andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

"Апачи" на лыжах, теперь и в Арктике

Слил в блог накопленные запасы стрелковки, теперь можно переходить к вертолетам.
00
1-й разведывательно-ударный вертолетный батальон 25-го полка армейской авиации 25-й пехотной дивизии (1st Attack Reconnaissance Battalion, 25th Aviation Regiment, 25th Infantry Division) – первое подразделение "Апачей" постоянной дислокации на Аляске © Photo: Staff Sgt. Sean Brady / U.S. Army

Как справедливо заметил коллега 477768 в своем материале "Прототипное"

Вертолёт, который потом назвали "Апачем", был разработан компанией Hughes в рамках конкурса, объявленного ещё в далеком 1972-м году командованием американской армии на создание ударного вертолёта для замены АН-1 "Кобра". Конкурентом фирмы на первом этапе были Boeing-Vertol, Bell, Sikorsky и Lockheed Martin. В 1973 году для второго этапа конкурса отобрали проекты Bell Model 409 и Hughes Model 77, которые получили армейские обозначения YAH-63 и YAH-64 соответственно. Первый свой полёт новый вертолёт от Hughes совершил 30 сентября 1975 года. В декабре 1976-го года объявили о победе YAH-64 и начались работы по усовершенствованию и доводке машины.

Изначально разрабатывались две модификации – Alfa для сухопутных войск и Bravo для авиации морской пехоты. Но проект AH-64B в конечном счете разбился о бюджетные проблемы, так и не взлетев. Поэтому в КМП США до сих пор используют модификации все той же "Кобры", а в армейской авиации "Апач" вполне себе прижился.

Понятное дело, пока обе стороны Холодный войны готовились перемалывать танковые армады друг друга в Фульдском коридоре, о способности нового ударного вертолета действовать в холодных условиях мало кто задумывался. Такие возможности проверили только зимой 1991-го, когда пару вертолетов модификации "А" доставили на Аляску и испытали на полигоне "Доннели" близ Форт-Грили (Donnelly Training Area, Ft. Greely, Alaska). По итогам вроде бы даже что-то там подправили в консерватории конструкции. Но, видимо учли не все нюансы, судя по видео 2012 года:



А если без шуток, то скорее всего решающую роль среди причин этого конкретного инцидента сыграла высокогорность, а не низкие температуры. Разумеется, если совсем не рассматривать изначальную полную альтернативную одаренность пилота машины.

Как бы то ни было, не прошло и сорока лет, а вопрос полетов в Арктике встал перед пилотами "Апачей" ребром, когда в 2016 году МО США приняло решение развернуть подразделение AH-64 на Аляске.

10 марта сайт armytimes опубликовал статью Майкла ТЭНА (Michelle Tan) "Армейские "Апачи" с лыжами: Ударные вертолеты модернизированы для холодного климата" (Army Apaches with skis: Attack helos get cold weather upgrades), но к сожалению, на просторах рунета информация эта не получила достойного освещения. Только небольшую выжимку дали на warspot, удостоившуюся одного-единственного репоста. Собственно, и сам я узнал о таких новостях аж спустя полгода, да и то, с подачи соседей, когда в Offisersbladet увидел крохотную заметку "Апачи" на лыжах!" (Apacher på ski!).

Только непонятна аффектация норвежского автора с этим его восклицательным знаком, потому что впервые такое сочетание появилось еще десять лет назад, причем на островах Страны Восходящего Солнца.

01
Вертолет AH-64DJ Apache Longbow армейской авиации Японии. Фото 2007 года, а первую машину поставили в войска в начале 2006-го © Photo: T. Ueda

02
© Photo: Airglas Inc

Новых "индейско-подданных" Микадо "переобула" американская компания Airglas Inc. Один комплект L20500A AH-64 APACHE её производства состоит из трех лыж на пластиковой основе. Две из них, каждая размерами 1,5×0,9 метра, крепятся на передних стойках шасси, а на хвостовой – одна размером 0,9×0,9 метра. Общий вес комплекта составляет около 180 килограмм, стоимость – 15-20 тыс. долларов. Насладиться технологической расчлененкой можно здесь (там внизу ссылки на PDF-файлы).

Почему японцы пригласили для такой, на первый взгляд, не очень сложной работы заокеанских коллег, если даже вертолеты по лицензии смогли построить сами? Просто не захотели тратить время и силы, потому что "несложно" это только на первый взгляд. Те же, кого позвали, уже набили всех положенных шишек и накопили достаточно опыта, еще раньше "переобув" для условий Аляски все вертолёты CH-47 Chinook и UH-60 Black Hawk и из состава U.S. Army Alaska’s Aviation Task Force.

03
© Photo: U.S. Army

12
© Photo: John Pennel

Alaska
© Photo: Staff Sgt. Sean Brady / U.S. Army

Я не стал полностью переводить статью М. ТЭНА – ненавижу американскую манеру размазывать важную информацию по всему тексту, по сто раз повторяя одно и то же. Просто дополнил первый перевод с warspot теми деталями, которые они сочли возможным опустить, но которые очень важны именно при взгляде из-за Полярного круга.

А еще фотачки, фотачки))) Много фоточек:


Один из последних американских "Апачей" в Германии демонстрируют немецким резервистам (Katterbach Army Airfield, Germany, сентябрь 2015) © Photo: Mr. Andy Gracklauer / Franconian News


Погрузка вертолетов АН-64 из 3-го батальона 159-го авиационного полка на борт С-5 "Гэлекси" (Ramstein, Germany, 18 августа 2015) © Photo: Senior Airman Nicole Sikorski / 721st Aerial Port Squadron / USAF


Первые из 24 АН-64 "Апач" выгружают на их новой базе (Fort Wainwright, Alaska, 18 августа 2015) © Photo: Capt. Richard Packer / U.S. Army


© Photo: Richard Packer / U.S. Army


© Photo: Richard Packer / U.S. Army


© Photo: Ricardo Zamora / U.S. Army

В настоящее время AH-64 "Апач" является основным боевым вертолетом СВ США. Еще есть легкие вертолеты OH-58 "Кайова", но в соответствии с пятилетним планом реорганизации армейской авиации сухопутных войск (Aviation Restructuring Initiative – Инициатива по рестуктуризации авиационных активов) командование планирует отказаться от их использования, передав разведывательные функции "Кайовы" все тем же "Апачам". Еще одним из положений Инициативы стало принятое в августе 2015 года решение о переброске из Германии на Аляску подразделения AH-64 (3rd Battalion, 159th Aviation Regiment (Attack/Reconnaissance)). А уже в сентябре к новому месту постоянной дислокации в Форт-Уэйнрайт прибыли первые 20 машин из 24 запланированных. Они заменили там вертолеты "Кайова" 6-й эскадрильи 17-го кавалерийского полка (6th Squadron, 17th Cavalry Regiment), которую вывели с Аляски и расформируют в апреле 2017-го.

На вооружение 1-го батальона в дальнейшем должны также поступить еще и БЛА Gray Eagle, на что недвусмысленно намекает герб подразделения, но это уже сильно выбивается за рамки нашей сегодняшней темы, о них мы поговорим как-нибудь в дугой раз.

Alaska_1

Alaska_2
© Photo: Staff Sgt. Sean Brady / U.S. Army

Предстоящая эксплуатация "Апачей" в сложных погодно-климатических условиях Аляски предопределила необходимость предварительной модернизации вертолетов. Основным изменением, наиболее заметным внешне, стала установка лыж на шасси. Американцы не стали изобретать велосипед, и купили готовую продукцию все той же Airglas Inc.

04
© Photo: Airglas Inc

05
© Photo: Airglas Inc

Важной особенностью комплекта является возможность его круглогодичной эксплуатации. Лыжи имеют прорези для колёс и устанавливаются на шасси таким образом, что колесо выступает под нижней поверхностью, что позволяет вертолётам осуществлять пробежку при эксплуатации их с грунтовых и асфальто-бетонных площадок.

Как не покажется странным, но едва ли не более важным, чем обеспечение безопасной посадки вертолетов в сугробах, является использование лыжного шасси в короткие летние месяцы. Аляска расположена в зоне вечной мерзлоты, поэтому с потеплением бóльшая часть снега и льда сразу превращается в болото.

1-25th-ARB.AH-64D-Apache-vol_USDoD-2

"Когда мы впервые попали сюда, то поначалу нас вводили в курс дела ребята из соседнего батальона "Блэк Хоков". Как при полетах в горах у вертолетчиков существует развернутая классификация горных склонов, так в Арктике они быстро научились различать разные типы болот. Бывает простое болото, торфяное болото, болото из воды и мертвой растительности, и все это часто покрыто внешне очень симпатичным слоем мха. По их словам, глубина таких болот может достигать 10 метров. Лыжи позволяют более рационально распределить вес вертолета, давая пилотам "некоторую уверенность при посадке". В противном случае, "когда летательный аппарат приземляется на грунт, вертолет неустойчив, как лодка на поверхности воды… Приземляешься на торфяное болото, как будто на губку", - рассказал 4-й воррент-офицер Майкл МЭН, пилот-инструктор 1-го батальона.

06

07

08
Как и в 1991 году, перед установкой на строевые машины поначалу все новшества прошли проверку на полигоне "Доннели" испытательного центра Форт-Грили © Photo: U.S. Army

Существовали некоторые опасения, что дополнительный вес лыж и их далеко не идеальная аэродинамическая форма ухудшат летные характеристики "Апачей", однако они не подтвердились. Поэтому переучивание строевых пилотов на управление вертолетом с лыжным шасси не составило особого труда. В марте-апреле с.г. они также отработали тактику, методы и процедуры применения 30-мм пушки M230, чтобы при стрельбе не задевать лыжи.

1-25th-ARB.AH-64D-Apache-vol_USDoD-4
А с использованием блоков НАР никаких особых проблем не было изначально © Photo: Staff Sgt. Sean Brady / U.S. Army

После этого вертолеты впервые приняли участие в летнем учении "Рэд флэг/Аляска-2016". К сожалению, тогдашних фоток "Апачей" с ходу я не нашел. Зато наткнулся на "Рескью Хок" - что характерно, ни разу не армейская авиация, а ВВС, но тоже на лыжах.


© Photo: Indian Air Force


И он же на Arctic Thunder Airshow 2016 после учения (Elmendorf AFB, Anchorage, Alaska, август 2016) © Photo: Peter Davison

09
Первая же зима позволила личному составу 1-го батальона сполна "насладиться" прелестями службы на Аляске. Температура –20ºС для них теперь норма, а не что-то экстраординарное, потому что иногда столбик термометра опускался до –48ºС. © Photo: Staff Sgt. Sean Brady / U.S. Army

1-25th-ARB.AH-64D-Apache-vol_USDoD-3
Photo: Staff Sgt. Sean Brady / U.S. Army

"Апач" разрабатывался для более умеренных погодно-климатических условий. Неясно, что там сделали после испытаний в 1991 году, но хорошо, если хоть что-то сделали. Потому что при эксплуатации зимой 2015-2016 гг. было выявлено множество замечаний в работе техники. Коллеги и соседи с "Блэк Хоков" и "Чинуков" поделились с 1-м батальоном множеством полезных советов и своих маленьких хитростей. Но на "Апаче" больше электроники и компьютеров, чем на любом из двух других вертолетов. А большинство его систем имеют гидравлические приводы. Соответственно возникают проблемы от того, что бортовые компьютеры долго загружаются, а амортизаторы стоек шасси текут на морозе. Совершенно неудовлетворительной оказалась работа системы обогрева. В пиковые морозы приходилось гонять вспомогательную силовую установку по три часа, пока появлялась возможность запустить двигатели. "Апач" сильно проигрывает в сравнении с "Чинуком", на котором установлена гораздо более эффективная система отопления для разогрева самолета. Все замечания направляют инженерам Арсенала в Редстоун в надежде, что они смогут чем-то помочь.

И в целом, много нареканий к работе местной логистической системы, "не привыкшей" пока еще к обслуживанию "Апачей". Впрочем, это традиционно при передислокации любой части. Когда их решат, станет полегче.

10
Из-за суровых условий Аляски большую часть времени вертолеты стоят в ангарах, где производится их обслуживание и откуда их выкатывают только на период проведения полетов © Photo: Staff Sgt. Sean Brady / U.S. Army

1-25th-ARB.AH-64D-Apache-tarmac_USDoD
Photo: Staff Sgt. Sean Brady / U.S. Army

Еще одна важная проблема, с которой в батальоне пытаются справиться по мере своих сил – комплект выживания" (survival kit) вертолёта AH-64. Стандартный набор, разработанный из расчета "средней температуры по больнице", пришлось срочно менять в связи с новыми условиями эксплуатации, поскольку большая часть его составляющих не рассчитана на использование в условиях сильных морозов и снежных бурь. Кроме обязательных бронежилетов, шлемов, личного оружия с запасными патронами и дополнительных суточных рационов питания, при аварийной посадке в Арктике необходимы средства зимнего выживания: спальные мешки, палатки, теплая одежда и обувь, средства передвижения (снегоступы, лыжи, сани). Все это имущество и снаряжение нужно умудриться разместить в специально предназначенном для этого небольшом отсеке в хвостовой части, объемом всего лишь 0,2 куб. метра. В принципе, в нештатной ситуации экипаж вертолёта мог бы демонтировать лыжи и собрать из них санную повозку. Но снять их со стоек шасси без специальных инструментов – нетривиальная задача. Не меньшая проблема – купить это все. Качественное снаряжение такого класса стоит несколько тысяч долларов. Догадайтесь с одного раза, внесли ли изменения в штатный комплект снаряжения "Апачей", перебазировав их в Арктику? Увы, но тенденции у бардака везде схожи.

В 1-м батальоне изучили различные варианты способов хранения столь необходимого, но громоздкого комплекта выживания. Один из основных рассматриваемых сейчас вариантов – контейнер на одном из пилонов внешней подвески. По заказу пилотов прототип его оперативно изготовили все в той же Airglas Inc. При таком варианте появляются дополнительные 0,35 куб. метра для хранения аварийного имущества, а корпус контейнера может использоваться в качестве салазок для перевозки запасов. Предварительно цена одного такого изделия составляет всего в 5-7 тыс. долларов.

11
Прототип контейнера с арктическимкомплектом выживания для вертолета AH-64 © Photo: U.S. Army

Впрочем, армия США не торопится принимать предложения выскочек с низов. Они смотрят далеко вдаль и надеются "в кратчайшие сроки с минимальными затратами" создать ультрасовременное снаряжение для выживания, которое удастся втиснуть в существующий объем. Ну, а уж если не выйдет, то после нескольких лет интенсивных НИОКР и пары-тройки потраченных на это миллионов можно будет вернуться и к предложению уверенных пользователей АН-64.

Можно, я повторю это еще раз? Увы, но тенденции у бардака везде схожи.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: ah-64 apache, Арктика, США
Subscribe

Posts from This Journal “ah-64 apache” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment