andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Мосты шведской армии: Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы

Коллега bmpt напомнил про обещание рассказать о железнодорожных мостах, данное в самом начале темы:

Цитата: В результате пресловутой нейтральности и известной скаредности шведов в их армии к 1939 году наиболее современной и высокотехнологичной моделью мостовой техники был железнодорожный "Рот-Вагнер" (modell Roth-Wagner), разработанный в Австро-Венгрии еще перед Первой мировой. После покупки Швецией его несколько позднее переименовали в Järnvägskrigsbro 1 (Jvgbro 1). Но при нормативе строительства от нескольких суток до нескольких недель – с учетом подъездных путей – эту конструкцию можно только очень условно назвать быстросборной. И вообще, это слишком узкоспециализированное ответвление от основной темы, поэтому про Jvgbro 1, а равно и более поздние модели Jvgbro 2 с Jvgbro 3 поговорим как-нибудь в другой раз. Здесь же будет достаточно нескольких картинок.

02
Ремонт Солканского моста в Словении (Австро-Венгрия) в апреле 1918 года


Скажем сразу, полноценного рассказа не будет, так как пока не получается собрать в сети внятное описание этих систем – только набор разрозненных картинок и небольших рассказов о них. Да и не относятся они больше к шведской армии, так как сняты с вооружения где-то в конце 1990-х, а все оставшиеся переданы на баланс гражданских структур. Тем не менее, общее представление получить можно.



Järnvägskrigsbro 1 (Jvgbro 1)

Немного нарушив хронологию, сразу начнем с единственного оставшегося действующего.

01 02

В Швеции так много мостов, что постепенно перестаешь обращать на них внимание. Тем более, на такую не особо изящную ферменную конструкцию, нависающую над проезжей частью национальной автодороги Riksväg 31 в Норрульте, в нескольких милях к югу от Ветланды (Norrhult, Vetlanda).

Тем не менее, объект является по своему уникальным. Это военный железнодорожный мост типа Jvgbro 1. Сам по себе не был чем-то особенным для шведских вооруженных сил, но мост в Норрульте – единственное стационарное сооружение такого типа в Швеции. Он был построен в 1973 году как временное сооружение для узкоколейной железной дороги между Векшё и Вестервик (Växjö – Västervik), которая пересекала недавно построенную проселочную дорогу. Предполагалось, что несколько лет спустя временный мост будет демонтирован после прекращения движения по узкоколейке.

За строительство 30-метрового 90-тонного моста отвечал 2-й инженерный (гэтский) полк из Экшё (Göta ingenjörregemente – Ing 2, Eksjö). Однако железнодорожное движение прекратилось намного лет позже запланированного, поэтому мост оставался на том же месте. Только в 1998 году административная ответственность за мост перешла к гражданским властям. Сначала он достался Госуправлению железных дорог Banverket, которая тут же захотела избавиться от такого антиквариата, окончательно разобрав рельсы в 2001 году. В следующем году муниципалитет принял решение сохранить мост и принять его на свой баланс, за что им сегодня благодарны многие пешеходы и велосипедисты.

Таким образом, Jvgbro 1 в Норрулте – единственный в своем роде и поэтому уникален во многих отношениях.

Totalförsvaret

Впечатленные советским и германским опытом, после Второй мировой войны скандинавские страны дружно приняли на вооружение концепцию "всеобщей обороны" (total forsvar/totalförsvaret). "Тотальность" подразумевала не только всеобщее участие гражданских структур в защите национального суверенитета, но и всемерную помощь военных нормальному функционировании общества. Среди прочего, это значило возможность использования инженерных средств вооруженных сил для поддержки транспортной инфраструктуры.

Как вы уже знаете, собственно, им в то время особо нечего было предложить, кроме строительства "полевых" мостов Fältbro да железнодорожных Järnvägskrigsbro 1. Но даже этими незначительными ресурсами вовсю пользовались при обновлении и развитии транспортной инфраструктуры Швеции – между сносом старых мостов и до постройки новых переправу в этом месте обеспечивали военные инженеры.

03
Железнодорожный мост типа Järnvägskrigsbro 1 в Карлслунде в 1951-1952 гг. © Herbert Johansson

В то время за это отвечало Шведское железнодорожное управление SJ (Sveriges järnvägar – после реформирования в 1988 году разделилась на госкомпанию SJ и Госуправление железных дорог Banverket). Когда SJ понадобилось заменить мост на Карлслунн через реку Свартон (Karlslund, Svartån), они обратились к вооруженным силам за помощью в строительстве временного моста. 14 ноября 1951 года 6-я железнодорожная рота 2-го инженерного (гэтского) полка начала перевозку оборудования из ППД Экшё, а 21 ноября начали сборку Järnvägskrigsbro 1 рядом со старым мостом в Карлслунне. Мост был двухпутный, имел длину 94 метра с тремя промежуточными опорами, при этом под наибольшим 45-метровым пролетом находился судоходный канал шириной 33 метра. Именно из-за него завершение строительства задержалось на месяц. По плану мост должен был быть построен за три недели, но в связи с необходимостью проведения дополнительных геотехнических исследований сдача переправы в эксплуатацию состоялась 29 января 1952 года.

В октябре 1952-го саперы разобрали мост, а затем перевезли его и снова собрали, уже в районе Эртофты в Сконе (Örtofta, Skåne), где управление SJ спланировало проведение аналогичного проекта в декабре 1952 года. Интересно, что среди прочего, по госконтракту SJ платила вооруженным силам по 25 эре в сутки за "износ оборудования и техники" – немалые деньги по тем временам.



Järnvägskrigsbro 2 (Jvgbro 2) и Järnvägskrigsbro 3 (Jvgbro 3)

Заметили, что вместо названия "Рот-Вагнер" (modell Roth-Wagner) стали использовать Järnvägskrigsbro 1 (Jvgbro 1)? Это значит, что где-то в конце 1940-х появилась вторая система, потребовавшая разделить их обозначения. И здесь следует признать, что в начале 1950-х военные уже вовсю отрабатывали наведение Jvgbro 3, но чем он отличается от Jvgbro 2 понять на основе доступных данных не получается. Возможно, конструкции практически идентичны, но у второй модели две вертикальных ферменных секции, а у третьей – четыре.

04 05
Слева – элемент Jvgbro 2 на подвеске автокрана Skania 202, справа – сборка Jvgbro 3

Обратите внимание на корзины с болтами. Это одни из самых маленьких элементов моста, но каждый из них весит около 1,5 кг.

06 07
Болт №1 для соединения двух пластин, болт №2 – трех. Старая добрая военная логика

Järnvägskrigsbro могли использоваться в двух вариантах – с железнодорожными путями (основной) и без них.

Железнодорожный вариант может быть построен с свободным пролетом до 60 метров для однопутного полотна. Время сборки около 80 часов бригадой из 8 человек с погрузчиком и краном. Срок строительства подъездных путей около трех недель.

Видео на Facebook – 1950-е, сборка Järnvägskrigsbro 3 на учении.

08 09
Ни о каких гидроцилиндрах пока нет и речи. Всю огромную конструкцию сантиметр за сантиметром продвигает бульдозер.

10 11
Для сборки использовался стандартный кран Krupp-Ardelt, переделанный с гусеничного на железнодорожное шасси. Солдаты одеты в причудливую смесь элементов разных форм одежды, но большей частью m/39.

12 13
Слева – в 1972 году сборку Järnvägskrigsbro отрабатывают срочники 1-го инженерного (свейского) полка (Svea ingenjörregemente – Ing 1) © Carl Michael Johannesson

Справа – Jvgbro 3, построенный в 1976 году на типовой тренировке курсантов (Standarövning Kadettskolan) 2-го инженерного (гэтского) полка Ing 2. Автор снимка вспоминает: "…мы его собирали БОЛЬШИМИ болтами и гайками. Помню, что на верхотуру мы лазили как обезьяны, а вот страховочные веревки не помню 🤔 Кажется, рельсы нам разрешили не прокладывать, но могу ошибаться".

Другой участник дополняет: Я туда попал по "залету". Утром опоздал из увольнения и тут же отправился на сборку Järnvägskrigsbro. Очень эффективная профилактика.

14 15
Слева – судя по форме, во 2-м инженерном (гэтском) полку Ing 2 наведение Jvgbro 2 отрабатывали еще в 1990-х. Теперь мост остался там только в экспозиции музея инженерных войск (справа)

Где-то в конце 1990-х, а возможно даже в начале 2000-х Jvgbro сняли с вооружения, а все оставшиеся передали гражданским в Шведской дорожной администрации (Trafikverkets förmåga).

Нужно заметить, что начался этот процесс очень давно, еще в середине 1950-х. Тогда в рамках концепции Totalförsvaret провели исследование, по итогам которого стало ясно, что в ходе возможной войны с СССР дорожная инфраструктура может быть разрушена на больших территориях страны, и если привлекать для ликвидации всех последствий только военных, то инженерные войска должны быть просто неприличной численности. Решили, что в тыловой зоне можно поручить эти функции гражданским, но с использованием военного оборудования. Например в районе Стокгольма хранились Jvgbro для дублирования всех железнодорожных мостов столицы. В общем, накопили их преизрядно. Но конструкция выдержала проверку временем, поэтому все это оборудование с успехом используется до сих пор.

Действующие требования Шведской транспортной администрации в отношении Jvgbro предусматривают возможность строительства восьми однопутных 70-метровых мостов с четырехъярусными фермами, или 16 однопутных 35-метровых мостов с двухъярусными. В обоих случаях должна быть возможность установки промежуточных опор высотой до 40 метров.

16

17 18
Слева – возведенный в 2010-м двухпролетный объездной мост для строительства развязки через Норра-Лянкен в стокгольмском Вяртане (Norra Länken, Värtan). Справа – сборка в 2012-м временного Järnvägsbro в Тролльхеттане в рамках проекта строительства нового железнодорожного моста Кёпманнебро (Trollhättan, Köpmannebro).

19 20
Сборка в 2017 году Шведской транспортной администрацией временного моста над железнодорожным полотном между Мальмё и Лундом, на период четырехлетнего строительства нового. Конкретно этот комплект Järnvägskrigsbro 3 гражданские получили со складов инженерных войск шведской армии в 1955 году.


Снова железная дорога между Мальмё и Лундом. В три часа ночи 17 февраля 2019 года был аккуратно и плавно установлен мост Врагеруп (Vragerup). Всё заняло около трех часов, даже немного быстрее, чем ожидалось. Врагеруп – это временный мост через железную дорогу в Хьяруп (Hjärup). Для движения мост открыли в апреле 2020-го, и он стал единственным переходом в Хьярупе на период строительства четырех новых путей.

Углубится в вопрос всякого быстровозводимого оборудования Шведской дорожной администрации, включая бывшее военное, можно здесь.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: Försvarsmakten, sweden, total forsvar, Швеция
Subscribe

Posts from This Journal “total forsvar” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Posts from This Journal “total forsvar” Tag