andrej kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej kraft
andrej_kraft

Categories:

"Долгострой" норвежских военных-2: палубный вертолет NH-90

00

После рассказа о злоключениях норвежского поисково-спасательного вертолета давайте посмотрим, что там у них с вертолетами палубными.

Норвегия закупила шесть вертолетов Westland Lynx Mk86 в 1981 году для вооружения ими трех своих новых тогда фрегатов БОхр типа "Нордкап". Вновь созданная для этого 337-я эскадрилья нв АвБ Бардуфосс достигла оперативной готовности в 1983 году и довольно благополучно эксплуатировала "Линксы" целых 20 лет. Только в 1988-м один вертолет получил серьезные повреждения при жесткой посадке, но его успешно восстановили специалисты Westland.

15

А потом пришли другие времена. Вместе с планами постройки пяти новых фрегатов типа "Ф. Нансен" решили и кардинально обновить парк палубных вертолетов, для чего, как поначалу казалось, лучше всего подходил проект NH Industries NH-90. В 2001 году с итальянским отделением компании Augusta Westland заключен контракт на поставку 14 вертолетов NH-90 на сумму примерно 7 млрд. крон (около 780 млн. долл. по курсу 2001). В соответствии с первоначальными планами все "Линксы" должны были поэтапно замененять на NH-90, начиная с 2005 года. К 2008 году планировалось иметь в составе ВВС восемь палубных вертолетов для БОхр в поисково-спасательной модификации и шесть многоцелевых – для ВМС. Как вы наверное догадались, тут-то и началось все самое интересное.

В 2010 году первый "Линкс" достиг предельного срока службы, был выведен из эксплуатации и списан. С 2006 по 2011 год вошли в боевой состав флота все пять ФР УРО типа "Нансен", и только в декабре 2011 года в Норвегии появился первый и единственный винтокрыл нового типа. Причем он был в неполной комплектации, предназначался для оценки его возможностей и переучивания пилотов-инструкторов на новую технику.


Посадка первого норвежского NH-90 на ФР БОхр "Сенья" (Норвежское море, 2012) © Foto: Vetle Hallas

В 2012-м сложившаяся ситуация стала предметом обсуждения в парламенте, и депутаты наконец-то узнали, что первая машина может быть передана в эксплуатацию строевым пилотам не ранее 2014 года, а подрядчик не готов сообщить точные сроки поставок остальных машин и гарантировать их соблюдение.

Понятное дело, надо было срочно искать средства на продление срока эксплуатации остальных "Линксов", но и терпеть издевательство подрядчика желания не было. В качестве эффективного шантажа правительство Норвегии поставило итальянцев в известность, что изучает вопрос о расторжении действующего контракта и срочном объявлении тендера для заключения нового. Наиболее вероятным победителем конкурса сразу назвали американскую компани Sikorsky Aircraft с палубным вертолетом SH-60 "Си Хок". Машины этого типа строятся крупными сериями с 1990-х годов, хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации, неоднократно модернизировались, в результате чего сохраняют высокие боевые возможности и летные характеристики. Услышав об этом в США сразу обрадованно заявили, что в случае принятия положительного решения готовы поставить первую машину уже в следующем году.


Вертолет NH90 номер 049 на авиабазе Бардуфосс во время учения "Колд риспонс-2014" © Foto: Torbjørn Kjosvold / Forsvaret

Итальянцы крякнули, напряглись и к концу 2014 года выдавили таки из себя два вертолета. Еще шесть обещали передать в 2015-м, но смогли только два – четвертый и пятый.

И наконец, в феврале 2016-го с завода Finmeccanicas Tessera в Венеции перелетел в Бардуфосс на севере Норвегии уже шестой и пока последний NH-90.


Посадка шестого NH-90 ВВС Норвегии на АвБ Бардуфосс, 9 апреля 2016 г. © Foto: Jenny Gudmundsen / Forsvaret



Маленький, но важный нюанс: все машины поставлены во временной версии так называемого начального оперативного потенциала (IOC – Initial Operational Capability), поэтому их необходимо возвращать на завод для доработок.

Второй нюанс: большая часть вертолетов – в поисково-спасательном варианте для БОхр, то есть, без поискового гидролокатора.


Многоцелевой вариант NH-90 - с поисковым гидролокатором и противолодочными торпедами © Foto: Forsvaret

Хотя это все-таки лучше, чем ничего, но с учетом того, что до следующего года новых поставок не ожидается, картина вырисовывается удручающая. Прошло больше 14 лет с момента подписания контракта. Вместо того, чтобы получить 14 вертолетов в 2005-2008 годах, Норвегия получила только шесть вертолетов и только в 2011-2016.

Еще восемь вертолетов, уже в версии полной оперативной готовности (FOC), запланированы к поставке, начиная с первого квартала 2017-го и до 2020 года. Тем не менее, реальность даже этих планов по-прежнему вызывает сомнения, при том, что срок эксплуатации состоящих в настоящее время на вооружении палубных вертолетов "Линкс" истек в конце 2014 года, продление его не планировалось и профинансировано не было.


© Foto: Øystein Stavdal Paulsen


© Foto: Øystein Stavdal Paulsen






А ведь остаются еще и обязательные "детские болезни", присущие любой новой машине. Производитель заявил, что уже успешно устранил причины многочисленных случаев коррозии на NH-90 (FOC), выявленных в ходе эксплуатации ВМС Франции и Нидерландов в 2014 году. Между тем подобные случаи уже есть и на норвежских машинах, а ведь они еще даже толком не летали с палуб кораблей в реальных условиях агрессивной внешней среды.

Как бы то ни было, обратной дороги нет и этот кактус придется грызть до конца. А строевые пилоты тихо грустят по своим нежно любимым, но канувшим в Лету "Линксам". По их собственным словам: "Летать после них на NH-90 – все равно, что пересесть с "Феррари" на мини-вэн". Уникальная была машина по тяговооруженности, маневренности и легкости управления. В качестве иллюстрации, если кто еще не видел, предлагаю оценить эффектную посадку "Линкса" на палубу датского корвета:

http://youtube.com/watch?v=2lAg-F0TosI


(продолжение следует)


Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: 337 skvadron, Lu​ftforsvaret, forsvaret, lynx, nh90, norway, sjøforsvaret, Норвегия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments