
Итальянцы крайне страдали от недостатка средств, то есть были нищебродами. Но при этом они умели извлекать уроки из полученного опыта. Насколько позволяли финансы. Собственно говоря, по этой причине, а точнее по опыту кампаний в Африке еще в далекие 10-е и 20-е годы, появился характерный образ итальянского военного автомобиля. А именно развитый, а иногда даже переразвитый радиатор, колеса большого диаметра и бензобак большой емкости. Правда, переразвитый радиатор потом вышел боком итальянцам зимой 1942 года, но это был совсем другой ТВД.
Возвращаясь к войне в пустыне, то по мере ее ведения, внимательно прислушиваясь к претензиям и замечаниям своих военных, итальянцы породили шедевр технической мысли под названием "Сахариана" – Fiat-SPA AS42 "Sahariana" или SPA-Viberti AS42.

Северная Африка, март 1943 – Sahariana "103rd Compagnie Arditi Camionettisti" из состава PAI (Polizia dell'Africa Italiana), часть которых действовала на Тунисском фронте, а другая на Ливийском
Данная машина проходила у них по особому классу, который они назвали camionetta. Camion в итальянском это грузовик, а camionetta это нечто типа "грузовичок", только в женском роде. На деле же это было то, что американцы называли и называют weapon carrier. К слову, известный по ленд-лизу Dodge WC-51 это не "джип", то есть General Purpose, это именно транспортер вооружения, потому WC.

Собственно, "Сахариана" была разработана на базе БА "Аутоблинда", но при этом имела минимальную бронезащиту, увеличенные бензобаки и универсальную турель, на которую устанавливалась 47/32-мм десантная противотанковая пушка Mod.1935, либо 20/65-мм зенитный автомат Breda Mod.1935, или 20-мм противотанковое ружье Fucile anticarro di 20 mm modello S (Solothurn S18-1000). Так же в базовый комплект вооружений входило до двух пулеметов. Кроме того, машина перевозила увеличенный запас воды для экипажа.
Оригинал взят у коллеги
Машина себя отлично проявила в пустынных патрулях, но в целом опоздала на ТВД, ситуация стала стратегически складываться не в пользу итало-немцев и соответственно смелые рейдовые операции ушли в прошлое, как и острая необходимость в такой машине. Однако "Сахарианы" еще послужили на Сицилии, в материковой Италии, и даже попали в СССР.

4157
И тут опять же нужно вернуться к тому, что итальянцы были не только нищебродами, но и не сумели повторить систему подготовки армии, хотя бы соответствующую римскому легиону, что выражалось в низком качестве среднего солдата, который был объектом насмешек как союзников, так и противников.
Ну, и при этом средний пехотинец тащил с собой на дно вполне себе годный итальянский спецназ, причем всех родов войск. Проигранная итальянской армией война, похоронила под собой довольно интересную тему итальянских рейдовых групп которые в течение 1941-1942 годов очень активно грабили британские пустынные корованы, вырезали опорные пункты и в целом наносили довольно чувствительный ущерб дедушке Черчиллю, который из-за повышенной активности этих подвижных соединений был вынужден применять целый спектр мер противодействия, от караванов-ловушек и отвлечений разведывательной авиации на засечение итальянцев.
Ну и само собой, с оглядкой на итальянские действия был создан британский аналог рейдеров по линии SAS "Крысы пустыни" или LRDG.
При этом в народной памяти и молве, эти успехи были приписаны Роммелю и немцам, ибо "макаронники так не могут". Однако сами немцы довольно хорошо знали цену отдельным подразделениями итальянцев, потому их привлекали к обороне морских районов Одессы, Керчи и Севастополя и даже притащили итальянцев c их катерами на Ладогу.
Теперь, собственно, о службе "Сахариан" на территории СССР. После капитуляции Италии, некоторые подразделения итальянской армии отказались подчиниться новому правительству. Среди них была и Xª flottiglia MAS князя Боргезе, которая в конечном итоге на своих семи "Сахарианах" убыла в район Кировограда в распоряжение 2-ой парашютной дивизии Вермахта (2. Fallschirmjäger-Division). От этих семи машин осталось три известных фото и один более-менее достоверный снимок выше (хаты-мазанки под соломенными крышами слева на заднем плане кагбэ намекают).


...04, 4157
Судя по убитому состоянию, машины довольно активно бегали вдоль передовой и возможно даже по ближним тылам РККА.

2-я парашютная дивизия по итогам весенней кампании 1944 года, была разбита на Днестре и выведена под Кельн на переформирование, вместе с ней ушли и итальянцы.