andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Category:

Патрульные катера типа "Август Нэрё" сил специальных операций Норвегии

00
ПКА "Август Нэрё" на заводских ходовых испытаниях в Балтийском море - пока еще со шведским флагом © Foto: Dockstavarvet AB

В соответствии с действующими представлениями командования ВС Норвегии о применении сил специальных операций (ССО), одной из их важнейших характеристик считается мобильность. В условиях перманентного недофинансирования последних лет проблемы накопились по всем основным направлениям ее обеспечения - по сухопутной, воздушной и морской составляющим. В меру сил руководство МО и ВС пытаются теми или иными купировать выявленные недостатки. О наземной и авиационной технике поговорим как-нибудь в другой раз. А пока посмотрим, что там у них с морской мобильностью – согласитесь, немаловажный аспект, с учетом особенностей физико-географических условий страны.

Если пока не рассматривать перспективу предстоящей передачи из ВМС в морской Хемверн быстроходных десантных катеров SB-90N, то подразделения Командования сил СпН ВМС (Marine Jegerkommando - MJK) можно считать неплохо укомплектованными быстроходными плавсредствами различных типов. А вот Командование сил СпН ВС/СВ (Forsvarets Spesialkommando/Hærens Jegerkommando - FSK/HJK) до недавнего времени не имело на вооружении современных быстроходных катеров за исключением надувных моторных лодок с жестким корпусом, которые имеют недостаточные показатели по мореходности и автономности для решения целого ряда задач, особенно в условиях открытого моря. В первую очередь это относится к обеспечению безопасности и предотвращению террористических атак на объектах разветвленной сети нефтегазовой инфраструктуры Норвегии в Северном и Норвежском морях.

Об острой необходимости в новых патрульных катерах (ПКА) командование ВС Норвегии заявляло еще в 2005 году. Как водится, на фоне проблем с бюджетным финансированием подготовка программы заняла всего каких-то 5-6 лет, началась она только в 2011 году, а разместили заказ на на постройку 2013 году. Подписанный в декабре контракт предусматривал строительство в течении 19 месяцев малой серии из двух единиц с опционом ещё на один катер. Общая стоимость программы составила около 70 млн. норв. крон (7,9 млн. долл.), включая поставку специального оборудования, запасных частей, инструментов и принадлежностей.


© Foto: Petter Håkanson

Головной катер передан заказчику в лице службы тыла "Фло" в октябре 2014 года и затем еще в течение гола проходил испытания в Норвегии. Второй катер (зав.№581) передан службе "Фло" 29 июня 2015-го.

Оба катера спроектированы и построены на верфи шведской компании Dokstavarvet AB. Это та самая, чьи Stridsbåt 90 H(alv) (Strb 90H) или Combatboat 90 (СВ 90) с удовольствием юзают в Швеции, Норвегии, Греции, Малайзии и США, которые заслужили высокие оценки в ходе опытной эксплуатации в Германии и Великобритании, чей демилитаризованный вариант Interceptor Craft 16 M, проданный БОХР ПВ ФСБ РФ, был клонирован сразу в двух российских вариантах – проекты 03160 "Раптор" и БК-16, а также расползается по миру другими многочисленными клонами – в Нигерии, Парагвае и нескольких странах Юго-Восточной Азии (как ни странно, только Китай пока не отметился в этом "почетном" списке).

Генеральный директор Dockstavarvet AB Андерс ХЕЛЛМАН (Anders Hellman) утверждает, что инженерам их компании удалось создать современный корабль с высокими техническими характеристиками. В частности, особенно подчеркивается, что достигнуты уникально низкие показатели уровня шума. Начальник командования сил СпН ВС/СВ полковник Фруд КРИСТОФЕРСЕН (Frode Kristoffersen) также отметил, что, исходя из технических характеристик катеров, специальные подразделения будут способны выполнять поставленные перед ними задачи на море более эффективно и качественно. Как водится, заявлено, что в настоящее время полный перечень решаемых задач и технических характеристик корабля не раскрывается. Тем не менее, нижеследующая табличка вполне позволяет получить общее представление:

длина максимальная, м 21,55
длина по КВЛ, м 18,21
ширина, м 4,36
осадка, м 2,55
водоизмещение, тонн около 50
грузовместимость, тонн 8-10
максимальная скорость, узлы около 50
главная энергетическая установка 2 дизель MTU 10V 2000 M94В можностью по 1599 л.с. (1193 кВт)
редукторы 2 х ZF 3000
движители 2 водомета V10 (MJP 450 DRB)
подруливающее устройство: SH240 Sleipner Motor
палубный кран PC Palfinger 2700 M
уровень шума, дБ:
рулевая рубка
десантное отделение

61
71



© Dockstavarvet AB

У завода-изготовителя проект получил обозначение IC 20 M. По норвежской классификации новые ПКА относятся к классу "сторожевой катер-перехватчик" (interceptor sikringsbåt) и предназначены для решения следующих основных задач:

противодиверсионное охранение боевых кораблей в ходе морских операций;
охрана объектов нефтегазовой отрасли;
обеспечение поисково-спасательных операций;
проведение водолазных работ.

01

При действиях совместно с другими катерами ССО, новые ПКА типа будут выполнять роль кораблей управления, так как за счет бóльшего водоизмещения и лучших условий обитаемости имеют возможность размещения на борту оперативной группы штаба командования ССО.


© Foto: Christian Nørstebø / Forsvaret Forum

Новый корабль может вместить до 20 человек личного состава в пассажирском отсеке, и 2-4 члена экипажа в рулевой рубке. В отличие от большинства использовавшихся до этого быстроходных плавсредств СпН, важной особенностью катеров нового типа считается возможность укрытия и обогрева во внутренних помещениях экипажа и пассажиров.

Основное палубное оборудование включает установленный на корме кран-манипулятор грузоподъемностью 3 тонны, гидравлическую лебедку и коллективные спасательные средства (два надувных плота "Викинг").

Радиоэлектронное вооружение включает РЛС MDS-61R, радиостанции УКВ-диапазона, а также навигационную систему SeaCross с авторулевым AP70 Simrad и GPS-приемником G2B ComNav.



Штатного вооружения изначально не предусмотрено, но в соответствии с тактико-техническим заданием, при постройке катеров конструкция рубки была соответствующим образом усилена, чтобы иметь возможность установки на ее крыше дистанционно-управляемого модуля вооружения "Си Протектор" с 12,7 мм пулеметом.



Еще в 2010-м планировалось, что головному катеру дадут название "Макс МАНУС" (Max Manus), в честь лейтенанта роты СпН "Линге". Но в 2013-м приняли решение, что серии будут присваивать имена норвежских моряков, принимавших активное участие во Второй Мировой войне в качестве переправщиков для разведчиков и диверсантов роты Линге на маршруте из Великобритании в Норвегию. Обратными рейсами они вывозили беженцев, заподозренных оккупантами и коллаборационистами в сотрудничестве с союзниками. Головной катер решили назвать в честь Августа НЭРЁ - одного из наименее известных, почти незаслуженно забытого капитана "Шетландского автобуса".

И впрямь, история вышла не очень красивая. Именно А. НЭРЁ "открыл" тот самый маршрут в январе 1941 года и до мая 45-го успел совершить рейсов больше, чем Лиф "Шетландец" Ларсен - самый распиаренный из всех капитанов "автобуса".


Август НЭРЁ в 1945 году

После войны Августа ждал интернациональный "стандартный набор" большинства ветеранов - неустроенность, озлобленность на систему, попытки утопить проблемы в алкоголе... Некоторое время он даже рассматривал возможность эмиграции в Австралию. К счастью, в августе 49-го Август женился, и скоро необходимость кормить семью отодвинула все остальные его проблемы на второй план. В поселке знали, что он участвовал в войне, но никто не подозревал, что НЭРЁ - настоящий герой той войны. А он уже успокоился, и не старался себя выпячивать.


Август НЭРЁ (слева) со своим боевым товарищем в музее Sunnmøre на фоне мотобота "Хеланд" (Heland) - одного из кораблей их "Шетландской бригады", 1970-е годы

Август НЭРЁ умер в 1977 году, но в 2013-м всё ещё оставалась жива его вдова.


Капитан Томас АДАМ из Спн ВС/СВ в мае 2013-го от имени вооруженных сил Норвегии официально известил вдову капитана Агот НЭРЁ, что как того и заслужил ее муж, имя его теперь будет увековечено в названии нового корабля. В мае 1945-го капитану НЭРЁ было всего 25 лет - на этом фото ему на год меньше, чем внуку Штеффену © Foto: Svein Nordal


© Foto: Dockstavarvet AB

Спущенный на воду весной 2015 года будущий ПКА "Август Нэрё" прошел заводские ходовые испытания на Балтике, после чего был доставлен в Норвегию. Акт приемки специалистами службы тыла "Фло" подписан 29 июня, после чего начались госиспытания. Церемония крещения прошла 16 октября на набережной Фоснавог (Fosnavåg), административного центра муниципалитета Херёй (Herøy) провинции Мёре-ог-Румсдал (Møre og Romsdal). Крестной матерью катера стала вдова капитана Агот HЭРЁ, которой к тому времени уже исполнилось 90 лет.








Будущий ПКА "Август Нэрё" 15 октября 2015 года в Фоснаваге, за день до крещения (фото пользователя Gisle с сайта skipsfarts-forum)

Сама церемония крещения прошла безо всякой помпезности, что называется, в теплой дружественной обстановке.



06
Очень символично - мотобот "Хеланд" встречается со своим капитаном через 70 лет после войны © Foto: Christian Nørstebø / Forsvaret Forum



Далее фото с церемонии Бьорна ХАЛВОРСЕНА © Foto: Bjørn Halvorsen

"Хеланд" и "Нэрё" заходят в порт


"Август Нэрё" швартуется к причалу. Капитан Томас АДАМ - официальный историограф СпН Норвегии


Начальник командования сил СпН ВС/СВ Норвегии полковник Фруд КРИСТОФФЕРСЕН рапортует вдове капитана Агот НЭРЁ




Депутат норвежского парламента Арнульф ГОКСЬЁР (Arnulf Goksøyr)








Ветеран войны Jakob Strandheim (95) и ветеран СпН Joackim Rønneberg (96)


Крестную мать поздравляют с успешным разбиванием бутылки шампанского


На борту "Хеланда"


Праздник закончен, можно расходиться



07
Вдова капитана и крестная мать корабля Агот НЭРЁ в рубке ПКА "Август Нэрё" © Foto: Christian Nørstebø / Forsvaret Forum

И пара небольших видео:





К сожалению, со вторым катером все прошло как-то совсем келейно. Ни одной фотографии пока нет. Известно только, что командование сил СпН ВМС провело церемонию его крещения 28 октября того же года в Бергене под названием "Петтер Сален" (Petter B. Salen). Имя Петтера Биргера САЛЕНА известно в Норвегии намного лучше Августа НЭРЁ. К концу войны он переквалифицировался в боевого пловца и готовился к проведению диверсий против германских кораблей в портах Норвегии. Но не успел, поэтому сразу по окончании военных действий наоборот, занимался тралением немецких мин. Стоял у истоков современной водолазной службы норвежского флота и подразделений подводных диверсантов СпН ВМС.

В соответствии с разделением зон ответственности ПКА "П. Сален" закреплен за командованием сил СпН ВМС Норвегии с районом патрулирования в северной части Норвежского и в Баренцевом морях. Второй ПКА "А. Нэрё" передан в состав командования сил СпН ВС/СВ с основным районом патрулирования в Северном море и в южной части Норвежского.

Окончательное решение по постройке третьего катера в серии пока не принято. С одной стороны, денег всегда не хватает, а 30 миллионов крон на дороге не валяются. С другой, спецназовцы всегда на особом счету и если очень попросят, для них найдут - были уже прецеденты, причем совсем недавно (но об этом в другой раз). Так что, все будет зависеть от того, как новые катера себя зарекомендуют, и насколько тяжко станет ССО Норвегии после передачи Хемверну SB-90.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: August Nærø, Hærens Jegerkommando (HJK), dockstavarvet, forsvaret, forsvarets spesialkommando (fsk), marine jegerkommando (mjk), norway, petter b. salen, sjøforsvaret, Норвегия, портрет
Subscribe

Posts from This Journal “forsvarets spesialkommando (fsk)” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments