andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

"Найтвей-16" – ежегодное учение ВВС Швейцарии в Норвегии


Для начала пару слов от и имени и по поручению КО. Полеты в ночное время относятся к особому типу полетов в сложных условиях, при которых не только начинающие, но и опытные пилоты сталкиваются с целым рядом трудностей. Среди основных проблем, в первую очередь отмечается, что летчику без навыков сложно определить расстояние до земли при выполнении посадки на освещенную прожекторами полосу. Во-вторых, выполняя полет над водой при полном штиле и ясном звездном небе, особенно на малых высотах, легко потерять пространственную ориентировку.

Регулярное проведение учебных полетов в сложных условиях позволяет пилотам достичь высокого уровня боевой готовности. Но из-за высокой плотности населения и при действующих в Швейцарии жестких национальных экологических стандартах военным пилотам этой страны разрешаются тренировочные ночные полеты только один раз в неделю и только в период с октября по март.

Норвегия способна предоставить гораздо большие возможности для такой подготовки, поэтому в 1998 с правительством Швейцарии подписали соответствующее соглашение о подготовке пилотов ее боевой авиации к ночным полетам. При выборе Норвегии страной-партнером командование ВВС Швейцарии руководствовалось следующими критериями:

бóльшая продолжительность темного времени суток в зимнее время в приполярных районах обеспечивает больше времени на проведение тренировок;

бóльший, по сравнению с воздушным пространством Швейцарии, пространственный размах полетных зон в силу меньшей загруженность воздушных эшелонов в районе проведения учений;

большинство полетных зон находятся над морем, в результате чего шум от ночных полетов создает меньше неудобств местному населению;

минимальная высота полетов в районах проведения учений составляет 1600 м над уровнем моря, в то время как в Швейцарии – 3700 м;

сверхзвуковые полеты над морем в Норвегии могут производиться на минимальной высоте 2 800 м, тогда как в Швейцарии – не ниже 10 000 м, так существует риск спровоцировать сход снежных лавин в зимнее время, что является важным фактором для горной страны;

возможность отработки тактики ведения ночного воздушного боя против самолетов F-16 ВВС Норвегии;

существенно большая производительность двигателей при полетах на меньших высотах.

После подписания в 1998 году межправительственного соглашения, ВВС Швейцарии провели в Норвегии семнадцать учений (в 1999 и 2005 году не проводились) под условным наименованием "Найтвей" (Nightway). До 2006 года, включительно, они проходили в течение четырех недель в феврале-марте. С 2007 года и до настоящего времени учения типа "Найтвей" проводятся в ноябре-декабре

год сроки, продолжительность
2016 14 ноября – 9 декабря
2015 9 ноября – 4 декабря
2014 10 ноября – 5 декабря
2013 11 ноября – 6 декабря
2012 12 ноября – 7 декабря
2011 14 ноября – 9 декабря
2010 8 ноября – 3 декабря
2009 9 ноября – 4 декабря
2008 12 ноября – 5 декабря
2007 12 ноября – 7 декабря
2006* 6 февраля – 3 марта
2004 9 февраля – 5 марта

Примечание: * – в 2005 году учение не проводилось
17

Для проведения учения используется воздушное пространство над береговой чертой Норвежского моря и прибрежными акваториями провинции Сёр-Тренделаг в районе АвБ Эрланн (Ørland) ВВС Норвегии.

Каждый раз к участию в учении "Найтвей" привлекается стандартный наряд сил. От ВВС Швейцарии – не менее восьми самолетов F/A-18C/D "Хорнет" и до 120-140 человек личного состава, из которых около 30 пилотов (в две смены по две недели), 80 человек наземного персонала (включая 25 техников) и 10 человек, отвечающих за безопасность и управление полетами. От ВВС Норвегии – персонал АвБ Эрланн, четыре самолета F-16 и пилоты из состава 338 ибаэ.

Предварительная подготовка проводится заблаговременно на территории Швейцарии, включая получение первичных навыков ночных полетов. Перед самым вылетом в Норвегию каждый пилот, привлекаемый к участию в учении "Найтвей", проходит под руководством инструкторов курс выживания при посадке на воду в ночное время в случае катапультирования на базе учебного центра ВВС на озере Невшатель (Neuchâtel). Там летчики изучают используемое снаряжение и аварийно-спасательное оборудование, получают практические навыки в его использовании с последующим допуском. Во время тренировок, как и во время полетов, пилот одет в водонепроницаемый костюм, предохраняющий пилота от замерзания в холодной воде при температуре около +4°C (экипировка швейцарских пилотов)

На втором этапе подготовки производится переброска сил и средств ВВС Швейцарии на АВБ Эрланн, при этом обеспечивающая группа заблаговременно доставляется на аэродром рейсом чартерной авиакомпании, а затем истребители F/A-18C/D совершают перелет самостоятельно.

01
Перед началом учения "Найтвей-2004" © Foto: Swiss Air Force

02
Швейцарская авиагруппа на АвБ Эрланн в Норвегии (февраль-март 2004 года) © Foto: Aldo Wicki / Swiss Air Force

03
АвБ Эрланн – передовая база самолетов Е-3А "Сентри" командования АВАКС НАТО (февраль-март 2004 года) © Foto: Aldo Wicki / Swiss Air Force

04
Техники авииагруппы на учении "Найтвей-2004" © Foto: Aldo Wicki / Swiss Air Force

По прибытию на место с пилотам проводятся дополнительные занятия о местной организации, правилах и особенностях поисково-спасательного обеспечения ночных полетов над морем, об особых метеорологических и географических условиях в районе полетов, о различиях в системах управлении воздушным движением в Швейцарии и Норвегии и т.д.

После этого в течение двух смен по две недели пилоты ВВС Швейцарии отрабатывают ночные полеты по постепенно все более усложняющейся программе в рамках следующего типового распорядка дня (время местное, мск + 2 часа):

09.00 подъем, завтрак
10.00 физическая подготовка
11.30 обед
13.15 метеосводка
до 13.45 подготовка к полету (частично производится накануне)

Волна А:
13.45-14.30 инструктаж
14.40 переодевание и экипировка
14.55 посадка в самолет
15.30 взлет
16.30 (приблизительно) посадка
17.00 разбор полетов

Волна B – до 20.30
Волна С – до 23.30

В выходные дни (суббота и воскресенье) полеты не проводятся.

За время одной смены новые летчики-истребители ВВС Швейцарии должны развить и закрепить навыки в рамках заключительного этапа программы базовой подготовки с допуском их к самостоятельным ночным полетам одиночно и в группе:

с использованием и без использования бинокулярных приборов ночного видения;
в сложных физико-географических условиях (низкие температуры, осадки, рельеф местности);
на малых и сверхмалых высотах.

06

07
Визуальная идентификация в очках ПНВ – важный элемент ночного вылета на перехват цели © Foto: Swiss Air Force

08
Обработка противообледенительным реагентом при подготовке к вылету © Foto: Aldo Wicki / Swiss Air Force

09
К полету готов © Foto: Aldo Wicki / Swiss Air Force

10

11
В едином строю с F-16 ВВС Норвегии © Foto: Swiss Air Force / Forsvaret

На завершающем этапе подготовки каждой из двух смен пилотов (вторая и четвертая неделя) к участию в учении привлекаются истребители F-16 ВВС Норвегии – для отработки пилотажа в едином строю самолетов различных типов и национальной принадлежности, а также для проведения учебных ночных воздушных боев.

В среднем за время каждого учения "Найтвей" пилоты ВВС Швейцарии выполняют около 180 самолето-вылетов.

00
F-18 ВВС Швейцарии садится на АвБ Эрланн ВВС Норвегии с использованием тросового аэрофинишера (с) Foto: Helge Hopen / FLO

Ниже еще несколько снимков с "Найтвей" 2014-2015 годов. Почему-то швейцарцы не очень любят фотографиться во время этих учений – я сюда выгреб все, до чего сумел дотянуться в сети.

12

13

14

15

16

10 ноября командование ВВС Швейцарии объявило, что в этом году учение "Найтвей" проводится 14 ноября – 9 декабря. К участию привлекаются в общей сложности 130 человек в две смены, включающих 36 пилотов, 93 военнослужащих наземного персонала, одного системного оператора, восемь основных истребителей F/A-18 и два резервных, которые могут использоваться в качестве ЗИП для текущего ремонта.

Напоследок следует отметить, что норвежское руководство всячески демонстрирует заинтересованность в предоставлении своей территории партнерам и союзникам для проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки. Кроме "Найтвей" и регулярных учений НАТО с "Нордефко" здесь можно еще упомянуть подготовку пилотов военно-транспортной авиации Германии и ракетные стрельбы поляков с немцами на полигоне "Аннёйя". Но обо всём этом уже как-нибудь в другой раз.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: Lu​ftforsvaret, f-16, f/a-18, nightway, swiss air force, switserland, Найтвей, Норвегия, Швейцария
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment