andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Вертолеты NH90 для ССО СВ Франции

В октябре на многих военно-технических ресурсах появилась новость о планируемой закупке Францией 10 вертолетов NH90 в "новой версии для ССО". Но в рунете большинство ограничилось переводом англоязычного пресс-релиза с сайта Airbus. Несколько дальше пошли "Новости ВПК" – подождав неделю, они выложили информацию c ресурса soldat-und-technik.de . В плохо вычитанном переводе с немецкого оказалось гораздо больше подробностей, но и там информация неполная, а с содержанием не все гладко. Никто так и не потрудился заглянуть к самим французам, и теперь мы попытаемся устранить эту досадную оплошность.

007
Эскизное изображение вертолета NH90 FS © NHIndustries

В 2007 году генеральная дирекция вооружений ВС Франции DGA (Direction General de l'Armement) заключила контракт с консорциумом NHI (NATO Helicopter Industries) на поставку сухопутным войскам и военно-морскому флоту в общей сложности 61 вертолётов NH90 Caïman, из них 34 для армейской авиации в модификации тактического транспортного вертолёта TTH (Transport Tactique Hélicoptère) и 27 для ВМС в палубной версии NFH (NATO Frigate Helicopter). В дальнейшем объём партии несколько раз увеличивался за счет реализации предусмотренных соглашением опционов, и к настоящему времени объем заказа составляет 101 единицу, включая 74 TTH и 27 NFH. Из них по состоянию на октябрь 2020-го переданы 45 и 24 машины, а завершение поставок ожидается в 2025 и в 2021 годах соответственно.

Интересно, что вертолет до сих пор получил относительно немного изменений конструкции в сравнении с базовой версией – инженеры упорно допиливали слишком сырую машину до требований первоначального ТТЗ. Например, раз уж мы сегодня за спецназ, то ССО Франции впервые познакомились с NH90 только в 2012 году, когда одну из заводских машин NHIndustries) привезли в 4-й вертолетный полк ССО на базе армейской авиации По (4e RHFS – 4e Regiment d'Helicopters des Forces Speciales, Pau). На минуточку: спустя 17 лет после первого полета и через пять после начала поставок в руководстве Eurocopter наконец-то решили поинтересоваться мнением будущих пользователей. Причем не сами догадались – сорока на хвосте принесла, как много добрых слов услышали конструкторы по итогам опытной эксплуатации в ВС Австралии, первыми принявшими новинку на вооружение, включая и подразделения ССО.

008 009

Теперь и их французские коллеги ознакомились с возможностями спуска и подъема по канату, веревке, в связке, лебедкой, применения оружия, погрузки и выгрузки боевой группы на борт, а также прототипа "мула ССО" от компании Polaris. Как официально сообщалось, по итогам поездки в Eurocopter приняли к сведению пожелания ССО по необходимым доработкам, в частности, касающимся авионики, систем связи, вооружения и дополнительного оборудования для беспосадочной посадки-высадки.

Между тем в ноябре 2014 года первые два французских NH90 наконец-то отправили в Мали, чтобы обкатать в реальной боевой обстановке. По итогам развертывания в июне 2015 года объявили об активизации планов использования NH90 в ССО Франции, и что 4-й вертолетный полк "окажет помощь в определении необходимых доработок для проведения специальных операций". В январе 2016 года сообщили, что специализированный вариант NH90 FS (Forces Spéciales) должен заменить используемый в этом качестве Airbus Helicopters H225M Caracal (ранее Eurocopter EC725).

Считается, что именно тогда и началась разработка новой версии французских NH90, параллельно с подготовкой проекта закона о военных закупках на 2019-2025 годы (LPM – Loi de programmation militaire).

В 2017 году командование ССО заявило о потребности в 24 NH90 FS, чтобы вывести из эксплуатации 9 остающихся устаревших вертолетов типа SA.330 Puma и заменить 10 типа H225M Caracal, еще лет пять назад обещанных ВВС. Но после долгих бюджетных войн в LPM 2019-2025 попали только 10 NH90 FS (6 + 4 в опционе).

Важный момент – в 2019 году приняли решение об изменении названия новой модификации с FS (Forces Spéciales) на TFRA-2 (Terre française Standard 2 – 2-й стандарт французской армии). Тем самым подчеркивается, что это будет не узкоспециальная модификация для ССО, а прототип перспективной версии транспортно-десантного вертолета всей армейской авиации Франции в долгосрочной перспективе. Существующие планы предусматривают обновление до уровня TFRA-2 всех NH90 TTH не позднее проведения их модернизации середины срока эксплуатации в 2032-2035 годах.

Ну, и наконец 12 октября 2020 года в соответствии с поручением МО Франции агентство НАТО по управлению эксплуатацией вертолётной техники NAHEMA (NATO Helicopter Management Agency) заключило с компанией NHI соглашение о внесении изменений в действующий с 2007 года контракт, в части, касающейся поставки тактических транспортных вертолётов NH90 TTH.

Согласно новому документу, из заказанных ранее 74 армейских машин 10 единиц будут поставлены 4-му вертолётному полку ССО СВ Франции в новой модификации TFRA-2, которые заменят 9 вертолётов Puma. Этап летных испытаний и квалификации стандарта NH90 TFRA-2 должен начаться в 2023 году, а поставка вертолётов заказчику планируется двумя партиями по пять единиц в начале 2025 и 2026 годов.



Ну, а теперь давайте за железо.

С учетом основательно подмоченного имиджа NH90 окончательное решение о закупке новой модификации приняли только в 2018-м. В марте руководство DGA провело переговоры с представителями компаний NHI и Safran, где получило уверения в зрелости технологий и возможности их внедрения. Прежде всего, речь шла о ходе реализации опытной программы MIRANDA пилотирования вертолетов в условиях ограниченной видимости, которая считается основой проекта TFRA-2. Разработчики гарантировали ее готовность на основе успешных летных испытаний прототипа на вертолете Puma авиационного испытательного центра DGA EV Istres.

Изначально фантазии бойцов ССО не распространялись дальше оснащения вертолетов оптико-электронной системой Euroflir 410, аналогично поставляемым агентством NAHEMA морским NH90 NFH, включая и французские машины. Но в NHI рискнули пойти дальше и пообещали поставить им ещё и новую систему EuroFL'eye.

Разработанная специалистами Safran Electronics & Defense инновационная технология обеспечивает создание изображения обзора передней полусферы при помощи оптико-электронной системы с распределенной апертурой DAS (Distributed Aperture System) из двух блоков с четырьмя парами многоспектральных датчиков в носовой части вертолета.

010
Испытания прототипа датчиков EuroFL'eye на крыше здания Safran Electronics & Defense

011
Размещение датчиков системы EuroFL'eye и ОЭС Euroflir 410 на макете носовой части NH90

Принцип работы системы заключается в формировании общего изображения со всех датчиков и его трансляции двум пилотам индивидуально на индикаторы-прицелы HMSD (Helmet-Mounted Sight and Display) шлемов TopOwl компании Thales.

012 013
TopOwl © Thales.

Благодаря этому каждый пилот может наблюдать за обстановкой в отдельном секторе обзора шириной 40 градусов, зависящем от направления поворота головы.

014

Для задач наблюдения за объектами на дальности до 20 км, выявления целей и наведения на них высокоточного оружия один из пилотов может использовать ОЭС Euroflir 410 компании Sagem Défense Sécurité (в составе Safran Group ). Она представляет собой поворотный шаровый блок с десятью датчиками, в состав которых входят дневная цветная камера высокого разрешения, монохромная камера низкого уровня освещенности, тепловизионная камера - все с функцией непрерывного масштабирования, а также безопасные для глаз лазерный дальномер-целеуказатель, лазерный "фонарик" и др. В отличие от ранних модификаций на флотских NFH в версии TFRA-2 предусмотрено использование модернизированной версии ОЭС в карданном подвесе последнего поколения со стабилизацией в шести плоскостях (оси X, Y и Z, компенсация продольного, поперечного движения и перемещения по высоте).

015
Слева – ранняя модификация ОЭС Euruflir 410, справа – последняя

ОЭС Euroflir 410 дополняет и существенно расширяет возможности системы EuroFL'eye, потому что эта технология пока обеспечивает только среднее качество изображения.

016
Демонстрация возможностей EuroFL'eye на авиасалоне "Ле Бурже-2019" (видео)

Кроме нашлемных индикаторов для отображения полетной информации предназначены пять плоских цветных широкоформатных дисплеев в кабине. Но этим сейчас уже никого не удивишь, зато дополнительно изображения с ОЭС, картографическая и другая необходимая информация будет выводиться в грузовой отсек на один или несколько выносных экранов для повышения ситуационной осведомленности о ходе решения полетных задач командира группы ССО и бортстрелков. Кроме того, все то же самое в перспективе может транслироваться в сети АСУБ на карманные тактические дисплеи десанта

017
Варианты размещения выносных дисплеев на вертолете NH90 TFRA-2

Дальнейшая разработка системы EuroFL'eye будет включать ее наземное тестирование и проверку на тренажерах, за ними последуют летные испытания, завершение которых ожидается не позднее 2023 года. Для моделирования наиболее эргономичного варианта интерфейса "человек-машина" HMI (Human Machine Interface) в последующих испытаниях наладили тесное взаимодействие с пилотами NH90 строевых подразделений, прежде всего из 4 вертолетного полка. В сентябре 2018 года на заводе в Мариньяне приступили к интеграции элементов системы на макете NH90. При этом сейчас первоначальный принцип размещения датчиков несколько изменен – два бортовых блока EuroFL'eye объединили в один носовой, а под ним будет висеть шарик Euroflir 410.

018

Другие изменения версии TFRA-2 относительно стандарта TTH не требуют для их внедрения настолько длительных НИОКР, частично основываются на предыдущих технологических наработках концерна NHI, уже используемых партнерами по программе NH90.

Большинство из них относятся к изменениям в конструкции десантного отсека. В частности, для кормового грузового люка планируется отказаться от опускаемой аппарели в пользу раскрывающихся створок с механизмом быстрого их демонтажа.

019
Слева – стандартный NH90 TTH с опущенной аппарелью; справа – кормовой грузовой люк перспективного NH90 TFRA-2

Также предусмотрена установка быстросъемных боковых дверей десантного отсека, а на фюзеляже монтируются складные подножки FBS (Foldable Boarding Step) в нижней части бортовых проемов и заднего люка. Это позволит значительно сократить время посадки на борт вертолёта, а также ускорить десантирование посадочным и беспосадочным способом.

020
Пардон, лучшего изображения FBS пока не нашлось

Ранее на NH90 TTH использовались системы беспосадочной высадки и эвакуации FRRD (Fast Rope & Rappelling Device) и FRED (Fast Rope & Extraction Device), каждая из которых рассчитана на крепление четырех десантных тросов, по два с каждого борта. Вместо них версию TFRA-2 оснастят новой системой CRED (Central Rappelling & Extraction Device), центральный пилон которой позволяет одновременно крепить на шести точках подвески до двенадцати тросов, спускать их с любого борта или через люк в полу грузового отсека и поднимать связки из шести десантников или грузы массой до 600 кг при скорости ветра до 35-40 м/с. Кроме того, еще одну пару тросов можно крепить и спускать через кормовой люк.

021 022

Система беспосадочной высадки и эвакуации CRED (загрузка PDF)

023

Значительно возрастет огневая мощь новой модификации. Ранее на французских TTH она ограничивалась одним 7,62-мм FN Herstal MAG58, да и те начали устанавливать на машинах 1-го вертолетного полка 1RHC (1er régiment d'hélicoptères de combat) ALAT (Aviation Légère de l'Armée de Terre) только перед командировками в Мали, и только в левом дверном проеме.

024
EAK Serial/Register 1306

025 026
EAQ Serial/Register 1312

027 028

029 030

С 2018-го второй MAG58 появился в правом дверном проеме.

031 032
EBC Serial/Register 1387

Вместо этого теперь появится возможность установки пулеметов 7,62-мм MAG58 или 5,56-мм MG4 в задних оконных проемах:

033

Возможность этого в NHI реализовали давным давно, но французы отчего-то не торопились ее использовать.

034 035

Австралийцы, начав в 2018-м переоборудование в версию SOF некоторых из 57 своих MRH90 Taipan (NH90 MRH), в задних окнах ставят 6×7,62-мм M134 Minigan.

036

Но вернемся к французам. Высвободившееся при переходе на систему CRED пространство в дверных проемах позволило дополнительно разместить по обоим бортам вертолёта поворотные крепления для установки 12,7-мм пулемётов M3М с гильзосборниками. Ранее такой вариант выбрали в нескольких странах-партнерах Франции по проекту NH90.

037
12,7-мм пулемёты M3М на NH90:
ВМС Нидерландов (слева), СВ Италии (справа)…

038 039
…армейская авиация Бундесвера (слева) и Испания, Мали (справа)


Существенно обновится состав аппаратуры связи, обеспечивая обмен данными с другими тактическими единицами на поле боя в рамках концепции сетецентрических действий. При этом вертолеты 4-го вертолетного полка ССО дополнительно получат и аппаратуру спутниковой связи, не предусмотренную для других армейских машин.

Рост массы из-за нового вооружения и аппаратуры частично компенсируют съемные двери и отказ от аппарели. Но в целом о летно-технических характеристиках версии TFRA-2 пока ничего не рассказывают, за исключением того, что при использовании двух 500-литровых внешних подвесных топливных баков максимальная дальность возрастет с 982 до 1600 км, а продолжительности полета с 5 до 9 часов.

Эта опция была доступна ещё в начале 2000-х, но оказалась востребована только сейчас. Ранее для дальних перегонов устанавливали дополнительные баки в кабине. Разумеется, для ССО такой вариант подходит не совсем, мягко говоря.

039 040

Интересно, что через несколько лет в 2009-м Airbus испытывал NH90 со штангой дозаправки в полете от A330-MRTT или A400M. Но до сих пор единственными французскими вертолетами с такой системой остаются Caracal. Впрочем, возможно, к идее оснащения ею NH90 вернутся позднее.

В заключение нужно заметить, что в министерстве обороны Франции и руководстве NHI изо всех сил надеются, что новая версия NH90 сможет заинтересовать других участников международной программы, и они присоединятся к разработке, чтобы разделить расходы.

В 2016-м к сотрудничеству по разработке специальной версии NH90 для ССО кроме Австралии и Франции проявляли интерес в Германии, Италии и Новой Зеландии. В 2018-м участвовать продолжала только Австралия, а всех интересантов заменила одна Бельгия, но теперь к ней присоединилась Финляндия. В других странах следят за проектом – внимательно, но ИМХО слегка настороженно. Уж больно проблемная машина получилась.



Tags: nh90, Франция, силы специальных операций
Subscribe

Posts from This Journal “силы специальных операций” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Posts from This Journal “силы специальных операций” Tag