andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Category:

Через преграды: Мостовые средства шведской армии (часть 3)

Окончание, начало см. здесь, 2-я часть здесь

Как водится, внезапно © нарисовалась еще одна часть материала, и совсем не маленькая. Хотя новинок среди штатных мостовых средств на вооружении шведской армии оказалась всего парочка, но бонусом к ним будет "многабукафф" в развитие темы.

01
Мосты Personbro 1 и Krigsbro 51.8M


Personbro 1 (PB 1)

Легкий "штурмовой" пешеходный мост PB 1 предназначен только для переправы личного состава и не классифицирован по стандартам MLC (NATO Military Load Capacity). По его характеристикам информации совсем немного. Длина до 44 метров, сборка и наведение производится вручную. Как можно судить по доступным фото-видео, мост PB 1 изготовлен из стали, принят на вооружение в начале 2010-х, а на вооружение пехотных частей поступает с их середины.

02 03
Пешеходный мост Personbro 1 в варианте максимальной длины

Вверху справа – специалисты компании TK (TeknikKompetens i Sverige AB в сентябре 2018 года обеспечивают проведение курса эксплуатации Personbro 1 на базе Технической школы вооруженных сил FMTS (Försvarsmaktens tekniska skola).

Внизу – сентябрь 2013-го: Отработка в ППД Экшё наведения пешеходного моста PB 1 специалистами Учебного отдела Школы полевых работ 2-го (гэтского) инженерного полка (Utbildningsavdelningen, Fältarbetsskolan, Göta ingenjörregemente – Ing 2, Eksjö):

04 05

06 07

Далее – апрель 2018 года, район Гётеборга: Под руководством специалистов Школы полевых работ [2-го (гэтского)] инженерного полка персонал штаба 2-й бригады лично осваивает использование Personbro 1 перед передачей его на вооружение соединению.

08

09 10

11 12

Видео на Facebook – апрель 2021 года: Личный состав 7-го (южносконского) танкового полка (Södra skånska regementet – P 7) на учении "батальон в наступлении" отрабатывает наведение Personbro 02 [так в первоисточнике].

13 14

15 16

27 28

17 18



Krigsbro 51.8 M (KBRO 51.8M)

В отличие от всех остальных ныне стоящих на вооружении шведской армии "развертываемых" (временных) мостов, KBRO 51.8M считается единственным "логистическим", то есть рассчитанным на более-менее длительное использование для регулярных транспортных перевозок (см. ниже).

19 20
"Логистический" мост Krigsbro 51.8 (MKBRO 51.8M)

Как видно из использования необычной аббревиатуры, это средство не совсем штатное. Мост закуплен агентством FMV в единственном экземпляре, но не передан на вооружение строевым подразделениям. Krigsbro 51.8M числится за Школой полевых работ 2-го (гэтского) инженерного полка Ing 2 в Экшё, где используется в учебных целях для поддержания компетенций персонала перед возможным приобретением таких систем в будущем. Конечно, при необходимости KBRO 51.8M может использоваться по прямому предназначению, то есть он относится к разряду так называемого специального военного имущества типа "S" (S-mtrl – Särskild materiel шв., специальный материал), которое не является штатным вооружением, но разрешено к применению.

Как можно догадаться по цифровому индексу в названии, мост KBRO 51.8M имеет пролет максимальной длины 51,8 метра. Он рассчитан на грузоподъемность MLC 70 (примерно 64 метрических тонны), а значит обеспечивает проезд самой тяжелой техники СВ Швеции – гусеничных машин на шасси ОБТ Leopard 2.

Полный комплект моста состоит из 13 четырехметровых стальных секций, монтируемых на сборочной площадке перед переправой. Норматив развертывания системы составляет 12 часов. В отличие от ветеранов BB 2 и KB 4, полностью собираемых вручную, наведение нового моста в значительной степени механизировано с обязательным привлечением машин взвода инженерно-строительной техники.

21
Наведение моста KBRO 51.8M студентами школы полевых работ – один из вопросов учебного курса ферменных конструкций (fackverk och förbindelser kursen) © Officerstidningen nr.6, 2019

Видео сборки (рекомендованная скорость просмотра 2,0):



Что же касается конструкции моста KBRO 51.8M, то внимательный зритель должен был сразу заметить его поразительное сходство с хорошо известными постоянным читателям блога системами Bailey Bridge/Balkbromateriel 2 (BB 2).

Немудрено, ведь под национальным шведским обозначением Krigsbro 51.8 M скрывается мостовая система MMB (Mabey Military Bridge), которая разработана британской компанией Mabey Bridge Ltd., являющейся наследницей интеллектуальной собственности фирмы сэра Бейли. Инженеры из Mabey в 1980-х поставили перед собой задачу разработать современную версию Super Bailey Bridge, используя более качественную сталь и внедрив целый ряд современных технических решений, включая механизацию сборки. С учетом широкого распространения оригинальной системы по всему миру, они надеялись заинтересовать массу потенциальных заказчиков. Вынужденные постепенно списывать выработавшие все мыслимые сроки эксплуатации Bailey Bridge, пользователи желали "чего-то такого же, но посовременней". Привычка – вторая натура.

И шведы здесь не стали исключением.

Первым результатом трудов британцев стала модель Mabey Compact 100 Bridging System. Как и у Bailey Bridge, отдельные секции имели длину 3 метра, а значит полный комплект системы из 13 таких "деталек" обеспечивал максимальную длину 39 метров. Как и у оригинала были доступны варианты сборки 2×1 и 2×2. При этом новые материалы и конструкторские решения позволили полностью отказаться от слишком сложной конфигурации 2×3, а основной стала 2×1 за счет значительно возросшей грузоподъемности.

В ходе дальнейшей модернизации секции увеличили до 4 метров, а максимальная длина моста соответственно возросла до 52 метров. Этот вариант получил обозначение Mabey Compact 200 Bridging System, а заказчики по всему миру раскупали новинку, как горячие пирожки. Список пользователей внушаить.

В Швеции новинкой сперва заинтересовались не военные, а гражданские мостостроители из Шведской дорожной администрации (Trafikverkets förmåga). Полученные ими во время оно от вооруженных сил Bailey Bridge из дешевой стали времен Второй мировой войны изрядно поизносились от активной эксплуатации, вынуждая постоянно снижать допустимую нагрузку и постепенно списывать наличные комплекты в утиль. Поэтому они несколькими партиями закупили себе Mabey Bridge сначала модели Compact 100, потом Compact 200, от которых остались в полном восторге.

Увидев такое дело военные в середине 1990-х попросили у них в аренду один Mabey Compact 200 и в течение нескольких лет активно испытывали на базе 3-го инженерного (буденского) полка (Bodens ingenjörregemente – Ing 3). По итогам опытной эксплуатации подготовили технико-экономическое обоснование на закупку доработанного по требованиям шведской армии варианта, долгое время просуществовавшего под предварительным названием "универсальный военный мост" Universell krigsbro/Universal Military Bridge, но затем его изменили на MMB (Mabey Military Bridge).

Предсерийный образец испытывали еще несколько лет под руководством агентства материально-технического снабжения ВС Швеции FMV (Försvarets materielverk), планируя в дальнейшем замену всех оставшихся BB 2, которые осторожно продолжали эксплуатировать еще в 2004-м…

А потом всё как обычно.

Цитата: в середине 2000-х все полетело в тартарары – реорганизации, оптимизации и расформирование частей, сокращения военных бюджетов. В результате всего этого…

…все BB 2 списали без замены, а новый мост так и остался в единственном экземпляре, всё-таки принятый на баланс, но не на вооружение, отсюда и не совсем обычное название.

В заключение можно попытаться оценить время закупки KBRO 51.8M – примерно 2000-2001 годы, поскольку в 2011 году мост прошел ремонт и продление срока эксплуатации на период до 2020 года. Стоимость гражданского варианта системы Mabey Compact 200 на международном рынке составляет около 800-1000 долларов за один сегмент. Но, разумеется, военным такое удовольствие, да еще по уникальному проекту обошлось в несколько раз дороже - к гадалке не ходи.



Оснащенность мостовыми системами инженерных войск

Интересен критический разбор шведским специалистом оснащенности своей армии мостовыми системами, с учетом национальных потребностей, участия в международных миротворческих операциях и в формировании Боевой тактической группы северных стран NBG (Nordic Battle Group) сил быстрого реагирования ЕС – соединения, способного действовать в радиусе 6000 км от Брюсселя.

Хоть диссертация "Слишком мало мостов" и относится к 2012 году, но большинство оценок актуальны до сих пор, а изменения упомянуты в самом конце.



01

…Специалисты 2-го инженерного полка Ing 2 в 2010 году провели исследование потребной пропускной способности мостовых систем (МС) вооруженных сил на основе опыта проведения тренировок и полевых учений как на севере, так и на юге Швеции. При этом учитывались только потребности национальной обороны, не принимая во внимание возможности участия в международных операциях.

Согласно выводам исследования, с учетом ФГУ Швеции бригаде нужны два постоянно действующих дорожных соединения (förbindelser bakåt) для поддержки и логистики. Каждому батальону необходимо хотя бы одно такое соединение с бригадой. Каждое из них должно иметь класс несущей способности не менее MLC 70 для ОБТ Strv 122. Кроме того, указаны требования к длине МС, а также временные нормативы строительства и эксплуатации.

22

В документе также упомянут тот факт, что на уровне дивизии и выше именно дорожно-строительный батальон (förbindelsebataljon) должен отвечать за восстановление разрушенной транспортной инфраструктуры и использование специального имущества "S", накопленного в мирное время. Поскольку в нынешней армейской организации отсутствуют как дорожно-строительные батальоны, так и соединения уровня дивизии, это означает, что все возможности для форсирования водных преград нужно искать на уровне бригады.

С учетом требования готовности к ведению конфликтов высокой интенсивности, Швеции нужны МС с высокой несущей способностью, обеспечивая переправу всех типов военной техники. Также необходимы мосты как у линии боевого соприкосновения, так и в тыловой зоне.

4.4 Ресурсы

Ресурсы – те особые единицы, которые используются для реализации операционных возможностей. В данном случае ресурсами являются мостовые системы.

Чтобы можно было сделать выводы относительно потребности армейских подразделений в МС, в этой главе будут описаны их доступные ресурсы, классификация и то, как они используются в структуре национальных вооруженных сил.

4.4.1 Рамочные эксплуатационные условия для использования мостовых систем

Как указывалось выше, Швеция богата водоемами, и все транспортные направления внутри страны пересекают ряд основных из них. Даже при действующей шведской ПВО потенциальный противник может воздействовать на все существующие мосты через одну или несколько водных преград, выводя их из строя. Это означает, что в условиях высокой степени военной угрозы должна существовать возможность наведения вооруженными силами боевых мостов для их замены как для решения своих задач, так и для поддержки функционирования гражданского общества. Аналогично вооруженные силы должны иметь доступ к строительству временных мостов Шведской транспортной администрации. В этом случае вооруженные силы должны в любое время года и в условиях высокой степени военной угрозы собрать свои оперативные группировки в любой географической зоне Швеции, включая готовность перемещения в этот район МС. Также для обеспечения тактической мобильности в зоне боевых действий подразделения должны быть поддержаны мостоукладчиками.

Как же тогда выглядят нынешние МС, какие возможности связаны с описанными целями и задачами, и какие из них нужны на сухопутном фронте?

4.4.2 Описание мостовых систем

Два основных ограничения с точки зрения МС: во-первых, перевозить их должны стандартные грузовики, что предъявляет жесткие требования в отношении проходимости, нагрузки на ось и дорожного просвета для таких транспортных средств. Второе, что необходимо учитывать для МС – необходимость переправы танков Strv 122, что в свою очередь устанавливает жесткие требования относительно ширины проезжей части и класса несущей способности MLC.

В соответствии с современными взглядами, мостовые системы ВС Швеции делятся на пять основных классов:

Логистический мост (Logistikbro) предназначен для переправы тяжелых грузов и, в основном, используется в тыловой зоне боевых действий. Транспортный класс должен соответствовать несущей способности MLC 80 и может использоваться для переправы как военных, так и гражданских транспортных средств. Должна быть предусмотрена возможность эксплуатации моста без обслуживающего персонала, что требует организации его охраны. Время строительства может быть достаточно большим (до нескольких суток), а уровень прочности для защиты от боевого воздействия может быть небольшим.
По всей Швеции существуют потребность в логистических мостах, которые могли бы снабжать передовые подразделения припасами и облегчили жизнь мирным жителям в зоне боевых действий. Должна быть предусмотрена возможность строительства логистических мостов вместо разрушенных гражданских мостов, а автомобильное движение должно быть возможным по гражданским стандартам.

Мост поддержки (Understödsbro) предназначен в первую очередь для обеспечения тактической мобильности в тыловой зоне. Мост можно использовать для перегруппировки или переброски войск в пределах зоны ответственности соединений. Мост поддержки обслуживается специальными подразделениями, которые обеспечивают и его охрану, и управление движением техники. Нормативы наведения таких МС средние, что означает завершение строительства в течение нескольких часов. Требование к уровню защиты от боевого воздействия может считаться более высоким, чем у логистических мостов, и включает требования к устойчивости от разрушения в той или иной форме.
В этом классе обычно разделяют два подкласса мостов с плавучими и стационарными опорами. Плавучие МС могут использоваться как для переправы через водную преграду, так и для замены разрушенной транспортной инфраструктуры. Стационарные МС имеют меньшую длину, но обеспечивают преодоление сухих препятствий, таких как овраги или участки поверхности с низкой несущей способностью.

[Тяжелый] штурмовой мост (Anfallsbro), также обозначается терминами тактический мост (taktisk bro) и мост для боевой техники (stridsteknisk bro). Основным предназначением штурмового моста является применение вблизи зоны активных военных действий и непосредственно на линии боевого соприкосновения. Требуется, чтобы такая МС могла входить в состав маневренных подразделений, решающих боевые задачи. Это предъявляет жесткие требования как к проходимости на местности, так и к уровню защиты от разрушения. В первую очередь такие МС предназначены для переправы боевой техники подразделений, включая танки. Требования к времени наведения очень жесткие и не превышают нескольких минут.

Авиатранспортабельный мост (Flygtransportabel bro) – в принципе, к такому мосту предъявляются те же требования, что и к мосту поддержки (Understödsbro), но он должен иметь возможность перевозки самолетами транспортной авиации. Что касается таких МС, то на национальном уровне потребность в них относительно невелика. В первую очередь они нужны частям высокой готовности и контингентам, участвующим в иностранных операциях. Несущая способность моста должна соответствовать наибольшей массе штатной техники подразделений, входящих в их состав.

Полевой мост (Fältbro) следует рассматривать как искусство возможного. Данный класс не предусматривает обязательную постройку мостов с нуля, но больше рассматривается как возможность ремонта или увеличения несущей способности существующей инфраструктуры. Конструкция каждого полевого моста уникальна и не может соответствовать конкретным требованиям, но полностью зависит от спроса. На полевые мосты идут строительные материалы, доступные саперам на месте, непосредственно в районе действий войск. Срок строительства может варьироваться от нескольких часов (для простого ремонта разрушенных мостов) до нескольких суток.

4.4.2.1 Доступность

Какая же тогда есть доступность мостовых систем в текущей боевой организации Insatsorganisation 14? Следуем описанной выше классификации:

23

Что касается логистических мостов, то кроме учебного Krigsbro 51.8М вне вооруженных сил возможен доступ к временным МС, которые можно классифицировать как логистические. Эти системы принадлежат Шведской транспортной администрации, но в настоящее время у них нет соглашения о сотрудничестве с вооруженными силами.

В дополнение к отсутствию штатных МС, существуют и другие проблемы, которые включают сокращение двух из трех инженерных полков в ходе реорганизации армейской структуры, устойчивый некомплект личного состава с переходом на контрактное комплектование, а также постоянное отвлечение саперов в ходе полевых работ от мостостроения на разминирование и борьбу с СВУ. Мостовым системам в течение нескольких лет уделяли мало внимания. МС, которые имеют жизненно важное значение для мобильности наземных подразделений всех уровней, передавали на хранение и больше не использовали. В результате они имеют неопределенный статус как с точки зрения технического состояния, исчерпания ресурса, так и понимания о тактическом использовании.

4.4.3 Выводы по ресурсам

Таким образом, из всех классов МС в текущей организационно-штатной структуре шведской армии наиболее доступны только мосты поддержки. В определенной степени дефицит некоторых МС может быть восполнен из внешних ресурсов Шведской транспортной администрации или за счет строительства в сотрудничестве с ней. Но в районах военных действий все мосты должны наводить вооруженные силы, а у них на тактическом уровне нет соответствующих ресурсов. Это влияет на способность наземных сил иметь более высокую мобильность, чем у противника. Те немногие системы, которые находятся на вооружении, имеют тенденцию становиться приоритетными целями для противника

Текущая доступность МС может быть суммирована следующим образом:

24

Анализ показывает, что существует дефицит доступности практически во всех классах МС, во всех опасных средах и во всей операционных зонах.

6.3 Предложения

Чтобы вас не оставили не на том берегу водной преграды, мы предлагаем следующие решения:

Шведская транспортная администрация и вооруженные силы должны сотрудничать в обучении военнослужащих строительству логистических мостов, которые могут принадлежать Шведской транспортной администрации и храниться у нее.

Чтобы восстановить мобильность наземных сил и возможности поддерживающих их инженерных подразделений в краткосрочной перспективе необходимо поддерживать эксплуатацию штатных наличных мостов поддержки в период после 2015 года.

Необходимо как можно скорее взять в аренду современный образец штурмового моста, чтобы начать испытания и подготовиться к приобретению. При закупках следует уделять особое внимание тому, какие системы мостов находятся на вооружении или планируются к закупке другими странами Северной Европы для достижения синергетического эффекта в обучении и образовании.

В долгосрочной перспективе необходимо закупить новые мосты поддержки, что относится как к плавучим мостам, так и к стационарным системам.

Первоочередные шаги:
Сотрудничество вооруженных сил со Шведской транспортной администрацией
Эксплуатация KB 5 до 2025 года, а DB 200 до 2015-го, а после этого ремонт и модернизация или приобретение новых систем
Аренда штурмового моста для подготовки к закупке

С точки зрения сотрудничества стран Северной Европы в рамках NORDEFCO представляют интерес совместные закупки ВВСТ, обучение и образование, тренировки и учения с мостовыми подразделениями. Это позволит получать и оказывать военную поддержку в контексте мобильности. Можем ли мы рассчитывать на помощь в соответствии с декларацией солидарности, или поддержка мобильности станет еще одной задачей, которую придется решать исключительно собственными силами?



Что же, следует признать, что хотя и со скрипом, но нынешнее военное руководство Швеции в целом действует в примерном соответствии с указанной выше логикой:

1. В 2014-м безо всякой предварительной аренды сразу начали закупку "штурмовых" мостов Krigsbro 8 (KB 8) и мостоукладчиков Brobandvagn 120 (Brobv 120) – в оригинале Leguan, то есть однотипных с партнерами по NORDEFCO в Финляндии, Норвегии и Дании.

2. Хоть и с опозданием, но всё-таки в 2016-2019 гг. вместо ПМП Däcksbro 200 (DB 200) закупили Däcksbro 300 (DB 300).

3. Ну, и активизировали сотрудничество со Шведской транспортной администрацией:

25 26
Специалисты Шведского транспортного управления и 224-й инженерной роты 2-го (гэтского) инженерного полка во время учения Aurora '17 совместно наводят мост Mabey Compact 200 для переправы на месте условно уничтоженного противником моста над рекой Эрсундаон между Энчёпингом и Уппсалой (Örsundaån, mellan Enköping och Uppsala) © Johan Ståhl / Försvarsmakten



Tags: Försvarsmakten, sweden, ПМП, Швеция, мостоукладчики
Subscribe

Posts from This Journal “ПМП” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments