andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Новый заказ заводу Ritek на сборку ББМ CV90 для СВ Норвегии

В продолжение темы и в дополнение к материалу по ACSV G5, где упоминалось: …в новом [2021] году контракты посыпались на Ritek, как из рога изобилия. Сначала в феврале им всё-таки подтвердили восстановление и модернизацию дополнительных ББМ CV90 Mk.3b…

В военном бюджете Норвегии на 2021 год внезапно появилась новая статья расходов: "Проект 1092 - Модернизация бронемашин на базе CV90". При рамочной стоимости 872 млн. крон (101 млн. долл.) в первый год на нее выделили всего 25 млн. крон. (2,9 млн. долл.). А 18 февраля минобороны Норвегии заключило с BAE Systems Hägglunds контракт на 45 млн. евро для восстановления 20 БМП CV9030N, модернизации их до уровня Mk.3b и переоборудования в специализированные ББМ – 8 многоцелевых БТР MultiC (Multi Carrier) и 12 боевых инженерных машин StIng 2 (Storm Ingeniør). Первую машину должны поставить уже в этом году, а весь заказ выполнить до конца 2023-го. В соответствии с соглашением в качестве основного норвежского субподрядчика BAE Systems Hägglunds ожидаемо выступила компания Ritek.

14
Выкатка из сборочного цеха Ritek первой восстановленной и модернизированной до уровня Mk.3b ББМ CV90 в варианте StIng 2 (Левангер, 24 сентября 2015 г.) © Foтo: Einar Holst Clausen

В 2012 году МО Норвегии заключило со шведской компанией BAE Systems Hägglunds контракт на обновление парка гусеничных ББМ на шасси БМП CV90. В апреле 2019 года норвежская армия отчиталась о получении 144 машин новой модификации Mk.3b в шести различных конфигурациях (там не все однозначно, но об этом в другой раз). При этом в качестве субподрядчика BAE Systems по контракту от июня 2013 года на 350 млн. крон (46 млн. долларов) компания Ritek отвечала за демилитаризацию ранних модификаций БМП и производство на их шасси 32 ББМ СV90 в двух из пяти конфигураций – 15 БТР MultiC, 15 БИМ StIng 2 и два ходовых тренажера вождения.

Все работы на Ritek завершили в 2017 году, но еще за два года до этого в мае 2015-го параллельно с основным контрактом МО Норвегии дополнительно заключило с ними соглашение о намерениях ("мягкий" контракт) на возможное продолжение восстановления CV90. До конца июня 2015 года на Ritek доставили 68 старых БМП. После проведения их технической экспертизы рассчитывали восстановить ту часть, которая находилась в наилучшем состоянии. После определения объема предстоящих работ планировали подписать окончательное соглашение ("твёрдый" контракт) где-то в рамках 250-350 млн. крон (33-46 млн. долларов). За счет этого МО Норвегии надеялось получить 50-60 восстановленных БМП ранней модификации для возможной их продажи партнерам по НАТО. Но подзаработать не получилось – в 2016-м бережливые эстонцы решили забрать "свои" 37 шасси по "стоковой" цене, собираясь ковыряться с переделкой самостоятельно (за подробностями отправляю к материалу коллег из блога bmpd Эстония закупает в Норвегии шасси БМП CV9030N).


Приобретаемые Эстонией демилитаризованные шасси норвежских боевых машин пехоты CV9030N на хранении. Справа в центре – ходовой тренажер вождения – учебная машина для подготовки механиков-водителей © Силы обороны Эстонии

А на остатки этих БМП у норгов очень скоро появились собственные планы.

В соответствии с принятым-таки в 2019-м долгосрочным планом развития ВС Норвегии (2017-2034) спланировали существенную реорганизацию сухопутных войск, включая увеличение с двух до трех количества мотопехотных батальонов на БМП в составе бригады "Север". При этом штатная потребность в боевой технике для новых частей не учитывалась в основной программе поставок бронемашин на шасси CV90.

Первыми в январе 2019-го начались ОШМ по развертыванию в гарнизоне "Порсангер" нового механизированного (кавалерийского) батальона "Порсангер" на базе 2-го легкого пехотного (арктического) батальона (ППД военный лагерь "Шольд") и механизированной роты учебного центра СВ (ППД военный лагерь "Рена"). При планируемых сроках завершения ОШМ в 2025-м к этому времени нужно поставить дополнительно не менее 20 CV90 основных версий (кроме учебных), включая 7 БМП, 5 КШМ, 8 БИМ.

Это по минимуму. И результат не окончательный, а предварительный, потому что с тех пор потребное количество батальонов в бригаде увеличилось с трех до четырех, а новых БМП CV90 аж на три новые роты никак не найти при самом кропотливом выскребании сусеков.

Соответственно, нужно проводить дополнительные закупки, на фоне которых 20 ББМ (8 БТР, 12 БИМ) – всего лишь предварительные ласки.

Арифметика:
в ходе реализации первого контракта из 103 БМП CV90 СВ Норвегии, на заводе Ritek разобрали 32 машины перед переоборудованием, а также демилитаризовали 69 единиц путем демонтажа башен.

32 + 69 + 2 ХТВ = 103
пока все совпадает

Из 69 демилитаризованных БМП (без башен):

69 – 35 Эстонии = 34

То есть, так должно быть. Но в Ritek перед окончанием первого контракта сообщали о том, что у них остались только 31 шасси. Куда еще три делись? После дефектации признаны не подлежащими восстановлению? Но это просто так – небольшая зарубочка на память.

08
Штабеля корпусов разобранных CV90 на площадке завода Ritek © Foтo: Einar Holst Clausen

"Проект 1092 - Модернизация бронемашин на базе CV90" утвержден правительством в 2020 году. Целью проекта явля-ется доукомплектование четырех мотопехотных батальонов СВ Норвегии ББМ CV-90 различных модификаций. Для чего планируется провести модернизацию оставшихся в наличии 20 БМП CV90 старой модификации, а именно, собственно боевых машин пехоты, а также командно-штабных, инженерных, многоцелевых и боевых разведывательных машин. Проект планируется завершить к концу 2023 года.

После подписания нового контракта с BAE Systems Hägglunds директор Ritek заявил: "С июня прошлого года мы наняли более двадцати новых сотрудников, а осенью подготовили первые машины для отправки на завод Hägglunds в Эрншельдсвике. Их вернут назад на Ritek в апреле-мае, а первые новые ББМ передаст вооруженным силам еще до конца года".

Из Швеции на Ritek вместе с корпусами поставляют машинно-сборочные комплекты CV90. Каждый из них состоит из 200 ящиков с 3000 деталей и агрегатов, из которых лишь 500 от ранее эксплуатировавшихся машин, все остальные являются новыми, частично от норвежских производителей. На сборку одной машины требуется около 2000 человеко/часов. После выкатки ББМ из цеха проводятся заводские испытания с пробегом около 15 км по прилегающей к заводу дорогам, но без стрельб из боевых модулей Protector. После сборки на Ritek машины передают в Ромерик военному заводу RTV (Romerike tekniskeverksted), где местные специалисты при помощи выездной бригады норвежского отделения Thales производят установку и наладку аппаратуры управления, связи, наблюдения и разведки C2IS (Command, Control, Intelligence, Surveillance).


В общем, на будущее пока остаются неясными два вопроса:

1. Как распределяются приоритеты Ritek в параллельной реализации сразу двух контрактов по ББМ – подписанного первым на CV90 и последовавшего за ним недавнего на ACSV G5.

26
Основной цех завода оборудован 12 производственными площадками для сборки ББМ тупиковым способом © Foto: Havard Zeiner

2. Дополнительная закупка 8 БТР CV90 MultiC и 12 БИМ StIng 2 не позволит полностью удовлетворить потребности СВ Норвегии в бронетехнике для комплектования новых мотопехотных батальонов бригады "Север". И даже 11 (14?) оставшихся демилитаризованных б/у БМП не помогут.

В общем, будем ждать дополнительных контрактов со Швецией на закупку CV90 новой постройки. Хотя о возможных опционах в контракте от 2012 года с BAE Systems Hägglunds не упоминалось, но такое положение в договорах уже давно считается обязательным.



Tags: BAE Systems Hägglunds, bae systems, cv90, cv9030n, norway, prosjekt 1092, ritek, Норвегия
Subscribe

Posts from This Journal “BAE Systems Hägglunds” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “BAE Systems Hägglunds” Tag