andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

"Конгсберг" модернизирует БИУС норвежских ПЛ типа "Ула"



Намедни сразу на нескольких сайтах возбудились новостью, что Норвегия модернизирует подводные силы своих ВМС. Те из них, кто по быстрому просто перепостил сообщение компании, как обычно написали нечто многозначительное, но маловразумительное, например laagendalsposten, defense-aerospace . И только в следующие дни последовали более вменяемые комментарии от janes и navaltoday.

Вот, как все в первом приближении выглядит на самом деле.

5 октября с.г. Управление тылового обеспечения ВМС (Forsvarsmateriell Maritimekapasiteter нор., NDMA Naval Systems англ.) Агентства материального обеспечения ВС Норвегии (Forsvarsmateriell нор., Norwegian Defence Materiel Agency – NDMA англ.) заключило контракт с норвежской компанией Kongsberg Defence Systems концерна Kongsberg Gruppen о модернизации в течение следующих четырех лет части подсистем управления оружием в боевой информационно-управляющей системе (БИУС) MSI-90U Mk2 всех шести подводных лодок типа "Ула" ВМС Норвегии. Стоимость контракта составила 220 млн. норвежских крон (около 27,45 млн. долл.).

000


Считается, что для построенных в 1989-1992 годах ПЛ типа "Ула" (германский проект "Тип 210") данная мера должна позволить поддерживать высокий боевой потенциал на период продления их срока службы до 2020 года и далее, когда на вооружение должны начать поступать новые современные подводные лодки (перспективы чего пока довольно туманны).

Сайт Janes делает важное уточнение, что основные работы будут заключаться в установке на лодках нового бортового интерфейса (Torpedo Board Interface – TBI) для связи между БИУС и приборами управления стрельбой германского производства, с последующим обновлением всего связанного с ними программного обеспечения.

Наиболее вероятно, что необходимость проведения такой модернизации связана с недавним первым успешным пуском ракет IDAS с норвежской ПЛ "Уредд" из подводного положения.

Событие это не прошло мимо внимания наших блогеров
.
Оригинал взят у prokhor_tebin (с изменениями и дополнениями)

Концорциум IDAS Consortium, образованный немецкими компаниями ТhyssenКrupp Marine Systems и Diehl BGT Defence, начал подводные испытания весьма любопытной ракеты IDAS.



Photo © ThyssenKrupp

IDAS представляет собой систему ПВО,
оснащенную дозвуковыми зенитными ракетами для поражения малоскоростных низколетящих целей, главным образом, противолодочных вертолетов, летящих при поиске ПЛ на малой высоте и с низкой скоростью, отчего становятся уязвимыми для ракетного удара из-под воды. Но также имеется возможность стрельбы по малоразмерным скоростным надводным целям и береговым объектам вблизи от уреза воды.

Первоначально разработчики планировали оснастить ракету тепловизионной системой наведения, но пришли к мнению, что такая система была бы слишком сложной и избыточной для ЗУР этого класса. Волоконно-оптическая линия, сопряженная с БИУС ПЛ, оказалась достаточной для решения задачи перехвата вертолетов.

Ракета оснащена модифицированной тепловизионной ГСН от ракеты «воздух-воздух» IRIS-T германского производства. Эта головка – наиболее продвинутая разработка немецкого ВПК. В нее вмонтирован цифровой процессор, обрабатывающий изображение и сравнивающий полученный результат с базой инфракрасных портретов всех доступных самолетов. ГСН ракеты IRIS-T, определив перед собой самолет НАТО или гражданский авиалайнер, блокирует радиовзрыватель. Боеприпас продолжает полет и, удалившись на безопасное расстояние, самоликвидируется. Ракеты комплекса IDAS размещаются по две штуки в одном ТПК, соотвествующем габаритам стандартной 533 мм германской торпеды DM-2A3 Seehecht. Два таких контейнера загружаются в два верхних ТА субмарины. Таким образом общий боезапас ПЛ – четыре ракеты комплекса IDAS.

При необходимости обеспечения защиты ПЛ в подводном положении от возможного удара с воздуха контейнер заполняется водой и ракета выталкивается из него при помощи поршня с гидравлическим приводом. После выхода из ТА ЗУР раскрывает управляющие поверхности, включается твердотопливный двигатель и ракета выходит из-под воды в воздушное пространство. Одной из главных трудностей стала разработка двигательной установки для ракеты, способной двигаться под и над водой, достигать в воздухе дозвуковой скорости, обеспечивая дальность стрельбы 20 км. Успешно решена задача создания волоконно-оптической линии управления ЗУР. Разработчики опасались, что под водой и в воздухе волоконно-оптическая линия может работать по-разному, но в ходе испытаний эти опасения развеяны.



03
04
03_1
Foto © Kongsberg

Не следует также забывать и о намерениях Kongsberg создать новую модификацию ПКР/УР NSM - в версии JSM. Изначально ее рассматривали только как авиационный вариант для вооружения F-35, но оказалось, что она лучше подходит для адаптации к подводному старту из торпедного аппарата. Возможность этого рассматривалась давно, но в связи с общей задержкой программы NSM начало НИОКР по лодочной модификации впервые было официально проанонсировано в прошлом году. Рамочная стоимость проекта составляет 4 127 млн. крон (503,3 млн. долл.) с выделением в 2016 году 193 млн. крон (23,54 млн. долл.). Еще раз вспомнив о неясных перпективах замены "Улам", не исключено, что в пакет текущей модернизации включат возможность ввода через БИУС данных ЦУ и для ГСН этих ракет.

Именно исходя из таких резонов термин Torpedo Board Interface скорее всего придется менять на Weapon Board Interface. Хотя традиции - они такие традиции. Если моряки упрутся по этому вопросу - с места не сдвинешь.

09

И напоследок несколько слов о самой БИУС.

Первая боевая информационно-управляющая система (Submarine combat system) MSI-70U производства Kongsberg, интегрирующая информацию от датчиков лодки и передающая ее в систему управления торпедной стрельбой (control weapons firing), появилась около 40 лет назад на борту ПЛ типа "Коббен", тоже германского производства (проект "Тип 207"). Эти лодки давно уже выведены из боевого состава норвежских ВМС, хотя некоторые из них до сих пор числятся в строю и относительно спокойно доживают свой век в Польше.

С тех пор Kongsberg надежно застолбила за собой нишу на этом рынке с довольно ограниченным числом конкурентов. Кроме российских предприятий ВПК на нем пока заметны только Lockheed Martin и Thales. Кроме ПЛ типа "Ула" (тип 210) БИУС норвежской компании оснащаются другие дизельные (неатомные) подводные лодки небольшого водоизмещения германского производства, например, MSI-91 на ПЛ "Тип 212A" Италии и Германии. ПЛ "Нанггала" (проект "Тип 209" ВМС Индонезии постройки начала 1980-х годов после ремонта в 2010-х получила новый БИУС MSI-90U Mk2, аналогичный тем, что установлены на "Улах". Норвежская система обеспечивала совместимость германских приборов управления стрельбой, их же производства основного гидроакустического комплекса и французской пассивной ГАС бокового обзора компании Sintra Thomson-CSF (теперь Thales).

Сам комплекс и его компания-производитель заслужили отличную репутацию, пройдя с 2006 года несколько последовательных модернизаций – параллельно с обновлением другого оборудования. Так еще в середине 2000-х на лодках начали устанавливаться приемопередатчики системы AIS, когда ВМС Норвегии присоединились к участию в операции Active Endevor по контролю за судоходством в Средиземном море. Несколько раз проводилось обновление средств управления и связи, включая TADIL-A / Link 11. Были модернизированы оптикоэлектронные перископы и другие выдвижные устройства, улучшено охлаждение для операций в тропических водах.

08

В январе 2012 года Kongsberg получила от ВМС Норвегии контракт стоимостью 200 млн. крон (около 33 млн. долл. по текущему курсу того времени) на модернизацию БИУС всех шести ПЛ типа "Ула" до уровня версии MSI-90U Mk2 при том, что на тот период еще действовали контракты по установке на всех корпусах новой пассивной ГАС (см. выше) и интеграции новой навигационной системы (Submarine Navigation System).

Работы проводились в рамках пятилетней программы (2011-2016) модернизации 50 основных систем всех ПЛ типа "Ула".

06

В оформлении текста использованы фото с перехода ПЛ "Утстейн" из Эдинбурга в Ставангер (Forsvaret Forum 2'16 © Foto: Arne Flaaten).

05 10



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: idas, joint strike missile (jsm), knm utstein, kongsberg, naval strike missile (nsm), norway, sjøforsvaret, ula, Норвегия, Ула
Subscribe

Posts from This Journal “ula” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments