного устройства в частном жилом доме. При этом у полиции впервые засветился Ford Superduty F450, такой же, как и у военных. Жаль только, не показали, что у него там унутре:

005 007

008


Закупочное агентство министерства обороны Норвегии FMA (Forsvarsmateriell) 9 сентября 2019 г. объявило американскую компанию FLIR Systems победительницей конкурса на поставку модернизированной модификации многоцелевого тактического телеуправляемого робота PackBot 510 для военного и гражданского применения подразделениями обороны, охраны правопорядка и ликвидации ЧС. То есть, на этот раз закупка производится как в интересах вооруженных сил, так и полиции. Первоначально планируется закупить всего 20 таких систем. Но кроме поставки запасных частей, сервисного обслуживания и подготовки персонала соглашение предусматривает также опцион на возможную закупку в будущем дополнительно 10 систем по фиксированной цене.

Ранее в министерстве обороны Норвегии планировали приобрести партию новых телеуправляемых робототехнических систем в 2018-2021 годах по программе "Проект 2583. Роботизированные системы разминирования" с рамочной стоимостью 100-300 млн. крон (12,5-37,5 млн. долл.). Они должны были заменить закупленные ранее отдельные образцы вооружения того же класса, выслужившие расчетные сроки эксплуатации. В начале 2019-го программу "Проект 2583" объединили с программой "Проект 2590. Средства РХБ разведки". При этом их общая рамочная стоимость уменьшилась до 75-150 млн. крон (9,5-19,0 млн. долл.), а сроки их совместной реализации сдвинулись с 2019-2021 на 2020-2022.

Скорее всего, закупка новых роботов PackBot 510 у компании FLIR Systems относится именно к указанным программам.

Те читатели, кто всё-таки добрался до этого места, и при этом читали внимательно, могут удивленно и даже слегка возмущенно воскликнуть: "Позвольте! Откуда Flir Systems, если было iRobot? У меня все ходы записаны".

Отвечаем: "Контора пишет!"

Американскую компанию iRobot, разработавшую в 1990-х семейство многоцелевых роботов серии PackBot, впоследствии выкупила фирма Endeavour Robotics, которую в свою очередь в начале 2019-го приобрела корпорация FLIR Systems, получившая таким образом права на всю линейку продукции.

Закупаемые Норвегией роботы являются наиболее современной модификацией версии PackBot 510. При этом внешние отличия между моделями незначительны. Они включают дополнительную пару поворотных гусениц в задней части платформы, аналогичных по конструкции передней паре. Еще более разветвленная архитектура манипулятора обеспечивает крепление дополнительного навесного оборудования.

051 052
FLIR PackBot 510

Кроме того, в отличие от предыдущей модели, управление которой обеспечивалось подключённым к ноутбуку игровым джойстиком, у модернизированной версии для этих целей используется планшетный компьютер.

053 053-1
Слева – пульт управления стандартного робота PackBot 510, справа – пульт модернизированного

При том, что габариты самого робота остались практически без изменений, масса его увеличилась более чем в два раза и возросли характеристики:

054

Вот, собственно, пока и всё по вопросу норвежских роботов-саперов. Что касается других вариантов наземных безэкипажных стредств UGV, то НИИ министерства обороны Норвегии FFI (Forsvarets forskningsinstitutt) ещё в начале 2000-х годов изучил передовой американский опыт разработки и применения таких систем, подготовив два отчета – "Тактическая стратегия использования наземных транспортных средств армии США", а также "Взгляд и стратегия морской пехоты США 2025". При этом в НИИ предложили наиболее простую классификацию наземных роботизированных систем по массе: легкие, средние и тяжёлые. В свою очередь лёгкие разделили на собственно лёгкие и промежуточные.

054-1

Но это все так, теоретизирование. А основной практический вывод специалистов НИИ: UGV – направление перспективное, но большинство технологий сырые, и результат не гарантирован даже в среднесрочной перспективе. В общем, есть масса других направлений, куда можно и нужно вкладывать средства из нерезиновых статей военного бюджета.

Впрочем, в рамках одной из своих программ НИОКР в НИИ сами разрабатывают патрульного наземного робота UGV Olav. И в полном соответствии с выводом, далеко не все там идет гладко. Можно сказать, со скрипом. Но об этом мы поговорим поподробнее как-нибудь в другой раз.

007 008
UGV Olav



Tags: Hæren, brigade nord, flir systems, forsvaret, forsvarets forskningsinstitutt (ffi), forsvarets spesialkommando (fsk), marine jegerkommando (mjk), minedykkerkommandoen (mdk), norway, stridstrenbataljon, telemark bataljon, ugv olav, unmanned ground vehicle (ugv), Норвегия, мбр "Север", саперы
Subscribe

Posts from This Journal “саперы” Tag

  • Редкий зверь

    25 июля – 4 августа в Литву перебросили боевую ротную группу мотопехотного батальона Panserbataljon механизированной бригады "Север" сухопутных…

  • Самый секретный норвежский броневик

    Коллега kamenev помог опознать бронеавтомобиль на картинке. По конструкции явно английская машинка, но на всевозможные запросы такого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments