andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

Чем бомбили Дейр-эз-Зор? Новые УАБ ВВС Дании

На фоне, безо всяких скидок, просто отличного норвежского Forsvaret forum его
тезка у свеев
и Forsvarsavisen у данов выглядят, извините за некоторую вульгарность выражения, просто жалким подобием левой руки. Тем не менее и в них иногда появляются статьи с интересной информацией. Вот, и на этот раз парочка таких нашлась.

Но для начала давайте вспомним прошлый материал "Скандинавы против ИГИЛ", где мы уже выяснили, что вклад датчан в западную коалицию самый весомый и должен был стать еще больше после возвращения в регион истребителей-бомбардировщиков F-16, пилоты которых "прошли повторное обучение" для борьбы с российскими С-400.

Поначалу все шло по плану. В июне парламент утвердил резолюцию о развертывании нового контингента в поддержку усилий по борьбе с ИГИЛ и выделении на эти цели дополнительного финансирования в объеме 43,3 млн. долларов. В середине июня для участия в действиях западной коалиции в Ираке и Сирии были направлены группа сил специальных операций численностью около 60 человек и транспортник C-130J "Геркулес".

Но, разумеется, наиболее мощным активом стали семь F-16, из которых четыре являются основными, а три числятся в материально-техническом резерве. Они могут использоваться в качестве источника запасных частей и деталей для ускорения ремонта основных машин в условиях передового аэродрома. Кстати, в отличие от прошлого раза, вместо АвБ Ахмед-аль-Джабер в Кувейте для базирования авиагруппы выбрали АвБ Инджирлик ВВС Турции.

Обеспечивающую группу численностью около 110 человек летно-технического персонала доставили туда несколькими рейсами транспортной авиации за несколько дней до основных сил. Сами F-16 вылетели из Скрюдструп (Skrydstrup) утром 15 июня, днем совершили плановую промежуточную посадку в Италии, а вечером того же дня прибыли на место. Первые боевые вылеты были совершены после небольшого отдыха 17 июня.

01
Взлет F-16 ВВС Дании с АвБ Инжирлик в Турции (июнь 2016) © Foto: Henning Bagger / Scanpix

02
© Foto: Rune Dyrholm / VFK

03
© Foto: Forsvaret

04
© Foto: Forsvaret

05
© Foto: Rune Dyrholm / VFK

06

07
F-16 ВВС Дании на рулежке перед вылетом с АвБ Инжирлик в Турции (июль 2016) © Foto: Forsvaret

Насколько известно, события начавшегося в ночь с 15 на 16 июля военного переворота на датчанах в Турции никак не отразились.

В течение шести недель самолеты F-16 ВВС Дании летали с турецкой базы для бомбардировок по объектам ИГИЛ в иракских провинциях Анбар, Найнава, Дахук, Эрбиль и Салах ад-Дин. Над сирийской территорией они поначалу решали только задачи разведки и наблюдения.

Первые бомбы по целям в Сирии были сброшены ВВС Дании в пятницу 5 августа, "совместно с другими странами коалиции".

Одна из статей в №7 Forsvarsavisen под названием " Больше, чем просто бомбы" (Mere end bare bomber) в общих чертах описывает организацию управления нанесеним воздушных ударов в ходе операции Inherent Resolve. После обнаружения на земле какого-либо необычного или потенциально враждебного объекта пилот сообщает об этом по радио американскому передовому авианаводчику (Joint Terminal Attack Controller). В дальнейшем летчик постоянно поддерживает связь с ним и с датским оперативным офицером из состава датской же группы мониторинга в Центре управления воздушными операциями в Катаре. Оперативный офицер имеет права "держателя красной карточки" (Red Card Holder), то есть только он может окончательно санкционировать, или напротив, запретить нанесение воздушного удара самолетом ВВС Дании. Такое решение принимается после консультации с датским военным юристом, по поводу того, является ли обнаруженная цель законной. При этом должны быть максимально минимизирована вероятность поражения гражданских лиц, транспортных средств и зданий.

Отсюда перебрасывается мостик ко второй статье под названием "Маленькая бомба – большой эфект" (Lille bombe – stor effekt).

До недавнего времени основу авиационного вооружения класса "воздух-земля" датских ударных самолетов составляли авиабомбы калибра 500 и 2000 фунтов (227 и 907 килограммов). Их боевые части содержат от 87 кг и 429 кг взрывчатых веществ соответственно. Эти боеприпасы ранее активно использовалось и во время операций в Ливии и Ираке.

08
Авиабомбы в ангаре АвБ Инджирлик перед подвеской на F-16. Носовые и хвостовые секции еще не пристыкованы © Foto: Heine A. Pedersen / Scanpix

23
© Foto: Flyvevåbnet

09
Завершающий этап: подвеска вооружения на F-16 перед вылетом © Forsvaret


Небольшое отступление: После окончания Холодной войны в полном соответствии с общеевропейскими тенденциями боевая мощь ВС Дании начала уверенно и неуклонно снижаться. Результаты этой политики очень хорошо проявились в 2011 году. Тогда Дания внесла максимально возможный вклад в ливийскую операцию НАТО, выделив для нее все те же четыре истребителя-бомбардировщика F-16. Однако менее чем через три месяца после начала боевых действий, при полном отсутствии сопротивления ПВО сил Каддафи, датчане полностью истратили имевшийся у ВВС страны запас авиационных боеприпасов, после чего вынуждены были прекратить участие в операции. На будущее были сделаны определенные выводы и впредь запасы оружия класса "воздух-земля" старались "освежать" заблаговременно.

И на этот раз в арсенале ВВС Дании появилась новинка. Прошу любить и жаловать:

10
Авиабомбы GBU-39 на внешней подвеске самолета F-16 ВВС Дании (АвБ Инджирлик, Турция, июль 2016) © Foto: Rune Dyrholm / VFK



Характеристики УАБ GBU-39 SDB-I
Масса, кг 113,5
Длина, м 1,8
Ширина, м 0,19
Максимальная дальность полета, км 110
Взрывчатое вещество AFX-757
Масса ВВ в БЧ, кг 17
Система наведения Инерциальная, спутниковая
Точность попадания, м 5-8


Управляемая авиабомба GBU-39 SDB-I калибра 250 фунтов (117 кг) разработана корпорацией "Боинг" по заказу МО США и является первой в семействе УАБ SDB (Small Diameter Bomb). Вес ВВ в БЧ новых бомб всего 17 кг, что в совокупности с высокоточным наведением позволяет использовать данный тип вооружения с минимальным ущербом для соседних объектов при нанесении точечных авиаударов по транспортным средствам, отдельным позициям, небольшим складам, мастерским и т.п., расположенным в густонаселенной местности. Именно такие объекты составляют большую часть целей воздушных ударов в ходе текущей военной кампании на Ближнем Востоке.

Кроме того, меньшие, по сравнению со стандартными видами вооружения, массогабаритные характеристики УАБ позволяют размещать до четырех бомб данного типа на одном стандартном пилоне типа BRU-61/A внешней подвески F-16. То есть, вместо двух 2000-фунтовок один самолет может нести восемь новых бомб, тем самым обеспечивая поражение большего количества небольших наземных целей, и при этом с меньшим ущербом для сторонних объектов.

Министерство обороны Дании заключило с компанией "Боинг" контракт для поставки авиабомб GBU-39 в октябре 2015 года на сумму 14,36 млн. долларов (занятно, что в п.п. II.1.4 текста контракта новую УАБ почему-то назвали GBU-50, но при этом Small Diameter Bomb).

Как это часто бывает, количество закупаемой техники не указано. Но я думаю, его можно довольно достоверно оценить.

Сообщалось, что с самого начала в 2006 году каждая УАБ обходилась ВС США свыше 70 тыс. долларов за единицу. Но, как известно, при крупносерийном производстве цены постепенно падают.

Первым иностранным заказчиком GBU-39 стал Израиль. Заказаны они были перед началом операции "Литой свинец", уже в сентябре 2008 года Конгресс США одобрил поставку 1000 бомб, а уже в январе 2009-го "Боинг" отчитался о выполнении контракта. Очевидно, что использовались они широко и успешно, потому что почти сразу была заказана дополнительная партия, а потом и развернуто собственное лицензионное производство.

В июне 2010 года в Нидерланды поставили 603 бомбы на сумму 44 миллиона долларов. Простое деление 44*10˄6 / 603 = 72968,5 позволяет прикинуть цену за единицу, но не учитывает стоимость дополнительного оборудования.

Италия также взялась делать боеприпас у себя по лицензии. "Боинг" и "Ото Мелара" подписали 34-миллионный контракт на производство 500 GBU-39 (INS/GPS) и 50 пилонов подвески BRU-61/A на предприятии компании Aeronautica Militare

34*10˄6 / 603 = 61818,2.

Потом, как нам уже известно, в октябре 2015-го была Дания, а последней из известных заказчиков стала Австралия. В апреле с.г Госдепартамент США одобрил возможную покупку ею 2950 GBU-39 и направил заявку на рассмотрение в конгресс. Дополнительные обязательства по контракту включают поставку еще и 50 массо-габаритных макетов (Guided Test Vehicles – GTV) бомб в инертном снаряжении GBU-39 (T-1)/B (Inert Fuze), а заодно с ними и длиннейшего перечня дополнительного военного оборудования и снаряжения (containers, weapons system support equipment, support and test equipment, site survey, transportation, repair and return warranties, spare and repair parts, publications and technical data, maintenance, personnel training, and training equipment). Сюда же входили и обязательства по всем видам обслуживания в ходе эксплуатации (engineering, logistics, and technical support services, and other related elements of logistics support).

На этот раз в открытой части контракта было прописано разделение на основное военное оборудование (Major Defense Equipment – MDE) – 2950 GBU-39/B и 50 GBU-39 (T-1)/B и неосновное (Non-MDE). При общей стоимости в 386 млн. долларов на основное выделялось 172 миллиона.

172*10˄6 / (2950 + 50) = 57333,3

И теперь остался всего один шаг: 14 368 600 USD из датского контракта при вычисленной из австралийского цене 57333,3 долларов простым арифметическим действием дают нам 250,6 штук

То есть, исходя из средней цены за единицу УАБ типа GBU-39 на мировом рынке вооружений около 57 тыс. долларов, объем партии заказанных Данией авиабомб составляет около 250 единиц.

Что тут осталось сказать? Совсем немного. В соответствии с регулярными официальными отчетами МО Дании, за период с июля по октябрь самолетами F-16 ВВС Дании выполнено 180 боевых вылетов в ходе которых сброшено 268 авиабомб.

Честно, не знаю, входят ли в это количество и бомбы, сброшенные 17 сентября на позиции САА под Дэйр-эз-Зором. Но расход боеприпасов таков, что если хотя бы половину израсходованных боевых средств составляли GBU-39, а эффективность этой системы вооружения будет признана высокой, скоро датчанам придется новую партию закупать.

Первоначально планировалось, что минимальный период развертывания самолетов F-16 ВВС Дании на Ближнем Востоке составит шесть месяцев – с июля по декабрь. Однако в случае резкого обострения ситуации в зоне проведения операции, руководство Дании может продлить этот период еще на полгода.

Ну, и напоследок, как говорится, чтобы два раза не вставать, хотя к основной теме это не относится, но в рамках общей ситуации по вкладу Дании в операцию также следует напомнить, что еще с конца 2015 года на АвБ Аль-Асад (Al Asad Air Base) к северу от Багдада действует мобильная РЛС AN/TPS-77. В начале октября объявлено о намерении продлить период ее передового развертывания сразу до конца 2017 года. На эти цели планируется дополнительно выделить около 10 млн. крон (1,5 млн. долларов). Видимо, очень полезным сей девайс оказался для западной коалиции против ИГИЛ.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: Flyvevåbnet, denmark, f-16, forsvaret, gbu-39, Дания
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments