andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

ССО ВС Норвегии в Сирии (дополнение)

Разглядывая картинки по теме:

Наиболее интересным для обсуждения и информативным с точки зрения деталей выглядит первый снимок из представленного Forsvaret фотосета:

01
Майор Кнут Андреас Флидал с подчиненными на базе Аль-Танф на следующий день после боя с ИГИЛ © Forsvaret

01

1) 7,62-мм пулемет MAG (Mag58). Темы этого норвежского стрелкового оружия здесь как-то уже касались, хотя пока только в комментариях. Но еще не пришло время поговорить отдельно. Дождемся новых подробностей.



2) и 3) Для патрулирования и разведки в ходе проведения наземных операций сейчас принято использовать бронированные колесные ТС класса MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), которые обеспечивают защиту экипажа от стрелкового оружия, противопехотных мин и СВУ. Наиболее современными из них в ВС Норвегии являются легкие бронеавтомобили производства итальянской Iveco Defence Vehicles. Всего для СВ и ОК ССО было закуплено около 170 машин модификаций LAV2, 3 и 4. Начиная с 2008-го, при эксплуатации 40 первых LAV2 в Афганистане выявили целый ряд серьезных проблем, в том числе, связанных с недостаточной противоминной и баллистической защитой экипажа. В частности, открытое расположение верхнего стрелка делало его практически беззащитным перед любыми внешними поражающими факторами.

01

02

Для устранения этого недостатка первоначально решили оснастить все Iveco буквально прорывными на тот момент модулями вооружения типа Protector, позднее ставших модификацией Light. Первые восемь машин Iveco в Афганистане вооружили ими в 2009 г., еще 15 в июне 2010-го.

03 04

При их использовании оператор постоянно находится внутри ТС, полностью защищенный от пуль, осколков и поражающих элементов СВУ, дистанционно управляя вооружением и наблюдением за обстановкой.

05 06

Однако и применение этой новинки оказалось не лишено своих недостатков, прежде всего, связанных с ограниченным обзором из машины, который обеспечивается через небольшой экран посредством поворота всего ДУМВ, оснащенного камерами внешнего обзора с относительно небольшими углами зрения. А в условиях постоянного дефицита финансирования другой существенной проблемой такого решения оказалась высокая стоимость программы оснащения модулями Protector всех машин типа Iveco.

В этой связи в МО Норвегии приняли решение пересмотреть проект. Согласно внесенным в него изменениям, спланировали оснастить ДУМВ только 85 машин, а вторую их половину – новыми обитаемыми бронированными башнями. Кроме финансовой экономии и улучшенного обзора, использование такого варианта давало и ряд дополнительных преимуществ.

1) Как и ранее, стрелок находится в верхнем люке, но при этом башня обеспечивает его баллистическую защиту, не ограничивая зону видимости.

2) Башня дает одному из членов экипажа возможность напрямую взаимодействовать с наземными подразделениями жестами, сигналами и голосом, не покидая при этом ТС. В этой связи считается, что оснащенные башнями машины более эффективны при патрулировании в населенных пунктах, где особенно часто важен прямой визуальный контакт с местным населением.

07

3) Довольно значительные внутренние объемы башни позволяют разместить в ней часть возимого боезапаса для группового вооружения патруля. С целью минимизации потерь от детонации при пожаре и/или подрыве, концепция MRAP компании Iveco предусматривает хранение и перевозку боезапаса вне бронированной капсулы автомобиля – в заднем грузовом отсеке, изолированном от кабины бронеперегородкой. Там же располагаются и топливные баки. Для доступа в этот отсек при пополнении боекомплекта экипажу необходимо покидать ТС, что может быть связано с определенными трудностями в условиях ведения плотного огневого боя.

4) Верхнее расположение стрелка освобождает часть внутреннего пространства в кабине. По многочисленным отзывам личного состава, его явно недостаточно при рассадке на креслах заднего ряда всех трех членов экипажа патруля в полной боевой экипировке.

Поэтому в январе 2010 г. МО Норвегии выдало заказ компании Vinghøg на разработку и производство 85 комплектов бронированных башен, с планируемым завершением всех поставок до конца 2011 года и первоочередным оснащением новой системой подразделений МССБ ISAF в Афганистане.

Наиболее простое решение – взять уже готовую башню NM165 - не подходило из-за её слишком больших массогабаритных характеристик.

Тем не менее, подсуетившись, уже летом 2010-го компания Vinghøg передала прототип более легкой башни войскам для испытаний. Но дальше Рены он тогда не уехал.

08 09

По итогам тестов инженеры Vinghøg получили задание доработку системы, при этом сам проект сразу приостановили на неопределенный срок.

Дело в том, что грузоподъемности Iveco LAV2 около 800 кг оказалось явно недостаточно при полной массе башни 300 кг, с учетом еще и веса пяти членов экипажа, а также всех необходимых им в патруле вооружений и запасов. Дополнительная конструкция на крыше критически снижала динамику и маневренность машины, резко увеличивая износ ходовой части. А резервы для снижения массы башни практически отсутствовали, так как она изначально рассчитывалась на баллистическую защиту только от пуль калибра 7,62 мм.

В результате этого реализация программы продолжилась только в 2013 году, после принятия на вооружение и начала поставок в войска модификации Iveco LAV3 с увеличенной грузоподъемностью. К сентябрю того же года башнями оборудовали первые 16 бронеавтомобилей из состава норвежского контингента в афганском Мазари-Шарифе.

10

Сами военные тогда недовольно ворчали, дескать, не прошло и 10 лет, как они получили столь необходимую им опцию, которой союзники и партнеры обзавелись давным-давно.

11 12
Слева – финский бронеавтомобиль RG-32M 4×4 класса MRAP производства южноафриканской ОМС (BAE) с башней MR550 Ring Mount австралийской компании Platt, справа – американский Humvee (HMMWV) в особом представлении не нуждается

Конструктивно новая башня представляет собой вращающуюся платформу с комплектом баллистической защиты для стрелка. Вращение по горизонту обеспечивается электроприводом с питанием от бортовой сети. Управление вооружением стрелок осуществляет вручную.

17

Задняя и боковые стенки башни рассчитаны на баллистическую защиту от стрелкового оружия калибром до 7,62 мм. Спереди защищенность обеспечивает бронещиток, жестко соединенный с вооружением.

13 14

• высота автомобиля с башней – 3,14 м
• масса min (без вооружения) – 117,5 кг
• масса max (пулемет 12,7 мм, патроны, личное оружие) – 300 кг
• сектора стрельбы, град:
по горизонту –25 … +25
по вертикали –15 … +50 (до 70)
• скорость поворота башни (электропривод) – 360/8 град./сек
• скорость подъема вооружения (вручную) – 7-10 сек.

15 16

Башня совместима с различными видами и типами вооружения. При этом 5,56 мм пулемет FN Minimi, 7,62-мм MAG (Mag58) и MG3 крепятся на шкворне:

18

Крупнокалиберный 12,7-мм пулемет М2 и 40-мм автоматическиq гранатомет HK GMG устанавливаются на комбинированном держателе. Напомним, что в Норвегии АГС вооружены только подразделения ССО FSK и MJK. Так что, если увидите – это всегда спецназ.

19

Кроме того, в башне можно хранить сменные стволы пулеметов различных калибров.

20
Слева – крепление пеналов 12,7-мм стволов; справа – короб для стволов пулеметов типа MG3, Mag58 и Minimi

Также башня существенно улучшает эргономику ведения стрельбы – снижает отдачу, обеспечивает удобство хвата и поддержку плеча, упрощает экстракцию стреляных гильз и замену стволов.

Защитный тент является важным элементом конструкции башни при ведении действий в условиях жаркого климата. Изготовленный сплошным в своей верхней части, по сторонам и сзади ткань его прорезана крупной частой перфорарацией, обеспечивающей достаточную транспарентность. Такой вариант позволяет одновременно и предохранять стрелка от прямых солнечных лучей, и поддерживать вентиляцию, не создавая при этом излишней парусности от набегающего потока воздуха в движении. Перфорация не препятствует ведению кругового наблюдения из башни, а также скрывает силуэт стрелка, максимально затрудняя противнику точное прицеливание по его фигуре.

Поставки башен продолжались с сентября 2013 года и завершились в середине 2014-го, после выпуска всего пятидесяти штук. Изготовление оставшихся 35 заказанных на предприятии компании Vinghøg было приостановлено как минимум до 2016-го. По официальной версии министерства обороны – вплоть до замены остававшихся на вооружении бронеавтомобилей Iveco модификации LAV2 с недостаточной грузоподъемностью.

В январе 2013 года итальянская компания Iveco Defense Vehicle и МО Норвегии заключили договор на поставку 62 бронеавтомобилей новой модификации LAV4, которые должны заменить в войсках все LAV2. Грузоподъемность LAV4 достигает 1500 кг, что почти в два раза выше, чем у первых моделей. Поставки в Норвегию машин LAV4 с завода компании в Больцано (Bolzano) начались в январе 2015-го и завершились к концу года. В дальнейшем в рамках основного договора также началась модернизация до уровня четвертой модификации большей части автомобилей LAV3.

С учетом всего этого при обсуждении проекта нового военного бюджета на 2016 ф.г. поднимали вопрос о завершения поставок оставшихся 35 бронированных башен. Однако это предложение вновь не нашло поддержки. Формально, отказ мотивировался значительным сокращением военного присутствия Норвегии в Афганистане – в связи с выводом основного контингента войск НАТО и их партнеров из этой страны.

В дальнейшем на фото-видео при повседневной деятельности, в ходе учений на территории Норвегии и в загранкомандировках в Ирак Iveco ни разу не появлялись с новыми башнями. Возможно, такое решение объяснялось необходимостью сбережения ресурса материальной части, так как башни создают излишнюю нагрузку на ходовую часть бронеавтомобилей. Плюс к этому необходимо постоянно поддерживать навыки вождения машин с башнями, так как их установка существенно влияет на центровку, динамику движения и проходимость транспортных средств.

И вот теперь впервые мы видим, что ССО все это не касается – в Аль-Танфе у них была как минимум одна Iveco с башней.



4) С этой машиной постоянные читатели блога уже встречались на танковом фестивале Panserfest в Трандуме – транспортер Scania с "пятым колесом" и открытой платформой. На всякий пожарный случай на крыше еще и 12,7-мм пулемет установлен – место беспокойное, штука полезная, лишней не будет.

21

Появление этой машины не случайно. Еще в Афгане отработали перевозку на грузовой платформе бронеавтомобилей в район патрулирования, чтобы беречь их моторесурс. На снимках ниже как раз так и везут Iveco, что характерно, с теми самыми с башнями:

22

23

Наверное, именно так и перебрасывали норвежские Iveco в Аль-Танф с передовой базы где-то в Иордании.



2) и 4) Вся техника утыкана антеннами станций подавления радиоканалов управления фугасов и СВУ. Но о них мы подробнее поговорим как-нибудь в другой раз.



В принципе, на первый взгляд всё. Может быть любители и знатоки снаряги и тактических обвесов найдут что-то еще, но тут я им не помощник.

Напоследок вопрос к залу: Что за миноискатель у норвежского спецназовца на нижнем фото? Вообще первый раз у норгов такую технику вижу.

05
Норвежский солдат ищет взрывчатку, оставленную ИГИЛ © Forsvaret



Tags: forsvaret, forsvarets spesialkommando (fsk), iveco, norway, scania, Норвегия, Сирия, силы специальных операций
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal