Согласно принятому перспективному плану развития вооруженных сил, к 2025 году в норвежской армии должны появиться новые танки. Рамочная стоимость программы оценивается в 12-15 млрд. крон (1,4-1,7 млрд. долл.). Как и предсказывали инсайдеры, в конкурсе участвуют два претендента – Leopard 2A7 от немецкой KMW (Krauss-Maffei Wegmann) и K2 Black Panther от Hyundai Rotem из Южной Кореи.
В конце марта прошли отраслевые дни Военно-промышленной ассоциации Норвегии FSi (Forsvars- og sikkerhetsindustriens forening), в ходе которых министерство обороны и закупочное агентство FMA (Forsvarsmateriell) представили программу "Проект 9360 – Танковый потенциал армии" (Prosjekt 9360 – Stridsvognkapasitet til Hæren), а KMW и Hyundai Rotem получили по полтора часа в день на презентацию своих кандидатов. Мероприятие было закрытым для прессы, но, насколько понимает весьма информированый журнал Teknisk Ukeblad, будущий график закупки выглядит следующим образом:
Слева – Leopard 2A7V, справа – K2 Black Panther
2021
Не позднее начала июля планируется разослать предварительный запрос на предложения RFP (request for proposal).
До октября оба кандидата должны будут представить свои предложения, включая количественные и стоимостные показатели. Интересно, что указанный срок определяется необходимостью согласования в Стортинге, где до начала осени такие документы не рассматриваются – каникулы же.
Четвертый квартал – …
2022
… – первый квартал – рассмотрение предложений кандидатов, включая результаты фактических тестов.
5-7 недели февраля – проведение зимних испытаний Leopard 2A7 и K2 Black Panther в Норвегии.
Второй квартал – переговоры по условиям контракта, если проект будет следовать первоначальному графику.
Третий квартал – крайний срок представления окончательных предложений победителем тендера.
Декабрь – заключение контракта.
Кроме того, прошедший вебинар FSi стал площадкой для переговоров между поставщиками и потенциальными норвежскими субподрядчиками, которые горят желанием поучаствовать в освоении инвестиций, обещающих немалые дивиденты. Правительство Норвегии находится в постоянном диалоге с властями Германии и Южной Кореи для оценки возможностей военно-технического сотрудничества.
Одним из наиболее очевидных кандидатов на эту роль является уже известная постоянным читателям компания Ritek, которая усиленно стремится позиционировать себя в качестве наилучшего субподрядчика сразу для обоих поставщиков ещё и по танковому контракту.
Реально оценивая свои шансы существенно меньшими, чем у конкурентов из KMW, руководство Hyundai Rotem выдвигает просто царские предложения. Вкратце они сводятся к тому, что в Корее производятся только шасси с моторно-трансмиссионным агрегатом и стволы орудий, а затем их отправляют в Норвегию для окончательной сборки и системной интеграции на производственной линии Ritek в Левангере. При этом в качестве ключевого партнера по сборке башен выступит компания Aker Solutions из Транби – бывшая Thune Eureka / Kvaerner Eureka, хорошо известная по своей прежней военно-промышленной деятельности в 1975-2005 годах.
Наиболее дискуссионным вопросом остается цена. Можно найти кардинально противоположные оценки стоимости K2 Black Panther и Leopard 2A7. Например на норвежских ресурсах приведены такие – около 67,80 млн. крон (7,9 млн. долл.) против 43,38 млн. крон (5,0 млн. долл.), то есть вы можете получить около 15 немецких машин по цене 10 корейцев.
В прошлом материале приводились похожие данные: кореец 8,5 млн. долл., а немец 5,75, - похоже ноги у этих данных из одного места растут, но источник не ясен.
С другой стороны, по официальным заявлениям национальных министерств обороны несколько лет назад закупочные цены на эту технику для своих армий составляли 85 млрд. вон (7,5 млн. долл.) и 13-15 млн. евро (15,6-18,0 млн. долл.) соответственно.
В общем, когда дело доходит до денег, особенно больших денег, туман войны сгущается гораздо сильнее, чем над реальным полем боя.