andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Category:

БРМ Шредингера – живы или мертвы норвежские CV90 OPV?

26 апреля 2019 г. министерство обороны Норвегии официально объявило об успешном завершении поставок всех заказанных ББМ на шасси БМП CV90 новой модификации Mk.3b. При общей стоимости около 10 млрд. норвежских крон (1,35 млрд. долларов США) программа стала крупнейшей в истории норвежской армии. По ее итогам сухопутные войска должны были получить 144 ББМ в шести вариантах: 74 БМП, 21 боевая разведывательная машина (БРМ), 15 КШМ, 16 БИМ, 16 БТР (из которых восемь сразу переоборудовали в 81-мм самоходные минометы), а также два ходовых тренажера вождения – учебные машины для подготовки мехводов.

011
Показательные выступления на двух БМП, двух самоходных минометах и одной бронированной инженерной машине механизированного батальона "Телемарк" бригады "Север" в честь завершения поставок ББМ CV90 Mk.3b сухопутным войскам Норвегии (май 2019 г., полигон "Остланне", Рена). Видишь БРМ? А ведь они есть © Forsvsret

Хейтеры всячески пытались очернить достижение, апеллируя к добытой источниками Aldrimer информации о слабости резиновых гусениц и недостатках конструкции восстановленных машин. Однако на поверку тот слив всего лишь отвлек внимание от гораздо более серьезной проблемы.

За прошедшее время появилась куча фото-видеоматериалов по всем версиям новинки, включая редко попадающие в объективы, но все-таки мелькавшие в кадре ХТВ. Единственным исключением оставались БРМ CV90 OPV (Oppklaringsvogna), которые просто невозможно не заметить на общем фоне, потому что в соответствии с проектом над их десантным отделением хотя бы иногда должен торчать характерный блок ОЭС+РЛС Vingtaqs 2 + Squire на телескопической мачте высотой до 6 метров.

Спутать с чем-то другим их довольно сложно:

01

И чтобы два раза не вставать имеет смысл здесь быстренько рассказать об истории этого класса военной техники в норвежской армии.

[здесь должна быть и когда-нибудь всё-таки появится картинка с эмблемой программы, которая сейчас надежно потеряна и пока не найдена глубоко в недрах памяти рабочего компьютера]

Компания Vinghøg AS с головным офисом в Дукене коммуны Нёттерёй (Duken, Nøtterøy) создана в 1950-х, в 2007 году в ее состав вощла Simrad Optronics A/S, после приобретения в 2010-м германской корпорацией Rheinmetall Defence стала ее норвежским отделением Rheinmetall Norway AS и частью скандинавского филиала Rheinmetall Nordic.

До 1990-х самое меньшее, куда специалисты Vinghøg могли впихнуть многоканальную ОЭС при разумной цене, был ракетный катер. Но в 2000-х миниатюризация электроники позволила уменьшить систему до массы и габаритов, применимых на наземных транспортных средствах. Носителем новой ОЭС тактической разведки, сопровождения целей и целеуказания Vingtaqs FCS (Forward Controller System) традиционно выбрали шасси БТР М113. Специалисты НИИ МО Норвегии FFI (Forsvarets forskningsinstitutt) разработали эскизный проект БРМ, предложив разместить блок датчиков ОЭС на выдвижной телескопической мачте, когда это еще не стало модным мировым трендом. Такая конфигурация позволяет носителю ОЭС увеличить геометрическую дальность прямой видимости, оставаясь вне зоны обнаружения и поражения противником.

02 03
NM201

В 2005 году МО Норвегии заключило контракт с Vinghøg на поставку 30 комплектов ОЭС Vingtaqs FCS. Предполагалось устанавливать систему на перспективных БРМ, которые получили обозначение NM201 ILPV (Norske model 201 Ildlederpanservogn) и в первую очередь предназначалась для обеспечения действий корректировщиков огня бригады "Север", подразделения артиллерийской разведки которой в то время не имели бронетехники. Первоначально рассматривали возможность переоборудования от 20 до 50 единиц БТР в ходе их модернизации до уровня новой версии М113 F3 – в зависимости от текущего бюджетного финансирования и новой организационно-штатной структуры перманентно реформируемых вооруженных сил.

Как водится, сразу начались задержки. Первые два комплекта Vingtaqs FCS производитель должен был поставить в мае 2006 года, но смог только осенью. Доводка NM201 затянулась из-за проблем с шасси – БРМ стала первой версией М113 F3, поэтому именно на них долго избавлялись от детских болезней и технических проблем, в основном, связанных с более мощным двигателем Caterpillar и новой трансмиссией.

04
Прототип NM201 на полигоне "Сетермуен" (то ли Liveltskardet 2008, то ли Lapphaugen 2009, скорее первое)

Тестирование двух прототипов NM201 продолжалось в артиллерийском дивизионе бригады "Север" до 2010 года. Параллельно в Центре боевого применения СВ в Рене испытывали и вариант БРМ с Vingtaqs FCS на CV90 – в комплекте к ней прилагались повышенные защищенность, подвижность и внутренний объём. Но этот проект получился мертворожденным – доступность шасси БМП CV90 существенно уступала БТР М113, а кроме того, уже в 2007 году МО Норвегии отказалось от дальнейших закупок системы Vingtaqs FCS в связи с кардинальным изменением программы.

Так что фото этого варианта пока найдено всего два, и качество у них не ахти.

05

Тем не менее, по официальным данным в войска поставили 14 БРМ NM201 (хотя где-то в недрах оборонного ведомства сейчас зреет "Проект 5020" по модернизации 16 машин). До настоящего времени они не отметились только у батальона "Телемарк", но точно стоят на вооружении артиллерийского дивизиона и "Бронебатальона". Например, в последнем они засветились во всех ракурсах в 2013-м:

06

07 08

09 10
Foto © Einar Holst Clausen

Что же до указанных выше изменений программы, то неугомонные инженеры НИИ FFI продолжали фонтанировать революционными идеями. Вот как они примерно представляли себе концепцию будущей норвежской БРМ:

11

Впрочем, реализовывать ее бросились не сразу, а принялись постепенно.

К этому времени микроминиатюризация элементной базы продолжалась и в Vinghøg предложили новую модификацию ОЭС, получившую обозначение Vingtaqs II (или Vingtaqs 2). Соответственно, обозначение первой модели Vingtaqs FCS изменили на Vingtaqs I, но еще долго использовали оба наименования.

Разработка с использованием концепции готовых коммерческих технологий COTS (Commercial off-the-shelf) позволила существенно сократить сроки НИОКР. Заодно ОЭС Vingtaqs 2 теперь отличалась от предшественницы кардинальным уменьшением массогабаритных характеристик, что позволило поднимать блок датчиков на выдвижной телескопической штанге на значительно бóльшую высоту.

С целью расширения возможностей системы компании Vinghøg и Thales в 2010 году заключили договор о сотрудничестве, в рамках которого интегрировали в блок датчиков РЛС миллиметрового диапазона Squire. Рабочий прототип этого варианта представили в конце 2011-го, обозвали Vingtaqs 2LR (Long Range), но практически сразу забыли про такое нововведение.

Самое главное, что при всем при этом новая версия имела меньшую стоимость. В общем, выбор МО Норвегии был очевиден. В счет первого контракта с Vinghøg они закупили несколько комплектов Vingtaqs 2 и тут же принялись их всюду интегрировать.

Вот она на бронеавтомобиле MRAP Iveco LMV M65 4×4:

12
После испытаний специалистами Центра боевого применения СВ (внизу слева "Рена", справа "Сетермуен") эту машину батальон "Телемарк" использовал в Афганистане в 2008-2009 и 2010-2011 годах

13 14

Еще один комплект поставили на внедорожник Mercedes-Benz Geländewagen MB-290 Multi III:

15 16
На учении Bold Quest 2011 в США. Скорее всего, эту машину отдали ОК ССО

17

Но сегодня все это интересует нас постольку-поскольку. Потому что кроме колесной техники под носитель Vingtaqs 2 снова приспособили одну БМП CV90M, взяв штатную машину из разведроты "Бронебатальона".

Аппаратуру системы, вспомогательные механизмы и рабочее место оператора установили в десантном отсеке. Экипаж машины увеличился до четырех человек: командир, механик-водитель, наводчик и оператор системы. При этом, в силу относительно небольших массогабаритных характеристик аппаратуры и исполнительных механизмов ОЭС Vingtaqs 2, в десантном отсеке даже осталось место для четырех разведчиков (вместо восьми бойцов в базовой комплектации БМП).

18 19
Слева – учение Flotex Silver Rein II в 2012 году, справа – Cold Response 2016

20 21
Средства отображения информации от компании LogIn Crete (с 2011 года MilDef) – штатного поставщика таких систем для норвежской армии

22
Доклад оператора: "Обнаружена цель – танк Leopard 2 противника, дистанция 6 километров!"


После всесторонних испытаний демонстрационного образца именно эту версию приняли за основу для проектирования будущей CV90 OPV. Одно время надеялись втиснуть блок ОЭС и мачту в башню, чтобы не мешать ее развороту на 180 градусов, но потом плюнули и оставили все как есть.

В 2013 году компании Vinghøg и Thales заключили контракт на поставку 44 РЛС Squire для интеграции с Vingtaqs 2 и поставки ВС Норвегии. Очевидно, что 21 из них предназначалась для последующего оснащения модернизированных БРМ CV90, а про остальные тогда скромно умолчали. Первую партию из 10 РЛС должны были поставить во второй половине 2013 года, финализировать контракт планировали в начале 2017 года.

В общем, казалось бы, что все идет по плану.

И здесь мы заканчиваем экскурс в историю норвежских БРМ, возвращаясь к их суровым будням.

Как указывалось выше, в апреле 2019-го объявили о завершении поставок всех 144 CV90 Mk.3b, но при этом БРМ наглухо исчезли из информационного пространства на целый год, когда разразился очередной закупочный скандал.

Весной 2020 года Rheinmetall Norway подала иск на министерство обороны в районный суд Осло. Получив доступ к этому заявлению, журналисты выяснили, что все БРМ CV90 OPV переданы заказчику в неполной комплектации и не могут полноценно использоваться по предназначению из-за отсутствия на них основных штатных средств разведки.

Из судебных документов следовало, что ещё в мае 2018-го МО Норвегии по-тихому расторгло контракт с Rheinmetall Norway на 300 млн. крон (35,3 млн. долл.), мотивировав это существенной задержкой сроков реализации соглашения и потребовав дополнительно взыскать с подрядчика 76,6 млн. крон (9 млн. долл.) за предстоящие расходы по поиску, выбору и приобретению новой ОЭС взамен Vingtaqs 2.

Главной причиной задержек назвали необходимость существенной переработки проекта и доработки уже готовых систем, после внесения целого ряда изменений в ТТЗ, прежде всего, для устранения излишне жесткого крепления телескопической мачты к корпусу.

В отличие от однотипной ОЭС, с 2008 года проходившей демонстрационные испытания на БМП CV90 "Бронебатальона", у новых машин CV90 OPV эта система должна штатно входить в комплект средств разведки. Поэтому при перевозке в транспортном положении недостаточная эффективность работы демпферных устройств (амортизаторов) мачты приводит к сокращению ожидаемого срока службы ОЭС от постоянных вибраций в движении.

Конструкцию крепления мачты назвали главной проблемой. В отчете ей посвящена отдельная глава, а в выводах утверждалось, что выявленные недостатки такого характера даже могут угрожать безопасности экипажа внутри машины.

Кроме этого, заказчик требовал у подрядчика дополнительно предоставить:

1) документальное подтверждение опыта использования мачт данного типа на гусеничных платформах;
2) дополнительную информацию о работе датчиков ОЭС на стоянке с работающим на холостом ходу двигателем в различных погодно-климатических условиях;
3) накопленные данные о работе системы стабилизации блока сенсоров;
4) результаты дополнительных испытаний на возможность применения ОЭС для борьбы с БЛА.

В судебных материалах этого нет, но кинувшись по свежим следам, журналисты из Teknisk Ukeblad дополнительно раскопали, что в январе 2018-го, то есть за четыре месяца до расторжения контракта с Rheinmetall, специалисты НИИ FFI представили своё экспертное заключение, что в текущем виде система Vingtaqs 2 не будет отвечать основным требованиям ТТЗ по функциональности и производительности, связанным с обнаружением, классификацией и распознаванием целей (DRI – Detecting, Reconnaissance, Identification), то есть параметрам основного предназначения системы.

По оценке специалистов МО Норвегии, устранение этих недостатков, особенно необходимость доработки и испытаний конструкции демпферных устройств мачты приводили к задержке поставок БРМ CV90 OPV в окончательной конфигурации почти на четыре года.

В ответ на обвинения руководство концерна Rheinmetall решительно все их отвергло, оспорило расторжение контракта и выставило норвежскому военному ведомству встречный иск с требованием выплаты компенсации на 125 млн. крон (14,6 млн. долл.), начав сбор материалов для подготовки к судебному процессу, назначенному на октябрь 2020 года.

В Rheinmetall жестко заявили, что закупочное агентство МО Норвегии FMA (Forsvarsmateriell) не имело достаточных фактических и юридических оснований для расторжения контракта. Задержка же его реализации в целом вызвана неграмотностью и недостаточной проработанностью спецификаций и требований ТТЗ, отставанием от графика поставок субподрядчиков (Kongsberg и Thales), а также слабым контролем за исполнением их договорных обязательств со стороны заказчика. Таким образом, ответственность за все последствия лежит на самом государстве, включая вынужденное увольнение около 30% персонала Rheinmetall Norway из-за потери компанией рентабельности.

При этом линия защиты строилась на том, что такая ситуация отнюдь не частный случай, а очередное подтверждение сложившейся на протяжении многих лет устойчивой практики в системе военных закупок Норвегии. Якобы, агентство FMA систематически страдает от недостатка средств, ресурсов, требуемой технической компетенции и необходимого опыта в управлении долгосрочными высокотехнологичными и высокорисковыми проектами.


Rheinmetall: "Обычно Норвегия в оборонных закупках сталкивается с такими проблемами, которые легко избегают другие страны".

В подтверждение своей позиции юристы компании начали сбор доказательств, планируя представить в суде детальное описание программ приобретения палубных вертолетов NH90 (задержка программы более чем на 14 лет и продолжает расти), 155-мм самоходных артиллерийских гаубиц Archer (в 2009-2013 годах затрачено 64,9 млн. долл., от закупки отказались, однако из совместной со Швецией программы так и не вышли), корабля комплексного снабжения KNM Maud (задержка поставки более трех лет), а также собственного печального опыта при поставке стационарных вариантов ОЭС Vingtaqs 2 пограничной роте гарнизона "Сёр-Варангер" (так вот куда еще 23 РЛС Squire делись ;). Более того, в ходе интервью СМИ представители Rheinmetall довольно издевательски обратились ко всем компаниям норвежского ВПК, считающим себя пострадавшими от некомпетентных действий агентства FMA, предложив им направлять юристам концерна описания своих случаев с перспективой возможной подачи коллективного иска (представьте себе радость по этому поводу руководства Blue Airspace ;).

Как указывалось выше, судебное разбирательство по этому делу должно было начаться в октябре 2020-го, однако его сначала перенесли на месяц, а незадолго до новой даты стороны заключили тайное мировое соглашение, отказавшись от любых пояснений и комментариев.

Скорее всего, в оборонном ведомстве решили не идти на обострение отношений со своим многолетним доверенным партнером и поставщиком. В настоящее время у Норвегии действуют контракты с различными подразделениями Rheinmetall на поставку 81-мм минометных модулей MWS81 Ragnarok с системами управления огнем VingPos, грузовых автомобилей MAN, турелей/башен NM152/NM165 под новые 12,7-мм пулеметы M2 Browning, а также соглашения об обслуживании поставленных ранее ВВСТ (танковые тренажеры, комплексы выстреливаемых помех MASS корветов (РКА) типа KNM Skjold и др.). С другой стороны, слишком велик был риск репутационных потерь, когда действия и бездействие МО Норвегии начнут разглядывать под мелкоскопом в ходе обещавшего стать резонансным открытого судебного процесса с учетом значительного финансового потенциала крупнейшей компании мирового ВПК и заявленной ее руководством готовности к продолжительным тяжбам.

Если продолжать фантазировать, то МО Норвегии всё-таки настояло на расторжении контракта с Rheinmetall, но могло отказаться от требования дополнительных выплат 76,6 млн. крон (9 млн. долл.) за предстоящие расходы для поиска, проведения конкурса и подготовки к подписанию нового контракта на заменe ОЭС Vingtaqs 2. Скорее всего, эту статью министерству обороны пришлось финансировать из своего бюджета.

Пока суд да дело, еще летом 2018 года закупочное агентство FMA произвело анализ коммерческих предложений на тендер по новой ОЭС для БРМ CV90 OPV, выбрав двух претендентов – Hawkeye VS (Vehicle System) британской компании British Chess Dynamics и SERT (Surveillance Exploration, Reconnaissance and Targeting) испанской Navantia.

23
Hawkeye VS на прототипе БРМ Jackal 4×4 СВ Великобритании (cлева) и SERT на прототипе БРМ VERT 4×4 СВ Испании (справа)

Нужно заметить, что большинство специалистов изначально считали победу испанской компании невероятной. Это связано с предыдущим негативным опытом сотрудничества с нею у МО Норвегии. Так, при строительстве в 2006-2010 годах серии из пяти фрегатов УРО типа KNM Fritjof Nansen на этапе окончательной сборки корпусов в Испании из носовых и кормовых секций руководство Navantia предъявило претензии к качеству работ норвежского субподрядчика, потребовав и добившись увеличения выплат по контракту. После этого в Норвегии затаили обиду и отказались от услуг производителя для поддержки технической эксплуатации кораблей по завершению их гарантийного срока (что аукается им до сих пор).

В дальнейшем при расследовании обстоятельств гибели фрегата KNM Helge Ingstad в 2018-м к компании Navantia выдвигали претензии в ненадлежащем качестве проектирования. Якобы, из-за этого все корабли серии имеют недостаточную непотопляемость. Правда, пойти в суд с такими обвинениями и в тот раз не рискнули.

Между тем, заявленные FMA сроки тендера по ОЭС включали завершение оценки поставщиков и начало переговоров в конце лета 2019 г. с выходом на подписание контракта в первой половине 2020-го. Как и ожидалось, победителем конкурса выбрали компанию British Chess Dynamics. Переговоры с ней прошли в начале лета 2020-го, а 3 июля того же года заключили контракт на сумму 26,6 млн. долл. (норги заявили 228 млн. крон, бриты около 20 млн. ф. стерлингов). Дополнительным фактором в пользу предложения British Chess Dynamics назвали наличие у этой компании филиала в Норвегии, "размещение на котором оборонного заказа позволит поддержать национальную экономику" (это все шаманские камлания – у Navantia местный субподрядчик тоже есть, но им это не помогло).

В соответствии с договором все 21 БРМ CV90 OPV должны быть оснащены системой Hawkeye VS до конца 2022 года.


25
ОЭС Hawkeye VS в варианте с РЛС Blighter А600 на БРМ ISTAR Coyote 6×6 СВ Великобритании

ОЭС Hawkeye VS является совсем новой системой, впервые представленной миру на выставке DSEI 2017 в Лондоне. Она предназначена для обнаружения, классификации, распознавания (DRI), сопровождения, определения точных координат и выдачи целеуказания по целям на удалении до 15-17 км в реальном масштабе времени, круглосуточно и в любых погодных условиях. За счет небольших массогабаритных характеристик и модульной конструкции система может быть относительно легко смонтирована на различных типах транспортных средств, включая машины легкого и сверхлегкого класса, или использоваться автономно.

Области применения:

− обеспечение групп войсковой и специальной разведки для корректировки артогня и наведения авиации;
− удаленное управление БЛА и другими безэкипажными средствами;
− использование в системах борьбы с БЛА;
− охрана государственной границы и периметров объектов.

Основной элемент системы – выносной поворотный блок датчиков на гиростабилизированной платформе, в состав которого могут входить:

− ТВ-камера большой дальности;
− ТВ-камера малой дальности;
− тепловизионная камера;
− лазерный дальномер;
− лазерная указка;
− лазерный целеуказатель (по желанию заказчика);
− РЛС обнаружения наземных целей (по желанию заказчика);
− системный контроллер блока;
− инерциальная навигационная система;
− датчик КРНС GPS;
− приводы наведения по вертикальному углу и азимуту.

Аппаратура управления:

− система автосопровождения целей по электронно-оптическому, инфракрасному изображению и радиолокационным данным;
− системный блок компьютера со съемным жестким диском;
− один или несколько жидкокристаллических сенсорных экранов;
− клавиатура;
− органы ручного управления.

В системе управления внедрены современные технологии обеспечения ситуационной осведомленности, стабилизации изображения, автоматического выделения изображений движущихся целей и их сопровождения, что избавляет от необходимости следить за ними непрерывно. Сенсорные экраны с интуитивно-понятным графическим интерфейсом и джойстик-контроллер игрового типа повышают эффективность действий оператора и снижают рабочую нагрузку на него.

24
Дисплеи и органы ручного управления ОЭС Hawkeye VS

В зависимости от планируемого места установки в комплект поставки входят переносной штатив с кабелем или телескопическая мачта с пневматическим или гидравлическим приводом, выдвигающаяся на высоту 4-6 м.

За счет модульности конструкции семейство ОЭС Hawkeye VS позволяет широко конфигурировать номенклатуру датчиков по желанию заказчика, в зависимости от требуемых массогабаритных, технических и стоимостных характеристик.

В отношении норвежского заказа конкретный состав аппаратуры пока не объявлен. Но при этом в описании запроса на конкурсную заявку указано требование объединения изображений с радиолокационной информацией при отображении обстановки. Можно ожидать, что как и ранее на Vingtaqs 2 в комплект датчиков новой ОЭС для БРМ CV90 OPV войдет одна из доступных на рынке моделей РЛС. Например, на испытаниях прототипов колесных БРМ для СВ Великобритании использовали РЛС Blighter Surveillance Systems серии А600 с АФАР Ku-диапазона (10,7-12,75 ГГц).

Кроме того, представители British Chess Dynamics заявили, что оснастят норвежские БРМ усовершенствованной версией ОЭС Hawkeye VS, датчики которой будут включать тепловизионную камеру четвертого поколения с охлаждаемой матрицей, а также новую ТВ-камеру Piranha LR800 HD, впервые представленную производителем летом 2020 года.

Эта камера обеспечивает:

– высокую четкость изображения при обнаружении целей, их последующую классификацию и распознавание на большой дальности при круглосуточном наблюдении;
– 40-кратное оптическое увеличение в полноцветном режиме и высоком разрешении при дневном свете;
– высокое качество работы при слабом освещении;
– эффективную работу в различных погодно-климатических условиях – диапазон рабочих температур –32°C … +49°C, относительная влажность 95% при +40°C в соленой среде, осадки в виде проливного дождя интенсивностью до 100 мм/час; опционально возможна установка на оптические объективы модулей омывателя и стеклоочистеля.

26
ТВ-камера Piranha LR800 HD

Если попытаться резюмировать, сразу бросается в глаза, что если заявленные причины расторжения контракта реальны, то овчинка вряд ли стоила выделки. Устранение недостатков Vingtaqs 2 приводило к задержке поставок CV90 OPV в окончательной конфигурации "почти на четыре года". При этом положения подписанного с British Chess Dynamics договора предусматривают оснащение системой Hawkeye VS всех 21 БРМ до конца 2022-года, то есть с задержкой на три с половиной года. Сомнительный выигрыш. Да и Covid-19 продолжает лютовать, сея хаос в производстве и цепочках поставок военной продукции. Единичные компании могут похвастаться, что избежали этой участи.

Кроме того, у Hawkeye VS пока не опубликованы настолько же детальные ТТХ, как у Vingtaqs 2. Но те, что известны выглядят не то, чтобы сильно лучше, а как бы даже не хуже. Пока можно сравнить только следующие официально заявленные разработчиками характеристики:

Телескопическая мачта - максимальная высота подъема
Vingtaqs 2 = 3,8-6,0 м
Hawkeye VS = 4 м

ТВ-модуль
Vingtaqs 2: Обнаружение/классификация/распознавание (цель 2,3×2,3 м) = 31 / 23 / 15 км
Hawkeye VS = до 15-17 км

Радиолокационная станция
Vingtaqs 2: Дальность обнаружения (человек/автомобиль/танк/судно/вертолет) = 10 / 15 / 24 / 46 / 15 км
Hawkeye VS = нет

Лазерный дальномер
Vingtaqs 2 = 80-20000 м
Hawkeye VS = до 15 км

Единственное превосходство, да и то, оно будет только с новой камерой Piranha - оптическое увеличение
Vingtaqs 2 = ×25
Hawkeye VS = ×40

Так что не будем торопиться с выводами. Подождем, все тайное когда-нибудь становится явным. В качестве рабочей версии можно пока предположить, что в агентстве FMA отчего-то обиделись на Vinghøg и решили их таким образом проучить. Опять же, компания, успешно продвигавшая свою продукцию, включая зарубежные поставки, могла постепенно задирать ценник, а это никому не нравится.

27

Но одно дело, слишком "зазвездившиеся" земляки, а когда им на помощь пришел "старший брат" из Германии, тут у функционеров из FMA поджилки-то и затряслись. Это вам не несчастная Blue Airspace, тут немецкий Ordnung, затем Sturm und Drang и на закуску God на стороне больших батальонов.

Ну, а в завершение непомерно разросшегося матерьяла совсем небольшой анекдотец. Когда журналисты начали трясти министерство обороны на предмет сокрытия ими факта небоеготовности БРМ, там заявили, что поставка машин в войска произведена по графику, без задержек. На них "просто нет одной из систем, а все остальные отлично работает в полном соответствии с требованиями".

Интересно, что под этим "всем остальным" они имели в виду?



Tags: Vinghøg, cv90, cv90 opv, cv9030n, forsvaret, forsvarets forskningsinstitutt (ffi), nm201, norway, rheinmetall, vingtaqs, Вингтакс, Норвегия, скандалы
Subscribe

Posts from This Journal “скандалы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments