andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Шведские мостоукладчики: Начало

При подготовке материала "Через преграды: Мостовые средства шведской армии" (часть 1, часть 2) осталась куча "запчастей", которые никак не влезали в основную тему либо по объему, либо по логике построения статьи. Тем не менее, они представляют определенный интерес. Вот, например, небольшой приквел к рассказу о трех шведских мостоукладчиках.

01
Мостоукладчики Brobandvagn шведской армии – слева-направо: Brobv 941, Brobv 971, Brobv 120


Уже во время Второй мировой войны, когда в Швеции организовали первые бронетанковые бригады, возникла необходимость строить мосты через глубокие рвы и небольшие водоемы в тех районах, где действовали танковые части с машинами массой от 10 до 22 тонн. Это привело к проведению в 1944 году войскового эксперимента с "мостами для канав" (dikesbroar) – балочными мостами длиной 4 м, которые были заранее собраны, а затем их наводили над препятствием с помощью лебедки, установленной на бронемашине. В частности, в качестве мостоукладчика пытались использовать минимально модифицированные штатные танки Strv m/42.

02 03
Танк Strv m/42 в роли мостоукладчика

Но, несмотря на реальную потребность и многообещающие результаты, окончание войны неизбежно означало прекращение закупок "избыточных" техники и оборудования.

В следующий раз вопрос о мостоукладчиках встал ребром в 1950-х. Начавшаяся модернизация бронетанкового парка снова потребовала повышения мобильности на поле боя для все более тяжелых машин. Теперь уже без проблем можно было использовать гусеничное шасси от стремительно устаревающих Strv m/42 для оснащения их более совершенным мостовым оборудованием. Но даже убедительные итоги испытаний не обеспечили выделения необходимых средств на приобретение мостовых комплектов.

Тем не менее эксперименты продолжались в течение нескольких лет, и к началу 1960-х большая часть потребного оборудования для укладки мостов была полностью разработана и испытана, используя шасси БРЭМ Bärgningsbandvagn 81 (Bgbv 81) на базе ОБТ Strv 81 (Centurion Mk III).

04
БРЭМ Bgbv 81B (слева) и Bgbv 81C (справа)

С учетом этого неплохие результаты обещало использование в качестве носителей мостовых комплектов штатных ОБТ Strv 101/102 (Centurion Mk.5) с внесением минимальных изменений в их конструкцию. Но оказалось, что отвлечение линейных танков с решения приоритетных задач на второстепенные сильно снижает боеспособность танковых подразделений в целом.

Давняя проблема обрела новую надежду на решение к середине 1960-х годов, когда приняли решение разработать по одному прототипу для БРЭМ Bärgningsbandvagn 82 (Bgbv 82) и мостоукладчика Brobandvagn 941 (Brobv 941). В июле 1966 года техзадание передали компании Hägglund & Söner AB в Эрншельдсвике. Обе машины должны получили единое шасси, разработанное на базе конструкции нового на тот период БТР Pbv 302 – расширенное, удлиненное и с усиленными опорными катками.

05
Cлева-направо: мостоукладчик Brobv 941, БРЭМ Bgbv 82, БТР Pbv 302

К концу 1968 года был готов первый прототип заказанных машин, которым стал именно мостоукладчик. В апреле 1970 года разместили заказ на производство 17 Brobv 941, хотя заводские и войсковые испытания прототипа начались чуть больше года назад. В связи с выявленными при этом проблемами фактически серийное производство Brobv 941 началось только в конце 1972 года, когда уже завершились поставки войскам БРЭМ Bgbv 82. Но при этом единое шасси позволило сразу набрать хороший темп, и все Brobv 941 передали заказчику до конца 1973 года.

01

Мостоукладчик Brobv 941 предназначался для транспортировки, укладки, демонтажа и эвакуации быстросборного моста Krigsbro 4 в варианте с 8 балками длиной 15,2 метров и грузоподъемностью до 50 тонн.

Но об этом и о будущих наследниках Brobv 941 вы можете прочитать в основном материале (Krigsbro 4, Brobv 941, Brobv 971, Brobv 120).



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: Försvarsmakten, sweden, Швеция, мостоукладчики
Subscribe

Posts from This Journal “мостоукладчики” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments