andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Category:

Шведские "Геркулесы" не соответствуют требованиям

Раз уж так хорошо пошла тема по С-130, добавим чада кутежа и угара во мгле ада.



Как сообщило Шведское радио, военно-транспортные самолеты Tp-84 Hercules, в экстренном порядке привлеченные к эвакуации из Афганистана, с прошлого года не отвечают всем необходимым требованиям управления гражданской авиации. Машины старые и нуждаются в техническом обновлении, но программу их модернизации откладывают уже несколько лет, а для полетов пришлось получить временное разрешение на продление эксплуатации.

01
Погрузка беженцев на Tp-84 №848 в аэропорту Кабула © Försvarsmakten



02 03
Охрану им обеспечивали бойцы ССО из группы SOG © Försvarsmakten

04 05
Вечером 30 августа два Tp-84 вернулись домой в Сотэнес. На аэродроме базирования 73-й эскадрильи их встречают командир и начальник штаба 7-й флотилии © Per Forsberg / Försvarsmakten


Самолеты Tp-84 (Transportflygplan 84) эксплуатируются ВС Швеции с 1960-х – 1980-х. Предполагается, что они останутся на вооружении как минимум до 2030 года. Но реальной альтернативы для их замены нет, кроме закупки более современной (и дорогой) модификации C-130J Super Hercules.

"Если вы собираетесь использовать этот тип самолетов в течение очень долгого времени, вы должны их модифицировать, чтобы они шли в ногу с технологическим развитием. Швеция этого не сделала", – рассказала в подкасте SR Gräns полковник Малин Перссон. С июня 2019-го она командир 7-й (скараборгской) авиационной флотилии (Överste Malin Persson, chef på Skaraborgs flygflottilj F7), в состав которой теперь входит 73-я транспортная авиаэскадрилья (73. transportflygskvadronen – 73. tpflygskv).

До 2012 года самолеты военно-транспортной авиации были отдельным подразделением ВВС Швеции – 71-ым транспортным авиадивизионом (71. transportflygdivisionen – 71. tpdiv). Потом их свели в авиаотряд транспортных и специальных самолетов и передали 7-й флотилии (7. Transport- och specialflygenheten – 7. TSFE или F7/TSFE). А в начале 2021 года на базе отряда сформировали 73-ю эскадрилью.

07 08
Четыре самолета Tp-84 Hercules пролетают над Мальмё © Johan Nilsson/TT/NTB

У нее на вооружении сейчас пять транспортных "Геркулесов" C-130Н и один транспортно-заправочный C-130Е:
борт. №842 = Tp-84/T, то есть Tp-84B (Tanker) = C-130E-2 (построен в 1969 г., в 2010-м дооборудован для дозаправки в воздухе)
борт. №№ 844-848 = Tp-84D = C-130H-2 (№844 построен в 1975 г., остальные в 1981-м)

01 02
Foto © Försvarsmakten

Кроме того, на балансе службы материально-технического обеспечения FMV (Försvarets materielverk) остаются еще два старых "Геркулеса", которые хранятся на площадке предприятия компании Marshall Aerospace (Кембридж, Великобритания):
борт. №841 = Tp-84A = C-130E-1 (построен в 1964 г., с июня 2014-го летал до полного исчерпания ресурса, не годен к полетам)
борт. №843 = Tp-84C = C-130H-1 (построен в 1975 г., с июня 2014-го летал до полного исчерпания ресурса, но вроде бы формально ещё сохранил часть его, хотя если судить по спутниковым снимкам, процесс их каннибализации идет параллельно)

06 07
Шведские Тр-84 №№ 841 и 843 в Кембридже © Marshall Aerospace / Google Maps

Tp-84 может перевозить до 20 тонн грузов или 91 пассажира на скамейках, или 56 полностью экипированных десантников. В пассажирском варианте "люкс" можно установить в грузовом отсеке 65 обычных авиационных кресел, а в варианте медицинской эвакуации 72 носилок.

047
Foto © Försvarsmakten

048
Foto © Försvarsmakten

049 050

Помимо транспортных перевозок и дозаправки в воздухе наиболее активно Tp-84 используются для парашютно-десантной подготовки в Карлсборге, где базируются 3-й воздушно-десантный (лейб-гвардии гусарский) полк (К 3) и группа ССО SOG (Särskilda Operationsgruppen).

013 014
Foto © Försvarsmakten

Проблемы с военно-транспортной авиацией у ВВС Швеции давно.

После землетрясения и цунами в Индийском океане в 2004 году правительство Швеции подверглось критике за то, что самолеты Tp-84 не использовались для эвакуации пострадавших шведов из Таиланда. Министр обороны обосновал это тем, что "Геркулесы" не предназначены для перевозки на такие расстояния, которые потребуют нескольких промежуточных посадок. В аналогичных ситуациях вооруженные силы раньше арендовали самолеты большей вместимости. Но в тот период спрос на дальнемагистральные самолеты резко возрос, а предложения на рынке было недостаточно для удовлетворения потребностей.

С учетом этого и после начала в 2008 году участия Швеции в силах быстрого реагирования ЕС, вооруженные силы предложили приобрести два тяжелых Boeing C-17 Globemaster III. Но цену в 2 миллиарда крон (200 млн. долларов) посчитали неподъемной, и вместо единоличной закупки Швеция вступила в программу стратегических воздушных перевозок SAC (Strategic Airlift Capability), где ее участие в совместном владении и эксплуатации тремя C-17 второе по объемам после США. Кстати, в начале лета этого года швед впервые стал командиром тяжелого транспортного авиакрыла (эскадрильи) НАТО HAW (Heavy Airlift Wing) на АвБ Папá в Венгрии.

Что касается Tp-84, то профессионализм шведских транспортников при доставках на дальние расстояния существенно возрос с началом участия в операциях в Ираке, Афганистане и Мали. Регулярные полеты очень этому способствуют.

021
Foto © Försvarsmakten

022
Доставка гуманитарных грузов в Ирак самолетом Тр-84 ВВС Швеции (аэродром Эрбиль, август 2015) © Försvarsmakten

А в плане повышения эффективности эксплуатации и технического обслуживания самолетов определенные надежды связывали с возможностью кооперации по C-130 ВВС Дании, Швеции и Норвегии в рамках организации оборонного сотрудничества NORDEFCO. В теории это позволяло экономить в год до 25% из 130 млн. евро общих затрат Северных стран на содержание военно-транспортной авиации. Меморандум о взаимопонимании по тактическим воздушным перевозкам NORTAT (Nordic Tactical Air Transport) подписан еще в 2012 году. В 2014-м заключили соглашение об использовании резервов летных часов друг-друга, но по вопросам логистики сотрудничество долго пробуксовывало.

Требовалось урегулировать значительные противоречия в вопросах поддержки эксплуатации "Геркулесов" на базе соответствующей кооперации. Каждая страна-участница имела свои приоритеты относительно приобретения и содержания машин данного типа. В частности, Дания закупила четыре C-130J напрямую у компании Lockheed Martin с предварительной оплатой комплектов запасных частей на весь планируемый срок их службы. При этом в положениях контракта были четко прописаны циклы послепродажного технического обслуживания. Норвегия получила четыре C-130J по соглашению с США в рамках федеральной программы межгосударственных военных продаж FMS (Foreign Military Sales). Это обошлось дешевле, но предполагало совсем иную организацию техподдержки. Такие различия существенно снижали потенциал для сотрудничества, так как и Lockheed Martin, и правительство США устанавливают строгие ограничения для третьих сторон на доступ к технической документации и комплектам ЗИП. Швеция тоже приобретала самолеты в полную собственность, но у нее более ранние модификации C-130E/H, которые при всем внешнем сходстве имеют огромные конструктивные отличия.

Соответствующие согласования с руководством компании-производителя и правительством США, с другими партнерами и подрядчиками продолжались почти 10 лет, завершившись лишь частичным успехом – в конце 2020-го Дания и Норвегия совместно подписали 7-летнее рамочное соглашение о поддержке эксплуатации C-130 с британской компанией Marshall Aerospace and Defense Group в Кембридже. Насколько можно судить по упоминанию ее выше, она же в какой-то форме сотрудничает по "Геркулесам" и со шведским правительством. Но пока не ясно, насколько там может идти речь о трехсторонней кооперации.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: Flyvevåbnet, Försvarsmakten, c-130 hercules, lockheed martin, sweden, Швеция
Subscribe

Posts from This Journal “c-130 hercules” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Posts from This Journal “c-130 hercules” Tag