andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Комплекс тренажеров-симуляторов F-35 на авиабазе Эрланн ВВС Норвегии

Коллеги из блога bmpd уже рассказали о победе F-35 в швейцарском истребительном тендере. Выбор явно был непростым, судя по недельной задержке с официальным сообщением. Ну, а так вроде всё у них правильно, только есть одно дополнение:

>>> Стоимость жизненного цикла 36 самолетов F-35A на протяжении планируемого 30-летнего срока службы в ВВС Швецарии оценена в 15,5 млрд франков, что на 2 млрд меньше, чем у следующего по стоимости предложения.

<<< Надо добавить: Среди прочего, это обеспечивают высокие характеристики современного тренажерного комплекса, которые позволяют сократить количество летных часов на 20 процентов по сравнению с конкурентами.

Давайте воспользуемся любезностью пресс-службы ВВС Норвегии и заглянем внутрь аналогичного объекта, построенного на авиабазе Эрланн (Ørland). Остальные пользователи F-35 не особо торопятся приподнимать плотную завесу секретности.

01
Здесь норвежские пилоты F-35 тренируются для участия в самых экстремальных воздушных операциях © Eirik Helland Urke



(по ссылке - расширенное видео на сайте TU, дополненное новыми изображениями из симулятора)

Представители норвежского издания Teknisk Ukeblad стали первыми журналистами в новом тренажерном комплексе для F-35 на АвБ Эрланн. Путь глубоко внутрь строго охраняемой зоны преграждает множество дверей с электронными замками, при входе пришлось оставить все личные электронные гаджеты, а на руки им выдали небольшую компактную камеру, предварительно прошедшую строгие проверки безопасности и допущенную к съемке в этом месте. При входе в зал динамики громко оповещают персонал, что в зоне находятся неопознанные люди.

У тренажера-симулятора не только внешне такая же кабина, что и в реальном F-35. Система имитирует все те же характеристики и использует одинаковое программное обеспечение. Поэтому и требования секретности для самолетов и тренажеров аналогичные. По случаю визита журналистов перед их приходом с экранов симулятора удалили всю секретную информацию, а персонал был проинструктирован не афишировать свои личности.

Комплекс размещен на Эрланне в отдельном здании, где базируется так называемая эскадрилья тестирования, тренировок и тактики TTT-skvadronen (Testing, Trening og Taktikk). Внутри здания в двух смежных залах зеркально друг к другу размещены восемь тренажеров-симуляторов F-35. Все они связаны между собой и с инструктором, чтобы подготовка была максимально реалистичной.

02 03
© Eirik Helland Urke

Тумблер тормозного парашюта слева вверху приборной панели в кабине и соответствующее его выпуску изменение в базовом ПО – единственные отличия норвежских симуляторов от стандартных тренажеров для остальных пользователей F-35.

04 05
© Eirik Helland Urke

Перед стартом пилот садится в кресло тренажера и надевает шлем. Он не такой же, как в кабине реального самолета, но внешне и внутри полностью его имитирует, включая визуальную информацию. Пилот поднимает большой палец вверх: "Готов!" – и макет кабины с креслом, медленно скользя, въезжает под купол симулятора.

06 07
Пилот сидит внутри купола, полностью закрытый проекционными экранами © Eirik Helland Urke

Для отображения симулированной виртуальной реальности внутри специально сконструированного купола установлены 25 проекторов, обеспечивая пилоту максимальное подобие нахождения в физической кабине.

В отличие от наиболее продвинутых и реалистичных моделей полетных симуляторов, тренажеры F-35 неподвижны. Посчитали, что это нужно только для тренировок маневренного воздушного боя, а в остальных случаях более важно то, что происходит на экранах, поэтому будет достаточно одних визуальных эффектов. Заодно дешевле вышло, хотя всё равно комплекс обошелся заказчику почти в такую же стоимость, как один полноценный истребитель F-35.

Но и без имитации динамики неподготовленным зрителям в лице журналистов оказалось достаточно нескольких минут наблюдения за обстановкой на экранах симулятора, чтобы у них начала кружиться голова. Реализм графики впечатляет. Конечно, у пилотов получается лучше, головы у них не кружатся. Но и они быстро погружаются в виртуальную реальность, созданную в симуляторе.

08 09
© Eirik Helland Urke

В симуляторы на Эрланне загружаются норвежские картографические данные с различным разрешением. В настоящее время доступны четыре области Норвегии с максимально высоким разрешением, включая область вокруг Бýдё. Во время посещения симулятора журналистам показали только несекретную короткую демо-версию из Флориды в США.

10 01
© Eirik Helland Urke

Инструктор извне может следить за всем сценарием и при необходимости влиять на ход событий в процессе. Однако, как правило, инструктор не дает много инструкций в ходе полета, чтобы не отвлекать пилота от решения поставленных задач. Его время приходит после завершения учебного полета, за которым обычно следует его разбор и подведение итогов, когда пилот вместе с инструктором просматривает миссию. В отдельном зале можно воспроизвести всю сессию или какую-то ее часть на видео со всех экранов симулятора. Такой разбор может занять несколько часов и является важной частью учебного процесса.

11 12
© Eirik Helland Urke

Для работы каждого симулятора используется от 60 до 70 компьютеров. С момента включения питания в начале рабочего дня утром проходит около часа, прежде чем симулятор будет готов загрузить текущее задание.

Основные обновления ПО симуляторов теперь производятся несколько раз в год, примерно в то же время, что и на физических самолетах. Однако в дальнейшем планируется, что в этом процессе симуляторы будут немного опережать самолеты, чтобы пилоты заблаговременно прошли переучивание на новое ПО, прежде чем впервые использовать его в воздухе.

Несомненная сложность тренажерного комплекса требует для работы с ним множества технических специалистов. Ожидается, что параллельно с прибытием из США новых самолетов в 2020 году их количество в Эрланне увеличится вдвое и составит 12-13 человек.

Есть несколько причин, по которым использование симуляторов сейчас значительно увеличивается по сравнению с тем, к чему привыкли раньше на F-16. Наиболее очевидная причина в том, что пилот в самолете всегда один – у F-35 нет двухместного варианта, и невозможно подняться в воздух с инструкторов в задней кабине. Кроме того, использование тренажеров обеспечивает значительную экономию затрат при сравнении летного часа фактического и виртуального полета. Также это позволяет более эффективно использовать рабочее время пилотов. Летчик-истребитель должен тренироваться очень много и часто, в то время как F-35 должен выполнять гораздо больше ролей, чем F-16 сегодня. Использование тренажера делает это возможным без слишком большой нагрузки на пилотов.

И наконец, есть много типов операций, которые вы не хотите практиковать в воздухе в мирное время, потому что они сопряжены с большим риском или имеют высокую степень секретности, а вы не горите желанием раскрывать свои планы перед наблюдателями потенциального противника. Симулятор решает эти задачи в ходе массовой подготовки пилотов.

Новый тренажерный комплекс уже отлично зарекомендовал себя на Эрланне, но его потенциал в будущем намного больше. На данный момент все тренажеры объединены в закрытую сеть, что упрощает контроль безопасности. Следующим шагом является подключение к внешней закрытой сети, чтобы с Эрланна можно было взаимодействовать со смежными симуляционными системами вооруженных сил.

В первую очередь речь идет о тренажере передовых авианаводчиков в Рене:

13 14

…но о нем мы более подробно поговорим как-нибудь в другой раз, а пока небольшая презентация:



В конце концов, другие норвежские подразделения также смогут различными способами подключаться к моделированию, чтобы поддерживать все более комплексные сценарии. В итоге получится то, что называется концепцией LVC (live, virtual and constructive – живой, виртуальный и конструктивный), когда физические машины могут работать в почти полноценном взаимодействии с виртуальными. Тогда и физические, и виртуальные самолеты появятся на экранах друг друга и будут вести себя одинаково - независимо от того, сидите ли вы в кабине симулятора или в реальной машине. Виртуальные самолеты и объекты сначала будут управляться людьми в симуляторе, но в конечном итоге также будут управляться чистыми компьютерами.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: f-35, forsvaret, lightning ii, lockheed martin, luftforsvaret, norway, ttt-skvadronen (taktikk, Ørland flystasjon, Норвегия
Subscribe

Posts from This Journal “ttt-skvadronen (taktikk” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments