andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Заслуженный ветеран: Centurion BARV FV4018 02ZR77

Ковыряясь со второй частью Учений в Северной Норвегии времен Холодной войны наткнулся на пост 2015 года коллеги 477768 На мирной службе:
Береговая ремонтно-эвакуационная машина Centurion BARV FV4018 во время обследования норвежских фьордов в ходе подготовки к высадке учебного десанта; конец 70-х гг.

02

01

Ну, служба-то мирная весьма условно... В общем, дело было в Harstad, где-то здесь

03

Признаю, на заднем плане совпадение линии вершин не идеальное, но точнее привязаться не удалось – гугл-мобиль ездит не везде. Да и дата события слишком размытая – просто "конец 70-х гг.", так что слишком упорно копать глубже особого смысла пока нет.

Что же до возникшей шесть лет назад проблемы идентификации национальной принадлежности техники, то ответ лежал на поверхности, но с другой стороны. Не нужно было рассматривать форму на бойце – на обоих фото отлично виден номер 02ZR77, а эта машина оказалась очень известной. В коллекции AeroVenture Falklands War Collection в Донкастере хранятся несколько Centurion BARV, из которых 02ZR77 представляет особый интерес.

Изначально он был одним из первых оригинальных танков Centurion, построенным где-то между 1944 и 1946 годами, практически сразу после того, как первые "пляжные" БРЭМ BARV (Beach Armoured Recovery Vehicle) на базе средних танков M4 Sherman получили боевое крещение на пляжах в Нормандии.

Centurion честно прослужил танком более десяти лет, пока в середине-конце 1950-х не признали проблемы с недостаточной энерговооруженностью Sherman BARV для буксировки поступающих на вооружение новых, более тяжелых десантных плавсредств и машин. Работа над заменой началась в 1956-1957 годах, и совершенно логично выбор англичанами базы для перспективного BARV выпал на основной танк британской армии FV4200 Centurion.

Конверсия включала демонтаж башни, установку высокой легкобронированной водонепроницаемой надстройки, смотровой башенки для мехвода, буксирного и толкающего устройств, решетчатых надгусеничных полок, лееров ограждения и т.п.

04 05

Конверсия 13-го FV4200 в FV4018 на заводе ROF Barnbow Leeds:

06 07

08 09

10

11

Судя по пустынной окраске и максимально облегченной форме одежды, три из показанных ниже фото 02ZR77 явно откуда-то из теплых южных краев.

12 13

14 15

А если судить по окраске, расположению навесного оборудования, а особенно прическе командира машины, то четвертый снимок из тех же времени и мест, что и два самых верхних – Норвегия, 1970-е.

01

Спустя несколько лет, в 1982-м 02ZR77 стал одним из двух BARV, которые от 17 Port Regiment Royal Corps of Transport участвовали в операции Sutton по высадке десанта в Сан-Карлосе на Фолклендских (Мальвинских) островах. При этом один Centurion BARV с ДВКД HMS Fearless поддерживал высадку на "Синем" пляже (Blue Beach), а другой на "Красном" (Red Beach) c борта HMS Intrepid, систершипа "Бесстрашного".

16 17

18 19

В ходе десанта один Cent BARV надорвался и поломал трансмиссию. Судя по доступным фото-видео, скорее всего, это могло произойти с тем, что возился в грязи на нижней паре снимков, где обеспечивала высадку Amphibious Beach Unit с ДВКД HMS Fearless на "Синем" пляже.

20 21

Поскольку окончательные результаты десантной операции в то время еще были не вполне очевидны, вышедший из строя BARV оттащили на глубину и утопили, чтобы не достался противнику, ежели чего. Но после победы машину подняли водолазы и вернули на корабль. Не ясно, где-какой BARV был тогда, но если это случилось с 02ZR77, то для него все закончилось более чем благополучно. В дальнейшем он оставался на действительной службе и принял участие сначала в первой войне в Персидском заливе…

22

…а завершающим штрихом карьеры в 2003 году стал второй конфликт – участие в операции Shock and Awe/Operation Iraqi Freedom, где он обеспечивал действия Royal Marines с нового тогда десантного вертолетоносца HMS Ocean. Именно там 02ZR77 получил оригинальный камуфляж, которым до сих пор щеголяет, теперь уже в музее.

23 24

Срочная потребность в BARV на Ближневосточном ТВД сдвинула окончательное списание 02ZR77 аж на 2005 год. Таким образом, этот Centurion BARV FV 4018 не только был последним "Центурионом" англичан, но после 56 лет в строю прослужил ВС Великобритании дольше любой другой бронемашины.

Между тем, именно с 2003 году началась замена Centurion BARV новыми Hippo Beach (BRV) на шасси ОБТ Leopard 1.

Но это уже совсем другая история.

25

Два поколения "пляжных" БРЭМ на одном снимке. Слева – Hippo BRV, справа – Centurion BARV FV4018 (жаль, что не 02ZR77)



Tags: centurion, norway, royal marine, united kingdom, Аргентина, Великобритания, Норвегия, Персидский залив
Subscribe

Posts from This Journal “Аргентина” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “Аргентина” Tag