andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Category:

Чем перебрасывали: Программы стратегических авиаперевозок НАТО

В дополнение к теме:

В камментах к материалу "В жарких краях" коллега basawruek интересовался, чем перебросили в Иорданию экспедиционную группу FSK (Forsvarets Spesialkommando) ССО ВС Норвегии, на что получил ответ: Если Bell-412, то практически без вариантов – воспользовались своим лимитом для C-17 из Heavy Airlift Wing. Но вот прошло время и появилось такое фото:

012
Техники 339-й авиационной эскадрильи специальных операций (SOAS – Special Operations Aviation Squadron) готовят три вертолета Bell 412 для перевозки на Ан-124 авиакомпании "Антонов" (аэропорт Гардермуен, Осло, сентябрь 2020 г.) © Torbjørn Kjosvold / Forsvaret

Приходится признать, что Ваш покорный слуга в очередной раз сел в лужу со своими экстрасенсорно-прогностическими способностями, незаслуженно приписав заслуги переброски FSK натовским С-17 из программы SAC. Норвегия изначально участвует в консорциуме SAC (Strategic Airlift Capability) для получения возможностей стратегических авиаперевозок. Всего в этом соглашении участвуют 12 стран, из которых 10 являются членами НАТО (Болгария, Венгрия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Словения, США и Эстония), а Швеция и Финляндия входят в ЕС, считаются нейтральными, но являются партнерами альянса по программе "Партнерство ради мира" (Partnership for Peace — PfP). На подготовительном этапе в деятельности программы SAC принимала участие ещё и Дания, но в конце 2007 года вышла из нее, разбив "чертову дюжину" и успокоив тем самым излишне суеверных.

Между странами-участницами SAC распределены расходы на приобретение и эксплуатацию в течение 30 лет трех стратегических транспортных самолетов Boeing С-17А Gloubmaster III, которые сведены в многонациональное тяжелое транспортное авиакрыло HAW (Heavy Airlift Wing), фактически - эскадрилья.

Обсуждение необходимости ее формирования началось в 2006 г. подписанием соответствующего соглашения на авиашоу в Фарнборо, а в июне 2007 г. приняли решение о проведении закупки самолетов. В июле 2009 г. образовано управление воздушных перевозок альянса NAM (NATO Airlift Management) и его агентство NAMA (NAM Agency), которое стало ведущим заказчиком от имени SAC при закупке двух С-17. Первый передали заказчику 14 июля 2009 г., а 27 июля на АвБ Папá в Венгрии сформировали многонациональную эскадрилью. Второй С-17 поставили 17 сентября, а третий 7 октября того же года передали США в качестве своего вклада в новую программу.

Агентство NAMA руководит использованием трех самолетов С-17, предоставляя доступ к их возможностям всем участникам, а также в интересах НАТО, ЕС и ООН. Такие операции проводятся по программе NAMO (NAM Operations). Поддержку деятельности NAMA и NAMO обеспечивает американская корпорация Boeing, проводя плановое техническое обслуживание и ремонт самолетов. В рамках этой партнерской программы также предусмотрена модернизация натовских С-17 до уровня наиболее современной модификации однотипных с ними машин у ВВС США. В сентябре 2014 г. компания Boeing заявила, что три C-17 программы SAC продемонстрировали техническую готовность на уровне почти 94 процентов, выполнив за последние пять лет более 1000 самолето-вылетов.

При этом с 1 июля 2012 года в соответствии с решениями о реформе структур Альянса агентство и программа NAMA/NAMO стали частью агентства НАТО по материально-техническому обеспечению и закупкам NSPA (NATO Support and Procurement Agency).

Согласно Меморандуму о взаимопонимании по SAC, каждая страна-участница ежегодно владеет заранее согласованной долей из доступных 3165 летных часов C-17, в соответствии с объемом национального финансирования совместной программы. Они могут использоваться без предварительного уведомления и согласования с другими участниками для удовлетворения национальных потребностей, включая воинские перевозки, обязательства перед НАТО, ЕС, ООН и проведение гуманитарных операций.

013
Норвегия является одной из четырех крупнейших участников программы SAC, наряду со Швецией, Нидерландами и Соединенными Штатами

Финансируя 12,6% бюджета программы, Норвегия может использовать около 400 летных часов в год, отвечает за такую же долю в комплектовании специалистами штатного расписания эскадрильи (19 из 151 военных должностей), а также выделяет одного специалиста для работы в национальном элементе поддержки NSE (National Support Element) агентства NAMA. Вместе с членами семей квота на проживание в Папá норвежцев составляет около 65 человек, из которых примерно 15 детей школьного возраста.

На машинах эскадрильи HAW летают многонациональные экипажи, как и на базирующихся в Германии самолетах ДРЛО Boeing Е-3А Sentry командования NATO AWACS.

Основные решаемые натовскими C-17 задачи включают стратегические и тактические авиаперевозки в военных и гуманитарных целях, высадку воздушных десантов, эвакуацию больных и раненых.

014 015
C-17 Globemaster III из состава NATO HAW отрабатывает парашютное десантирование бойцов FSK (военный лагерь Rena leir, 2013 г.) © Torbjørn Kjosvold / Forsvaret
016

Около десяти процентов национальной квоты (40 часов для Норвегии) используются для решения учебных задач, к которым относятся отработка парашютного десантирования людей и грузов, дозаправка в воздухе, взлеты и посадки со стандартных ВПП или со слабо оборудованных аэродромов, ночные полеты и полеты на малых высотах. Последнее особенно востребовано иностранными экипажами, которые регулярно используют возможность потренироваться в пилотировании над горными районами Норвегии.

017

Но, как видите, на верхнем снимке отнюдь не С-17, а гораздо более крупный самолет Ан-124 "Руслан" грузоподъемностью аж 150 тонн. Он из другой программы стратегических авиаперевозок NATO SALIS (Strategic Airlift Interim Solution), созданной агентством NSPA в 2006 г., – то есть, параллельно с началом реализации программы SAC – первоначально, в качестве временного решения (Interim англ., временный) для доступа альянса к стратегическим воздушным перевозкам на значительные расстояния крупногабаритных и/или крупнотоннажных грузов.

И это просто идеальная иллюстрация той максимы, что нет ничего более постоянного, чем временное - в 2018 г. соглашение SALIS в очередной раз продлили до конца 2020 года с возможностью автоматической пролонгации еще на два, в отсутствие возражений подписантов. При этом одновременно букву I в аббревиатуре SALIS вместо Interim стали расшифровывать как International, то есть не "временное", а "международное решение для стратегических авиаперевозок". И заодно со всем этим из контрагентов программы убрали российскую авиакомпанию "Волга-Днепр", оставив только украинскую "Антонов"

018

Подписанное с компанией Antonov Logistics Salis соглашение предусматривает постоянное базирование в Германии двух Ан-124 авиакомпании Antonov по чартеру с готовностью к вылету в течение 24 часов. Еще четыре самолето-вылета машинами этого типа могут быть дополнительно предоставлены заказчику по его требованию, включая два в течение шести дней после заявки и еще два в течение девяти. Консорциум обязан использовать не менее 1600 летных часов в год, но, как правило, фактически их больше. Хотя по 2020-му данных пока еще нет, но в 2019 году по контракту SALIS было обеспечено 1900 летных часов.

К настоящему времени участниками консорциума по программе SALIS остаются 11 стран. Помимо Норвегии в него входят Бельгия, Венгрия, Германия, Польша, Словакия, Словения, Франция, Чехия, а также страны-партнеры НАТО Финляндия и Швеция (стало быть, в работе обеих программ участвуют Венгрия, Норвегия, Польша, Словения и Швеция с Финляндией).

Но изначально в SALIS было 14 стран - её участниками являлись ещё Люксембург, Греция и Великобритания. Последняя одновременно являлась главным заказчиком в НАТО регулярных грузовых рейсов самолетов Ан-124, соответственно, и основным источником финансирования программы. Однако в январе 2015 г. английская сторона объявила об отказе от дальнейшего участия в проекте и вышла из него в январе 2016-го. Потом в 2017 году греки на фоне финансового кризиса посчитали для себя неподъемным участие в программе и чрезмерными её амбиции. Наконец, последними уже в 2020 году от участия в SALIS отказались в Люксембурге.

019
Самолеты "Руслан" в 2009 г. выполнили около 30 рейсов, доставив 2200 тонн грузов для норвежского военного контингента миссии ООН в Чаде. Российский самолет Ан-124, члены экипажа которого стали жертвами террористического акта в ноябре 2015 г. в столице Мали, выполнял плановый рейс по доставке тяжелой инженерной и дорожно-строительной техники для обустройства лагеря контингента ВС Норвегии в этой стране
020 021

Нужно заметить, что антироссийские санкции существенно сократили возможности программы. Первоначально от них защищал международный статус российско-украинского концерна "Руслан Салис". Однако в сентябре 2015 г. руководство "Авиалиний Антонова", как тогда называлась компания, объявило о прекращении своего участия в деятельности компании, автоматически подведя под санкции сохранившие российскую юрисдикцию активы "Волга-Днепр", а оставшись монополистом, украинская сторона в несколько раз подняла цены на свои услуги.

Кроме семи Ан-124-100 компании "Антонов" к перевозкам по программе SALIS может привлекаться еще один "Руслан" эмиратской авиакомпании Maximus Air Cargo, с которой у "Антонова" заключен контракт о предоставлении этого борта в случае необходимости. А в дополнение к Ан-124 соглашение предусматривает возможность использования украинских самолетов Ан-225 "Мрия", Ан-22 "Антей" и Ил-76 при наличии.

022 023
После полутора лет на земле для технического обслуживания и модернизации Ан-225 "Мрия" впервые поднялся в воздух в марте 2020-го, чтобы доставить 10 миллионов масок из Китая в Германию по программе SALIS © Bundeswehr / NATO.

Интересно, что у Норвегии существуют определенные проблемы и в секторе крупнотоннажных авиаперевозок вертолетами. Так, в декабре 2012 года, после вынужденной посадки в труднодоступном высокогорном районе поисково-спасательного вертолета "Си Кинг", для его эвакуации также потребовалась помощь российских специалистов. В целом, в силу стечения целого ряда обстоятельств подобные инциденты довольно редки. Но в случае повторения до конца не ясно, рискнут ли снова позвать на помощь в связи с обострением отношений последних лет.

024 025

И наконец, даже в секторе тактических авиационных грузовых перевозок потребности ВС Норвегии могут быть удовлетворены далеко не в полной мере. Повседневно их полностью закрывают четыре самолета С-130J "Геркулес" из 335-й транспортной авиаэскадрильи 135-го авиакрыла (Гардермуен). Однако, если вдруг срочно потребуется массовая переброска войск и техники, их возможностей тоже не хватит. Поэтому существует проект совместного использования национальных потенциалов военно-транспортной авиации стран организации NORDEFCO (Nordic Defence Cooperation). Но там полно проблем, а тема слишком объемная и сильно выбивается за рамки сегодняшнего материала. Поговорим о ней как-нибудь в другой раз.



Счетчик посе-щений Counter.CO.KZ
Tags: bell412, c-17 globemaster ii, forsvaret, forsvarets spesialkommando (fsk), nordefco (nordic defence cooperation), norway, salis, sea king, Норвегия, силы специальных операций
Subscribe

Posts from This Journal “c-17 globemaster ii” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “c-17 globemaster ii” Tag