andrej_kraft (andrej_kraft) wrote,
andrej_kraft
andrej_kraft

Category:

Испытания предельных возможностей палубных вертолетов MH-60R "Си Хок" ВВС/ВМС Дании

00

В свое время адреналиновое видео посадки в штормовом море "Линкса" на палубу корвета "Эйнар Миккельсен" порвало немало шаблонов в этих ваших энторнетах. Прошло время, но датские вертолетчики по-прежнему претендуют на звание самых крутых палубных вертолетчиков на этой планете.

Как обычно, зайду издалека…

Дания закупила восемь палубных Lynx Mk.80 в июне 1980 года – на год раньше Норвегии, а собралась менять их несколько позже. Несмотря на это, чудесным образом ей удалось добиться гораздо более стабильных и зримых результатов, нечувственно миновав грабли своих северных соседей. Интересно, что параллельно у них проходила еще и замена поисково-спасательных вертолетов – почти таких же, как у норвежцев "Си Кингов" на те же AW-101. Невероятно, но факт – здесь тоже все прошло довольно гладко, но об этом как-нибудь в другой раз.

В соответствии с планом развития ВС Дании (2010-2014) службы тыла "Фмт" (FMT – Forsvarets Materieltjeneste) должна была изучить вопрос закупки новых палубных вертолетов для замены "Линксам", которые верой и правдой прослужили уже 30 лет в 723-й эскадрилье морской авиации ВМС. Для участия в будущем конкурсе рассматривались пять основных кандидатов:

• MH-60R Seahawk и Н-92 от компании Sikorsky
• NH90 от NH Industries
• AW159 Lynx Wildcat и AW101от AgustaWestland

Интересно, что уже в декабре 2010-го американцы заявили, что Дания близка к покупке их "Си Хоков", но нужно было соблюсти обязательный в таких случаях политес. Выглядело это примерно так: после изучения представленных производителями предложений о стоимости авиационной техники и возможностях логистических решений для ее технического обслуживания, 22 февраля 2011 года "Фмт" назвала трех оставшихся кандидатов. Двое уже представлены в верхнем списке, а третьим стал новичок:

• MH-60R Seahawk
• AW159 Lynx Wildcat
• AS565 MB Panther от Eurocopter

В декабре 2011 года из конкурса вылетела "Пантера", но победителя узнали только 21 ноября 2012 года, когда "Фмт" объявила о намерении приобрести девять MH-60R "Си Хок", из которых первые три должны быть поставлены в 2016 году. Таким образом, Дания стала первой европейской страной-эксплуатантом этой модификации вертолета, который стоит на вооружении ВМС США с 2005 года и строится в сотрудничестве между Sikorsky и Lockheed Martin.

За время конкурса в 2011 году 723 эскадилью успели передать из состава ВМС в ВВС, а службу "Фмт" в 2014-ом преобразовали в Агентство оборонных закупок "Фми" (FMI – Forsvarets Materiel- og Indkøbsstyrelse), но это никак не повлияло на график работы американских заводов.

Сборку первых двух датских "Си Хоков" завершили в июле 2014 года на заводе компании Sikorsky в Стратфорде (шт. Коннектикут), после чего их перегнали на завод Lockheed Martin в Овего (шт. Нью-Йорк), где производилась установка всего основного оборудования из состава комплекса бортового радиоэлектронного оборудования.

01
Первый датский "Си Хок" приземлился в Овего (июль 2014) © Foto: Forsvarets Materiel- og Indkøbsstyrelse

02
В октябре 2014-го вертолет все еще оставался в стандартной трехцветной серо-синей окраске ВМС США, но уже нанесли датский бортовой номер N-971 © Foto: Forsvarets Materiel- og Indkøbsstyrelse

Еще через год 22 октября 2015 оба датских МH-60R достигли эксплуатационной готовности и были переданы с завода Lockheed Martin в ВМС США – официальному продавцу этих вертолетов. Те провели обширную программу испытаний и сертификации как этих двух вертолетов, так и вскоре догнавшего их третьего, прежде чем отправить их в Европу.

Все три доставили на АвБ Каруп в Дании в мае 2016-го. И здесь местные специалисты начали проведение собственных испытаний. Наверное, их программа оказалась настолько оригинальной, что понаблюдать и принять участие напросились даже австралийцы, для чего прислали к коллегам своего летчика-испытателя.

В августе этого года в Австралию поставили последний из 24 заказанных MH-60R для замены старых вертолетов ранней модификации S-70B-2.

Как сообщалось, одним из важнейших этапов испытаний должен был стать так называемый SHOL-тест (Ship Helicopter Operating Limits), то есть исследование предельных возможностей машины при использовании ее с палубы корабля.

В Дании SHOL-тест проходят все корабельные вертолеты, чтобы определить, при каких погодных условиях и весе вертолета его можно безопасно посадить на палубу. Испытание проводится отдельно для каждого типа корабля с вертолетной площадкой, потому что при разной их конструкции существенно отличаются и механизмы образования турбулентных потоков воздуха над палубой, а также у них различны особенности килевой и бортовой качки при волнении на море. Перед практическим проведением SHOL-теста сначала разрабатывают и тщательно исследуют компьютерные модели условий опрокидывания вертолета или соскальзывания его с палубы корабля.

Проведение SHOL-теста считается крайне важным для палубных вертолетов Дании, так как ежегодно не менее четырех кораблей ВМС страны отправляются на боевую службу в Северной Атлантике для патрулирования вод вокруг Гренландии и Фарерских островов – мест, хорошо известных морякам своими крутыми погодными нравами.

Начали проведение SHOL-тестов с фрегатов типа "Тетис". В октябре "Ваэддерен" с новым "Си Хоком" на борту вышел в море и направился в поисках "подходящего" шторма к Фарерам. Дальше рассказывать не вижу смысла – чем сто раз прочитать, лучше один раз увидеть.

Оригинал взят у benzobak3 в No Luck, All Skill-2



"С нами был американский летчик из ВМС США – он никогда не пробовал ничего подобного. Для него это выглядело чем-то "сенсационным". Уверен, нам удалось раздвинуть границы его знаний о том, что такое Seahawk в действии", – рассказывал потом летчик-испытатель, скрывшийся за инициалами CAD. О реакции своего австралийского коллеги он отчего-то упомянуть забыл ;) "Нам повезло, что погода оставалась достаточно плохой в течение трех недель, так что мы смогли проверить вертолет на различных режимах в самых суровых погодных условиях". То есть то, что мы увидели на видео – всего лишь одна из многих посадок при 15-метровых волнах и скорости ветра до 30 метров в секунду.

03
Одна из посадок на борт HMDS Vædderen (F359) © Foto: Rune Dyrholm/ VFK

Я всегда считал, что настоящий летчик слегка сумасшедший и здесь мы видим зримое подтверждение этому тезису, причем на интернациональном уровне. Но этот конкретный представитель подвида Homo Pteros, оказался еще и натурой поэтической: "Когда вы сидите там наверху, в темноте кабины, а вокруг высокие волны и сильный ветер, корабль качается и водяные вихри проносятся над вертолетной площадкой, вам становится слегка тревожно. Все, кто находятся на борту должны доверять друг другу, а большинство решений нужно принимать мгновенно. Нам много раз приходилось прерывать посадку в последнюю секунду, хотя колеса уже почти касались палубы".

Раньше CAD уже приходилось проводить аналогичные испытания с вертолетами "Линкс", поэтому интересна его оценка "Си Хока" – он не не так быстро подчиняется органам управления, зато новая машина гораздо более стабильна в полете. "Я на самом деле приятно удивлен тем, насколько хорошо он справился со сложными погодными условиями. По сравнению с "Линксом" это не такая уж и большая проблема. Он реагирует, как и должно быть, хотя и чуть медленнее. В целом, мы получили отличные результаты, а это значит, что теперь мы спокойно можем летать в погодных условиях, обычных вокруг Гренландии и Фарерских островов. Безусловно, с этим этапным тестом мы достигли важных результатов, которые смогут использовать другие пилоты "Си Хоков" сразу после этого крещения огнем ", – резюмирует CAD.

После фрегатов типа "Тетис" следующие SHOL-тесты будут проходить на более крупных кораблях – фрегатах типа "Ивер Хуитфельдт" и кораблях боевого обеспечения типа "Абсалон". А последними – на относительно небольших и поэтому самых сложных корветах типа "Кнуд Расмуссен". Вся программа испытаний рассчитана на проведение в течение всего следующего года и должна завершиться в 2018 году.

Оставшиеся шесть вертолетов типа MH-60R должны быть доставлены в Данию к концу 2018 года.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ
Tags: Flyvevåbnet, Søværnet, denmark, shol (ship helicopter operating limits), uh/sh/mh-60 sikorsky, Дания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments