andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Для тяжелой техники: Новые грузовики норвежской армии

007
Седельный тягач HX80 6×6 с танком Leopard 2 на прицепе

Батальон боевой поддержки (Stridstrenbataljonen) бригады "Север" первым получил два новых седельных тягача MAN HX80 6×6, предназначенных для перевозки по автодорогам общего пользования тяжелых грузов, включая самую тяжелую военную технику армии Норвегии – ОБТ Leopard 2 и боевые машины на их шасси (раз , два, три). На видео новые машины перевозят два танка, что характерно, без тактических номеров. Еще парочку достали из оставшихся семи "в нафталине"?



В рамках закупочной программы "Проект 2559. Поддержка наземного транспорта" (Prosjekt 2559 – Landbasert transportstøtte) для замены устаревших грузовиков типа Scania планируется приобрести 290 новых машин MAN и провести модернизацию 500 автомобилей Scania из наличия ВС страны. Рамочная стоимость проекта оценена в 2 млрд. крон (около 200 млн. долл.). Начало поставок новых машин было запланировано на 2021 год. Но, как видно, получилось чуть-чуть перенести срок влево.

В 1987-1996 годах Норвегия приобрела в Швеции около 2000 грузовиков Scania различных модификаций. Из них в декабре 2013 года латвийской армии безвозмездно передали 134 автомобиля Scania P93, а также восемь колесных БРЭМ NM154 на шасси Scania 113. В марте 2015 года Латвии дополнительно передали еще 50 грузовиков.

003
БРЭМ NM154

Условия контракта включали пункт о поддержке эксплуатации в течение не менее 20 лет. Расчётный срок эксплуатации оставшихся автомобилей Scania приблизился к своему завершению, а продлевать договор по техподдержке на период после 2015 г. компания-производитель отказалась. Кроме того, в соответствии с опытом военных конфликтов последних лет считается, что современные грузовики должны иметь повышенную проходимость, грузоподъемность и защищенность, а Scania вроде как этим требованиям больше не соответствует.

Интересно, что до настоящего времени "Проект 2559" считается совместной программой закупки Швеции и Норвегии в рамках NORDEFCO при ведущей роли последней.

В 2013 году МО Норвегии провело формальный конкурс без фактических испытаний и в начале 2014 года объявило его победителем германскую компанию MAN концерна Rheinmetal (RMMV – Rheinmetal MAN Military Vehicles). В мае того же года объявили о планах заключить контракт на производство и поставку в 2016-2025 гг. 34 грузовых автомобилей в девяти различных вариантах, прежде всего, тягачей для перевозки гусеничных машин, включая ОБТ Leo 2, контейнеров и тяжелого оборудования. Дополнительно планировалось долгосрочное техническое и сервисное обслуживание в течение 30 лет.

В преддверии заключения основного контракта представители Норвегии подписали в австрийской Вене рамочное соглашение с руководством Rheinmetal и правительством Швеции, где расположено одно из дочерних предприятий MAN. В соответствии с договором фирма-изготовитель обязалась за свой счет поставить Норвегии для проведения испытаний семь различных моделей грузовиков серии HX и два аэродромных тягача TG-M общей стоимостью более 100 млн. евро. В случае успешного завершения их испытаний основные поставки ожидались в 2016-2017 гг., при этом рамочная стоимость контракта оценивалась в 1,0 млрд. крон (118 млн. долл. по курсу 2014 г.).

Однако реализацию программы сразу пришлось отложить по нескольким причинам. Кроме традиционного недостатка финансирования возникли дополнительные проблемы, как внутреннего характера, так и международного.

В частности, максимальная общая масса автопоезда с самым мощным из заказанных тягачей HX81 составляет 122 тонны, что значительно превышало установленные в Норвегии нормы, в соответствии с которыми на основных автодорогах допускалась максимальная нагрузка до 60 тонн и до 100 тонн на остальных. Переговоры между министерствами обороны и транспорта о возможности увеличения весовой нагрузки до 120 тонн завершились только к началу 2018-го перед крупнейшим учением ОВС НАТО Trident Juncture. В противном случае Великобритания просто не смогла бы использовать свои ОБТ Challenger массой 69 тонн – самый тяжелый танк стран Альянса.

Кроме того, подписанное правительством рамочное соглашение не поддержало и командование ВС Швеции, которое несколько раз переносило сроки заключения основного договора, ссылаясь на нарушения норвежцами процедуры проведения тендера. Большинство специалистов связывают такие действия партнера с отказом Норвегии от закупки шведских САУ Archer в конце 2013 года. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что параллельно шведы начали отдельно и самостоятельно закупать грузовики MAN для своих военных, тоже на замену Scania. Эдакая мелкая пакость.

В связи с этим только в 2018 году Стортинг одобрил предложения правительства Норвегии о начале финансирования шести новых военных программ в рамках долгосрочного Плана развития вооруженных сил (2017-2034), включая и "Проект 2559". Однако его реализация упорно буксовала. Из планируемых 2 миллиардов в военном бюджете на 2019 год выделили всего 7 млн. крон, необходимых для урегулирования экономического спора со Швецией, от дальнейшего совместного участия с которой в программе "Проект 2559" Норвегия настойчиво желала отказаться. В бюджете на 2020-й – 1 млн. крон, в проекте на 2021-й – уже 87, а рамочная стоимость программы возросла до 2,1 миллиарда. В рамках своих полномочий минобороны Норвегии ранее одобрило закупку 125 грузовиков в нескольких вариантах для задач первоочередной потребности. Пока не ясно, закончились ли все-таки терки со шведами.

"Проект 2559" предусматривает, что после завершения поставки грузовиков MAN в сухопутных войсках кроме них ещё останутся около 500 автомобилей Scania, находящихся в наилучшем техническом состоянии, а остальные будут использовать в качестве источников запасных частей. Так, в июне 2018 года служба тыла ВС Норвегии уже начала реализацию проекта "Система донорных материалов" (Donormateriell satt i system). В рамках программы проведена техническая экспертиза имеющихся грузовых автомобилей Scania. По результатам принято решение об утилизации первой партии из 26 машин, признанных окончательно непригодными к дальнейшей эксплуатации. Их планируется передать военным ремонтным мастерским для разборки на запчасти. Такое решение является вынужденным, поскольку автомобили этого типа сняты с производства, оригинальные детали к ним не выпускаются.

В соответствии с предварительными планами основную часть заказанных автомобилей MAN составят модификации HX (High Mobility) с колесной формулой 8×8, с двумя вариантами двигателя на 440 л.с. или 540 л.с. и с поворотным седлом для буксировки грузовых прицепов или платформ. Часть их будет заказана с бронированными кабинами. Снаряженная масса без брони составляет 21 тонну, грузоподъемность 16,5 тонн.

Самым большим из заказанных автомобилей станут колесные БРЭМ модификации HX 10×10, которыми планируется заменить устаревшие БРЭМ Scania NM154. Как и автомобили основного заказа, новая машина также будет поставляться в двух вариантах – с поворотной платформой-седлом и грузоподъемной лебедкой, а также с раздвижной грузовой платформой. При этом часть закажут с бронированными кабинами и возможностью установки дистанционно-управляемого модуля вооружения Kongsberg Protector Nordic. Снаряженная масса без брони около 34 тонн.

Также в случае признания необходимости, в контракт могут быть включены автомобили серии SX (Super Mobility), обладающие ещё бóльшей подвижностью.

Кроме того, могут быть еще заказаны до семи типов машин:

• две модели стандартной модификации HX 8×8, одна с поворотным подъемным краном, другая – с задним подъемником типа "кран-манипулятор-крюк" (Hook Lift System – HLS);
• думпкар (самосвал для перевозки сыпучих грузов) HX 8×8;
• мусороуборочный самосвал TG-M 4×4;
• снегоуборочная машина TG-S 6×4.

Серия НХ (High Mobility) создана на базе коммерческой модификации TG-A (снята с производства в 2008 г., заменена более современными моделями TG-X и TG-S). Отличием HX от TG-A являются кабины военного образца в короткой или удлиненной версии (со спальным местом за креслами), а также с модульным бронированием MAC (Modular Armour Cabin) или с полностью бронированной интегрированной кабиной IAC (Integrated Armour Cabin).

В состав серии HX входят шесть базовых шасси с 6-цилиндровыми двигателями мощностью 326-460 л.с, колесными формулами 4×4, 6×6, 8×8 и полезной нагрузкой 8-27 тонн. Серию замыкают седельные тягачи 6×6 и 8×8 с допустимой нагрузкой на вращающуюся платформу-седло от 12 до 30 тонн, приспособленные для работы в составе автопоездов полной массой до 120 тонн и развивающие максимальную скорость до 90 км/ч. Их оснащают дизельным двигателем V10 на 660 л.с., а наиболее тяжелые машины комплектуются автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач ZF (ZF Friedrichshafen AG). Все автомобили оснащены в передней части машины лебедками для самовытаскивания с тяговым усилием 8 тонн.

Серия HX включает следующие модели:

• HX81 – седельный тягач 8×8
• HX80 – седельный тягач 6×6
• HX77 – шасси 8×8
• HX61 – авиатранспортабельное шасси 6×6
• HX60 – авиатранспортабельное шасси 4×4
• HX58 – шасси 6×6

008

009 010
Слева – седельный тягач HX81 мощностью 680 л.с., грузоподъемностью 73 т ; справа – автопоезд с полной массой до 130 тонн для транспортировки тяжелой бронетехники на дальние расстояния

011 011
Слева – HX77 мощностью 440 л.с., грузоподъемностью 15 т; справа – авиатранспортабельное шасси HX61

012 013
Слева – авиатранспортабельное шасси HX60 мощностью 326 л.с., грузоподъемностью 6 т справа – модель HX58 мощностью 440 л.с., грузоподъемностью 9 т


Модификация SX (Super Mobility) – ряд полноприводных грузовых военных автомобилей. При общем внешнем сходстве с модификацией HX унутре у них разительные отличия (соответсвенно отличается и ценник). Грузовики серии SX рассчитаны на сверхмощные нагрузки и поэтому представляют собой полностью оригинальные конструкции.

014

Их шасси предназначено для установки специализированных военных кузовов, пунктов управления, систем запуска ракет и пр. Грузовик отличается усиленной торсионной рамой, пружинной или гидропневматической подвеской, расположенной за кабиной защитой системы охлаждения, а также приводом через мотор-колеса от дизель-генератора вместо механической передачи от двигателя через распредвал.

Автомобили SX комплектуются двигателями семейства D20 и полностью автоматическими трансмиссиями. Кабина может быть без защиты, либо с модульным и интегрированным бронированием MAC или IAC. В семейство входят трех- и четырехосные грузовики следующих моделей:

SX45 – авиатранспортабельное шасси 8×8
SX45 MULTI 2 – мультилифт 8×8 "кран-манипулятор-крюк" HLS
SX44 – авиатранспортабельное шасси 6×6

015

016 017
Cлева – модель SX45 MULTI 2 мощностью 440 л.с. с грузоподъемной установкой типа "кран-манипулятор-крюк" HLS, грузоподъемность бортового кузова 28 т, крана 7 т: справа – SX44 мощностью 440 л.с., грузоподъемностью 9 т

Модификации TG-M и TG-S серии TG MIL (Militarysed) с двигателями 240-380 л.с. имеют полезную нагрузку от 7 до 20 тонн и представляет собой классические среднетоннажные грузовики и самосвалы с минимальной адаптацией к специфическим военным требованиям.

018 019
Модели TG-M мощность 240 л.с., грузоподъемностью 7 т

Как указывалось выше, большинство грузовиков MAN могут быть оснащены бронированными кабинами MAC либо IAC.

Вариант MAC (Modular Armour Cabin) состоит из броневых модулей, которые могут выборочно навешиваться на кабину с помощью болтов. В комплект также входит пуленепробиваемое остекление кабины и специальные уплотнения в соответствии с требованиями стандарта НАТО STANAG 4569.

Бронированная интегрированная кабина IAC Integrated Armour Cabin) разработана совместно MAN и Rheinmetal, обеспечивая более высокий уровень защиты, включая 7,62-мм пули, осколки 155-мм снарядов, а также фугасное действие мин и СВУ.

020
Слева – тягач серии HX с модульной защитой кабины MAC; справа – грузовик HX77 с бронированной интегрированной кабиной IAC

Коллега mr_aug недавно выкладывал псто с роликом, как два техника меняют кабину Rheinmetall MAN HX, с обычной на бронированную интегрированную IAC за 9,5 часов работы.

Одной из последних разработок в области защиты автомобилей серий HX и SX является система активной защиты ADS (Active Defense System). Это одна из самых легких систем, позволяющая монтировать ее на кабине автомобиля, обнаруживать подлетающие к машине боеприпасы и нейтрализовать их энергией направленного взрыва.

021 022

Вверху – пусковые установки и датчики системы ADS на крыше грузовика MAN; внизу – испытания обстрелом из РПГ-7М (видео)

023 024

Однако данный вариант пока не заинтересовал норвежских заказчиков.



Tags: brigade nord, forsvaret, leopard 2, man, nm154, norway, rheinmetall, scania, stridstrenbataljon, Норвегия, Швеция, мбр "Север"
Subscribe

Posts from This Journal “rheinmetall” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments